Как защититься от "мобильных" мошенников?

"ВымпелКом" выпустил список рекомендаций для борьбы с мошенниками, "работающими" в сфере услуги сотовой связи.

"Рекомендации по противодействию мошенничеству с использованием услуг сотовой связи" были утверждены участниками экспертного совета программы "Мобильная грамотность", состоявшегося в Москве 2 апреля 2008 года.

Рекомендации пользователям сотовой связи

1. Защитите себя от обмана - будьте бдительны, узнавайте больше о существующих мошеннических схемах. Внимательно относитесь к предупреждениям от операторов сотовой связи, правоохранительных органов, средств массовой информации о схемах обмана, применяемых мошенниками с использованием услуг сотовой связи.

2. Убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных, представившихся сотрудниками правоохранительных органов, радиостанции и оператора сотовой связи, а также чиновниками, вашими родственниками, знакомыми или прочими лицами.

3. Не торопитесь предпринимать действия по инструкциям от неизвестных людей, полученных посредством телефонного звонка или смс, особенно если от вас потребуется перевод или передача ваших денег каким-либо способом.

4. Не торопитесь давать телефон на "только позвонить разок" незнакомому человеку. Помните, что в последнее время участились случаи краж телефонов именно таким способом.

Как себя вести в конкретных случаях?

1. Получив по мобильному телефону сообщение о проблемах близких людей и предложение решить вопрос путем передачи определенной суммы денег (или активацией карт оплаты), вы:

  • не впадайте в панику, не торопитесь собрать деньги,
  • постарайтесь любым способом связаться с близкими, о которых идет речь,
  • незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

2. Получив с незнакомого номера мобильного телефона звонок от человека, голос которого похож на голос вашего родственника, сообщающего, что он попал в беду и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или активацией карт оплаты):

  • не впадайте в панику,
  • обязательно задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут вам определить, точно ли звонящий является вашим родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого вам человека,
  • незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.

3. Получив звонок от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператора сотовой связи, сообщающего, что вы выиграли приз, для получения которого нужно активировать карты оплаты на определенную денежную сумму:

  • не торопитесь активировать карты оплаты (передавать деньги),
  • позвоните на радиостанцию / в абонентскую службу оператора сотовой связи, и уточните, проводится ли такая акция, о которой вам сообщили неизвестные,
  • включите радиоприемник, чтобы удостовериться, что вы слышите себя, когда общаетесь с ведущим, так как приз можно выиграть только в эфире.

4. Получив смс-сообщение с неизвестного номера, подписанное якобы знакомым вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:

  • не торопитесь производить оплату;
  • постарайтесь связаться с вашим знакомым другим способом (например, по известному вам номеру телефона), чтобы уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона;
  • перезвоните на указанный номер, чтобы уточнить, на самом ли деле к вам обратился ваш знакомый.

5. Получив смс-сообщение с незнакомого телефонного номера с просьбой вернуть деньги, случайно переведенные на ваш баланс:

  • проверьте баланс вашего счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.

6. Получив звонок от незнакомого вам человека, представившегося сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи (абонентской службы), с требованием срочно ввести цифровые коды на вашем телефоне в связи с якобы проводимыми техническими мероприятиями или акциями:

  • не торопитесь следовать инструкциям;
  • перезвоните в упомянутую звонящим службу и уточните, проводится ли указанная акция (мероприятие).

7. Если незнакомый человек попросил у вас телефон на один звонок, и вы хотите ему помочь, наберите номер и передайте информацию самостоятельно, не отдавая мобильный телефон в руки незнакомого человека.

Рекомендации операторам сотовой связи

  1. Принимать участие в решении проблемы путем информирования абонентов о существующей угрозе всеми доступными средствами.
  2. Сотрудничать с правоохранительными органами, средствами массовой информации и другими организациями (сторонами) для выработки оптимальных путей предупреждения проблемы.

Рекомендации правоохранительным органам

  1. Следует всеми доступными средствами предупреждать граждан о необходимости быть бдительными, так как мошенничество основывается на доверии людей.
  2. Следует предпринимать все возможные способы розыска и наказания мошенников, использующих услуги сотовой связи для обмана абонентов.
  3. Следует сотрудничать со средствами массовой информации, с операторами сотовой связи и другими организациями для выработки оптимальных путей предупреждения проблемы.

Рекомендации средствам массовой информации

  1. Необходимо постоянно информировать граждан о новых случаях и способах мошенничества всеми имеющимися способами.
  2. Следует напоминать людям об их собственной роли и ответственности в противодействии мошенникам и сохранении бдительности.
  3. Следует сотрудничать с правоохранительными органами, операторами сотовой связи и другими организациями для выработки оптимальных путей предупреждения проблемы.

Похоже, решение проблемы мошенничества в области сотовой связи и предупреждение ее дальнейшего развития возможно только на общественном уровне с участием всех пострадавших сторон.

©  @Astera