Российский ИТ-рынок в 2009 году
Российский рынок информационных технологий в 2009 году оказался в очень сложных условиях, обусловленных в первую очередь серьезным снижением спроса на ИТ. Вследствие чего объем российского ИТ-рынка, по мнению ряда ряда аналитиков, сократился до 40 и более процентов. Результаты исследований, проведенных аналитической компанией ITResearch, наглядно демонстрируют ситуацию в основных сегментах поставок оборудования.
За прошедший года объем рынка компьютеров в целом, по оценке ITResearch, снизился на 26% относительно 2008 года. При этом настольный сегмент упал на 33%, а мобильный - на 16%. Доля категории нетбуков среди мобильных ПК составила почти 18%. Согласно данным проведенного исследования, в 2009 году было продано чуть более 7280 тыс. компьютеров: 3960 тыс. десктопов и 3320 мобильных ПК (включая нетбуки).
Лидерами продаж по итогам года в сегменте настольных ПК стали компании Acer, Depo, HP, K-Systems и Kraftway. Суммарная доля пятерки лидеров составила 23,4%. Среди производителей ноутбуков лидировала Acer, кроме нее в ведущую пятерку компаний вошли ASUS, HP, Samsung и Toshiba. В сумме эти компании продали 80,1% от всех ноутбуков. Как отмечают аналитики ITResearch, в 2009 году мобильные компьютеры вплотную приблизились к показателям настольных собратьев, уже в четвертом квартале года их доля в общих продажах превысила 48%. По прогнозам ITResearch, в этом году мобильный сегмент, обгонит настольный в натуральном выражении, что уже давно произошло в денежном.
Объем российского рынка мониторов в 2009 году составил 4,75 млн шт., что соответствует 0,95 млрд долл. По сравнению с 2008 годом рынок показал падение на 35% в натуральных и на 52% - в денежных показателях. Аналитики ITResearch фиксируют падение спроса на мониторы уже второй год подряд. Эту тенденцию они связывают не только с кризисом, считая, что продажи ноутбуков начинают вытеснять десктопы (и мониторы), и отрасли необходимо искать новые пути к интенсификации продаж. Аналитики отметили, что в 2009 году "уровень поддержки" на рынке мониторов составлял 4,5 млн устройств. Именно такой объем поставок мониторов, по их расчетам, был необходим для возмещения естественно выбывающего оборудования. В ведущую группу по итогам года вошли компании Acer, BenQ, LG, Samsung и ViewSonic. На долю данной группы компаний пришлось более 90% рынка, и этот показатель постоянно растет, увеличившись за последний год еще на 4%.
Рынок информационных панелей (профессиональные ЖК и плазма с диагональю свыше 32 дюймов) в 2009 году составил 7,3 тыс. устройств на сумму около 26 млн долл. Это на 38% меньше натуральных показателей 2008 года и на 30% - меньше денежных. Как и в остальных отраслях, годовые показатели были несколько улучшены благодаря четвертому кварталу. Всего было продано 3,5 тыс. устройств, что почти на 17% лучше аналогичного показателя 2008 года. В последнем квартале 2009 года на рынке наблюдалось значительное повышение стоимости панелей, что было обусловлено резким ростом доли более дорогих ЖК-аппаратов и ростом продаж устройств с диагональю выше 42 дюймов. Количество игроков сегмента в 2009 году было невелико. Наибольшая часть продаж в штучном выражении (84%) приходилась на LG, NEC, Panasonic и Samsung.
Продажи мультимедийных проекторов в 2009 году составили всего 92,9 тыс. устройств, что на 36% меньше, чем годом ранее. В денежном исчислении рынок составил 103,7 млн долл., показав падение на 44%. Аналитики ITResearch считают, что опережающая динамика падения денежных показателей в основном связана с традиционно высокой ценовой эрозией на рынке проекторов. На последний квартал пришлась ровно половина годовых продаж проекторов, что было практически равно аналогичному периоду 2008 году. Как отмечает ITResearch, сегмент проекторов оказался одним из немногих на ИТ-рынке, практически сравнявшихся с уровнями конца 2008 года, что было во многом обусловлено реализацией ряда тендеров, замороженных в первые три квартала года. Серьезный рост предложения наблюдался в сегменте Full HD проекторов. Аналитики исследовательской компании считают, что во многом положительные итоги конца года обусловлены достаточно агрессивной политикой компаний Acer, BenQ, Epson, которые начали поставлять на рынок докризисные объемы оборудования. Хорошие объемы показали также NEC, Sanyo, Optoma. А вот компания Toshiba отказалась от направления проекторов.
