"Продолжится качественное изменение системы дистрибуции и доли розничных сетей"
Интервью с Евгением Трещетенковым, руководителем отдела департамента телекоммуникаций компании "Панасоник Рус".
- Каким оказался 2009 год для вашей компании в России?
- Для нас, как и для многих компаний, этот год был непростым. Однако его результаты были вполне предсказуемы. Несмотря на общее снижение продаж в связи с финансовым кризисом, Panasonic по-прежнему остается одним из лидеров на российском рынке по количеству проданных портов. Особенно сильны позиции корпорации в сегменте АТС малой и средней емкости - до 100 портов, где рыночная доля Panasonic составляет примерно 40%.
- Каких изменений потребовал рынок?
- За последний год произошла серьезная переоценка как стратегических, так и оперативных планов компаний. Приятно осознавать, что в нынешней ситуации экономическая целесообразность стала основным критерием оценки. В итоге главным приоритетом стала прибыль, а не политические мотивы в виде безумной погони за долей рынка без оглядки на затраты компании. Время, когда можно было удачно "соскочить", надув перед этим щеки в виде множества точек продаж или региональных складов, прошло. Надо просто работать и зарабатывать.
- Какие основные проблемы встали перед вашей компанией?
- Потребовался более детальный анализ расходов по каждой категории продукции. Главной задачей стало оперативное ежемесячное прогнозирование, исходя из текущей ситуации не только уровня продаж, но и с достаточно большой точностью прибыли по каждой категории товара.
В 2009 году сверстанные год назад планы завода-изготовителя не всегда могли выполняться по объему продаж, первое время по оборачиваемости складов, и иногда и маржинальности по некоторым продуктам. Серьезно встал вопрос об оценке правильности предпринимаемых мер на российском рынке, таких, как изменение ценового позиционирования, объем поставок, рекламная поддержка продаж. Единственным индикатором в то время стала наша рыночная доля, которую мы сохранили, а по стратегическим продуктам даже смогли увеличить.
- Какая поддержка потребовалась каналам продаж?
- Мы не забыли историю. Большинство из наших партнеров имели опыт кризиса 1998 года, поэтому нам пришлось анализировать различия и отдельные нюансы, чтобы вовремя информировать наших партнеров о прогнозе развития событий и корректировать их планы.
- Как изменились требования вашей компании к партнерам?
- Наши требования ужесточились в плане предоставления оперативной отчетности по продажам и наличию товаров на складах. В первую очередь, это было необходимо для самих компаний, чтобы вовремя среагировать на изменения рынка, как в период снижения продаж, так и осенью 2009 года, когда потребовались значительные усилия по оперативному планированию дополнительных поставок, как нашим партнерам, так и нам как поставщику оборудования.
- Какие вы видите перспективы для работы вашей компании в России?
- Отставание в развитии телекоммуникаций по сравнению со странами Европы и США заметно сократилось в последние годы. Из-за недостаточной развитости инфраструктуры, зачастую дороговизны использования высокоскоростных каналов в регионах России, все еще относительного низкого уровня дохода населения в целом по стране, отставание в стандартах ведения бизнеса и подходах к реализации телекоммуникационных решений.
В тоже время, выход из кризиса ознаменовался рядом крупных проектов по унификации телефонии в корпорациях, имеющих распределенную структуру. Необходимость оптимизировать расходы на корпоративную связь заставила торговые сети, банковские, нефтегазовые и страховые компании обратить внимание на возможности универсальной IP-телефонии Panasonic. Нас ждет еще много работы, пик продаж IP-решений еще впереди.
- Что вы ждете от 2010 года?
- Плавного восстановления рынка по итогам года. Вероятно изменение сезонного спроса, увеличение пика продаж и большое снижение спроса летом этого года. Продолжится качественное изменение системы дистрибуции и доли розничных сетей. Компании, которые в кризис смогли перетянуть одеяло на себя, имеют возможность вырасти даже больше, чем рынок в целом, а те компании, которым до сих пор некоторые аналитики приписывают некоторые шансы, будут совсем забыты.
Так как планы на первый квартал 2010 года практически у всех производителей электроники были сделаны по минимуму: у японских производителей финансовый год заканчивался 31 марта, макроэкономическая ситуация и история продаж 2009 года не позволяли быть оптимистом, спрос по многим категориям товара в начале 2010 немного превысил возможности производителей и поставщиков.
Естественно, некоторые компании увеличат поставки, которые, к сожалению, придутся на "низкий" сезон, это повлечет снижение цен, и возможно опять появятся складские остатки, а маржинальность, естественно, снизится.
© @Astera