"Рынок презентационного оборудования понес наименьшие потери по сравнению с другими ИТ-отраслями"
Интервью с Борисом Эшкиндом, генеральным директором ООО "Цифровые Системы".
- Что принес 2008 год рынку информационных технологий и телекоммуникаций?
- В последние 8 лет ИТ-рынок активно развивался. Однако в связи с мировым финансовым кризисом, который произошел в августе 2008 года, ситуация на рынке информационных технологий значительно осложнилась. Финансово-экономический кризис стал основной проблемой российских ИТ-компаний. Многим пришлось сокращать затраты или даже продуктовую линейку, чтобы решить проблему с текущей финансовой ликвидностью в ситуации постоянного роста цен на кредитные ресурсы, девальвации рубля и падения спроса.
- Какие направления деятельности вашей компании в 2008 году были особенно успешными?
- Всем известно, что сфера образования - крупнейший потребитель оборудования для презентаций. Поскольку данная отрасль во всем мире является дотационной, государство выступает одним из крупнейших покупателей на этом рынке. В 2008 году участие в образовательных тендерах стало одним из наиболее успешных направлений деятельности нашей компании. В течение 2008 года "Цифровые Системы" поставили около 2500 видеопроекторов Toshiba на тендеры в области образования, в том числе по национальным проектам.
Что касается кинотеатрального оборудования, то на этом рынке в России в 2008 году шел активный рост наряду с рынком аудио-видеооборудования. Это произошло в связи с тем, что повысился спрос на потребительские товары, а к ним можно отнести и кинотеатральное оборудование.
- Какое влияние оказал финансовый кризис на ИТ-отрасль?
- Разумеется, кризис оказал свое негативное влияние на ИТ-сектор. На российском рынке презентационного оборудования он также сказался, но не так сильно, как на рынках других ИТ-продуктов, к примеру, таких как компьютеры и периферийные устройства. Правильнее было бы даже сказать, что презентационное оборудование является наименее пострадавшим продуктом на ИТ-рынке. Между прочим, это подтверждается данными исследовательских компаний DTC, IDC и IT Research по результатам продаж в четвертом квартале 2008 года.
На мой взгляд, рынок презентационного оборудования еще далек от насыщения. Что касается компьютеров, то здесь рынок уже серьезно насыщен, и большинство компьютеров приобретается для замены старых моделей на новые. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке периферийных устройств. Если рассматривать презентационное оборудование, то здесь все совершенно по-другому: более 95% проекторов и 99% интерактивных досок закупаются потребителями впервые. Благодаря этому в сложившихся кризисных условиях, когда потребители экономят на модернизации, рынок презентационного оборудования понес наименьшие потери по сравнению с другими ИТ-отраслями.
Известно, что одним из самых крупных потребителей на ИТ-рынке является государство. Легко догадаться, что в условиях падения бюджетных доходов количество государственных закупок будет сокращаться.
- Какие коррективы внес кризис в деятельность вашей компании?
- В компании "Цифровые системы" сейчас довольно стабильная ситуация. Однако, мы сейчас провозим ревизию своего продуктового портфеля, чтобы выявить наименее прибыльные продукты с долгим оборотом для их возможного замещения на новые продукты. Конечно, о каких-то изменениях в ближайшей перспективе говорить пока слишком рано. Мы пересмотрели нашу дистрибутивную политику, а также стараемся как можно чаще вносить своевременные корректировки. Прежде всего, мы сократили дистрибуцию импортных товаров, которые имеют отечественные замещающие аналоги. Помимо этого, мы собираемся более активно развивать собственное производство, а также дистрибуцию аксессуаров для презентационного оборудования.
На данный момент мы сформировали целый ряд "антикризисных" предложений для заказчиков и партнеров. У нас есть возможность быстро принимать решения и незамедлительно реагировать на изменения рынка, благодаря четко выстроенной структуре управления компании. В конце 2008 года мы произвели тактические преобразования и стремительно отреагировали на качественные изменения в нашем дилерском канале. Мы разработали специальные предложения для всех категорий наших партнеров, начиная с небольших ИТ-компаний и заканчивая крупными федеральными розничными сетями. Помимо этого, мы сохранили для партнеров нашей компании все существовавшие ранее кредитные линии.
Кроме того, мы увеличили информационную активность и запланировали на этот год ряд региональных выездных мероприятий. Также изменился формат запланированных мероприятий по сравнению с прошлыми выездными мероприятиями. В этом году мы хотим уделить больше внимания информированию партнеров и их заказчиков обо всех возможностях и сферах применений презентационного оборудования.
Многие из наших поставщиков подготовили специальные предложения, которые мы передаем в канал. Мы сотрудничаем практически со всеми крупнейшими производителями презентационного и коммутационного оборудования: Toshiba, InFocus, Sony, BenQ, Epson, LG, Legamaster, Procolor, Kramer, Chief. Почти все они сегодня сформировали антикризисные предложения для российских потребителей.
- Какие цели ставит перед собой ваша компания в 2009 году?
- Что касается наших стратегических планов, то мы намерены уже в следующем году расширить нашу продуктовую линейку за счет новых продуктов и предложить нашим партнерам передовые и интересные решения.
- Как вы оцениваете перспективы развития российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий на ближайшие несколько лет?
- Строить прогнозы на будущее всего ИТ-рынка в такой непростой период, который существует сейчас, было бы слишком смело. Однако, по поводу рынка презентационного оборудования в России могу сказать, что он был, есть и будет одним из самых привлекательных ИТ-рынков в ближайшей перспективе. Для этого существует несколько причин. Во-первых, как уже было мною сказано, рынок пока далек от насыщения. Во-вторых, президент Медведев сделал заявление, что сокращение государственных расходов не коснется национальных проекты. Из этого следует, что государство останется крупнейшим покупателем и заказчиком на рынке презентационного оборудования.
© @Astera