Российский рынок ЖК-телевизоров в 2009 году пострадал чуть меньше большинства отраслей. По данным ITResearch, за минувший год продажи ЖК-телевизоров снизились относительно 2008 года лишь на 9%, составив 3,96 млн устройств. Однако такой уровень удалось удержать во многом за счет почти 26%-ного падения средневзвешенной стоимости устройств. В результате в денежном выражении рынок составил 2,7 млрд долл., что на 32% ниже показателей 2008 года. Наибольшим спросом в 2009 году пользовались 32" ЖК-телевизоры, при этом наиболее активный рост наблюдался в сегменте ТВ с диагональю более 37 дюймов. Лидером этого сегмента по итогам года стала компания Samsung. В ведущую группу поставщиков ЖК-ТВ входят компании BBK, LG, Philips, Sharp, Sony и Toshiba.
За год было продано ровно 550 тыс. плазменных телевизоров на сумму свыше 610 млн долл. В штучном выражении рынок за год снизился всего на 3,7%, при этом в денежном выражении падение составило почти 33%. Такое различие аналитики ITResearch объясняют 30%-ным падением средневзвешенной стоимости плазмы, составившим почти 1,1 тыс. долл. За счет такого опережающего (по отношению к ЖК) падения одновременно поддерживалась конкурентоспособность продукции и стимулировались продажи. Хорошие в целом показатели года в основном были обусловлены увеличением объема продаж в четвертом квартале, который был лучше третьего на 92%. И к концу года рынок даже вышел в плюс, превысив уровень четвертого квартала 2008 года на 23% в штучном исчислении. На рынке плазмы ведущие позиции занимают LG, Panasonic и Samsung с соизмеримыми долями.
Общий объем продаж принтеров и настольных МФУ в 2009 году составил 3,2 млн шт., что почти на треть меньше, чем в 2008 году. При этом, если в первой его половине спад достигал 45%, то во второй - только 20%. В денежном выражении объем рынка сократился по сравнению с 2008 года почти на 40%, составив 632 млн долл. Аналитики ITResearch отмечают, что на протяжении года динамика по рынкам принтеров и настольных МФУ в отдельных категориях устройств была различна. Так, в лазерном сегменте продажи многофункциональных устройств сократились сильнее, чем принтеров, в то время как в струйном сегменте принтеры, напротив, пострадали больше, чем МФУ. Единственными категориями устройств, продажи которых по сравнению с 2008 годом несколько возросли, оказались высокопроизводительные монохромные лазерные принтеры и МФУ. По общему объему продаж лидировали компании Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.
В 2009 году продажи в планшетных сканеров в натуральном выражении сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, составив 225 тыс. шт. (и около 26 млн долл. в денежном выражении). Причем в первом полугодии падение было еще большим, и ситуация начала улучшаться только с третьего квартала. Как и в предыдущем году, рынок планшетных сканеров оказался почти полностью поделенным между четырьмя производителями - Canon, Epson, Hewlett-Packard и Mustek.
Объем рынка документ-сканеров в 2009 году составил 15,9 тыс. шт., при этом более половины всех проданных устройств составили модели нижнего уровня производительностью до 30 стр./мин. Как и в других сегментах, наименее благоприятным периодом для документ-сканеров было начало года, когда их продажи достигли минимума, однако в дальнейшем динамика этого рынка стала положительной и в последнем квартале было продано уже вдвое больше устройств, чем в первом. Лидерами рынка документ-сканеров стали компании Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.
Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 17 млн шт. в натуральном выражении и 852 млн долл. - в денежном. Таким образом, по сравнению с 2008 годом рынок уменьшился более чем на 37% и 36% соответственно. Аналитики ITResearch фиксировали отрицательную динамику рынка в течение всего года. Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson было продано 4,2 млн шт. на сумму 19,6 млн долл.
На рынке цифровых фотокамер в 2009 году было продано 3,7 млн устройств на сумму 860 млн долл. Продажи в натуральном исчислении снизились почти на 26%, в деньгах рынок просел на 38%. Лидером продаж по разрешению светочувствительной матрицы стали 10-Мп устройства. По количеству проданных устройств в лидирующую пятерку входят Canon, Kodak, Panasonic, Samsung, Sony, на их долю пришлось чуть менее 84%.
В 2009 году было продано 358 тыс. цифровых рамок на сумму 48 млн долл. Самым популярным стал сегмент фоторамок с размером диагонали 7 дюймов и разрешением 480х234. По количеству проданных устройств в лидирующую пятерку входят Kodak, Philips, Rekam, Samsung и Sony - на их долю пришлось 68% данного рынка.
На российском рынке ИБП в 2009 году было продано более 1,58 млн устройств на сумму около 281 млн долл., что меньше показателей 2008 года на 40,7% и 40,5% соответственно. Столь сильные темпы падения в отрасли ITResearch объясняет высоким уровнем ориентированности на корпоративный сектор, который в прошедшем году чувствовал себя ощутимо хуже розничного и начал несколько восстанавливаться только к концу года. Инсталляционный сектор пока отстает: многие крупные клиенты восстанавливаются медленнее, чем розница и мелкие компании. Основными конкурентами на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками APC, CyberPower, Ippon, Powercom и Powerman. На рынке инфраструктурных решений наряду с APC ощутимы позиции компаний Chloride, Eaton, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Inelt, Newave и Socomec UPS.
© @Astera