"Российский ИТ-рынок уже никогда не будет таким, каким был до кризиса"

Сергей Ганин, компания МПО КлассикаИнтервью с Сергеем Ганиным, директором технического департамента компании "МПО Классика".

- Можно ли сказать, что российский ИТ-рынок вышел из кризиса? Почему?

- На мой взгляд, все еще нет. Правильнее будет сказать, что мы преодолели острую фазу кризиса и наметились тенденции к восстановлению. Увеличивается количество конкурсов и тендеров по ИТ-тематике. У многих компаний снова появилось желание и финансовые возможности вкладывать в развитие ИТ. Однако российский ИТ-рынок уже никогда не будет таким, каким был до кризиса: пережитые потрясения не прошли для него бесследно. Компании стали более взвешенно принимать решения о каких-либо внедрениях и выделять меньшие бюджеты на проекты.

Во время кризиса в компаниях прежде всего стали сокращать персонал и расходы на ИТ. Рынок был в упадочном состоянии, но каким-то образом все работали. И несмотря на то что сейчас рынок восстанавливается, благодаря этому опыту работы с сокращёнными бюджетами к бизнесу пришло некое переосмысление отношения к ИТ. Люди приучились работать в более компактном коллективе, с возросшей нагрузкой на каждого сотрудника. Де-факто эффективность людей повысилась. И сейчас перед бизнесом встаёт вопрос о повышении эффективной отдачи от ИТ и уходе от экстенсивного "закачивания" денег.

Заказчики начали ставить более конкретные задачи, предъявлять конкретные требования и устанавливать более чёткие сроки. Кроме того, они стали пристальнее смотреть на то, каким образом затраты на ИТ реально повышают эффективность бизнеса в целом. Жизнь заставила от каких-то лозунгов переходить к конкретным действиям. В связи с этим исполнителям стало сложнее прорабатывать проекты, увеличились сроки их проработки, а в силу значительного "схлопывания" рынка во время кризиса серьёзно возросла конкуренция между интеграторами.

- Как изменился российский ИТ-рынок за прошлый год? Какие положительные или отрицательные моменты вы бы отметили?

- Я бы отметил обозначившееся смещение фокуса интереса заказчиков: с модели реализации отдельных инфраструктурных ИТ-решений в сторону комплексных ИТ-проектов с целью увеличения эффективности бизнеса в целом. Внедряемая система затрагивает вопросы эффективности взаимодействия сотрудников между собой и с бизнесом. При таком подходе в процессе внедрения производится значительная оптимизация всех бизнес-процессов в организации, что также выгодно для компаний. Например, если мы внедряем систему комплексной автоматизации в компании, распределённой территориально, это влечёт за собой не только пересмотр ИТ-инфраструктуры с точки зрения вычислительных мощностей, но и пересмотр средств коммуникации, каналов передачи данных, способов организации взаимодействия офисов и сотрудников в системе.

Растет интерес к новым формам взаимодействия ИТ и бизнеса – "облачным" технологиям, аутсорсингу ИТ инфраструктуры. В целом, я бы охарактеризовал эти изменения как безусловно положительные.

- Каким оказался 2010 год для вашей компании?

- Прошлый год был, безусловно, непростым. Тем не менее, мы заключили целый ряд долгосрочных контрактов, работы по которым будут проводиться и в 2011 и в 2012 годах, что создает прекрасную основу для дальнейшего развития. Среди ключевых проектов – огромное количество выигранных нами тендеров по строительству и модернизации сетей мобильной связи оператора "ВымпелКом", строительство центра обработки данных для компании "Скай Линк" и др.

В течение всего 2010 года продолжал идти взрывной рост продаж мобильных устройств (в том числе планшетных), в связи с чем повышались требования к беспроводным решениям. В то же время государство пытается повысить эффективность чиновников, переводя госаппарат на некую электронную основу. Главной проблемой тут становится отсутствие в регионах инфраструктуры, на основе которой можно было бы обеспечить возможность доступа к этим услугам для преобладающего большинства населения. Фиксированный ШПД заканчивается, как правило, за границами крупных городов, а 3G-покрытие сотовых операторов есть не везде. И сейчас задача государства, операторов и интеграторов обеспечить население недорогим доступом к интернету. "Ростелеком", например, ускоряет развитие "последней мили" для того, чтобы абоненты могли установить терминал и подключиться к интернету. Поэтому то, чем мы занимаемся, очень важно: строительство сетей передачи данных способствует развитию инноваций.

- Каким будет 2011 год для российского ИТ-рынка? Чем он, по вашему мнению, будет отличаться от 2010 года?

- Продолжится рост интереса к виртуализации и мобильным приложениям. Учитывая настойчивое желание государства наладить взаимодействие с гражданами посредством сети, можно ожидать роста инвестиций в развитие широкополосного доступа в интернет, особенно в сельских регионах. Это может послужить мощным катализатором для начала широкого практического внедрения "облачных" технологий, инфраструктуры для доставки сервисов и услуг на их основе. Внедрение таких решений потребует от системных интеграторов гораздо более высокого уровня профессионализма. Игроки, которые будут обладать необходимыми знаниями и специалистами и смогут предложить новые продукты и услуги, от этого только выиграют – они станут инновационными лидерами отрасли.

Отечественный рынок находится на этапе перелома. С одной стороны, мы видим рост популярности мобильных терминалов. По мощности и функционалу они уже могут сравниваться как минимум с нетбуками (выполнение основных действий, просмотр сайтов, видео, карты, навигация и т.д.). С другой стороны, чтобы это достаточно широко использовалось, должны выполняться два условия. Первое: инфраструктура передачи данных должна быть доступна на максимальной территории. Второе: должны появиться некие мобильные бизнес-приложения, направленные на решение определённых бизнес-задач. В частности, взаимодействие с госорганами. Как только это будет обеспечено, произойдёт взрывной экспоненциальный рост технологий, особенно на основе облачных платформ. К этому моменту нужно быть готовым - в массовом порядке разворачивать такие платформы для предоставления подобных массовых сервисов.

©  @Astera