14 легендарных советских мотоколясок

Мотоколяски, известные в народе как «инвалидки», были чудовищным порождением советского автопрома (хотя подобные машины делались и за рубежом, причём тоже красотой не отличались). И тем не менее, они стали легендой.
  • СМЗ С-1Л (1952−1956). Самая первая советская мотоколяска. Помимо базовой версии, существовала модификация СМЗ С-3Л с более мощным двигателем ИЖ-49 (выпускалась с 1956 по 1958 год).
    СМЗ С-1Л (1952−1956). Самая первая советская мотоколяска. Помимо базовой версии, существовала модификация СМЗ С-3Л с более мощным двигателем ИЖ-49 (выпускалась с 1956 по 1958 год).
  • СМЗ С-2Л (1955). Опытная версия «редизайна» С-1Л, серийного производства так и не увидела. Помимо С-1Л, С-2Л и С-3Л, существовали версии C-1Л-ОЛ и C-1Л-О для управления одной левой и одной правой рукой.
    СМЗ С-2Л (1955). Опытная версия «редизайна» С-1Л, серийного производства так и не увидела. Помимо С-1Л, С-2Л и С-3Л, существовали версии C-1Л-ОЛ и C-1Л-О для управления одной левой и одной правой рукой.
  • СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). А это первый опытный образец, собранный в 1951 году.
    СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). А это первый опытный образец, собранный в 1951 году.
  • СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). Ещё одна опытная версия первой мотоколяски, с двумя фарами.
    СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). Ещё одна опытная версия первой мотоколяски, с двумя фарами.
  • СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). Самый приятный на вид прототип, жаль, что не он пошёл в итоге в серию.
    СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). Самый приятный на вид прототип, жаль, что не он пошёл в итоге в серию.
  • СМЗ С-3А (1958−1962). Второе поколение мотоколяски. По сути, была четырёхколёсной модификацией С-3Л. Именно эта машина снималась в «Операции Ы».
    СМЗ С-3А (1958−1962). Второе поколение мотоколяски. По сути, была четырёхколёсной модификацией С-3Л. Именно эта машина снималась в «Операции Ы».
  • СМЗ С-3А (1957, опытный образец). Первый прототип второго поколения, единственный экземпляр. Впрочем, у СМЗ С-3А были и серийные модификации С-3АБ с реечным остеклением, немного модернизированная С-3АМ и С-3Б для управления инвалидами с одной рукой и ногой.
    СМЗ С-3А (1957, опытный образец). Первый прототип второго поколения, единственный экземпляр. Впрочем, у СМЗ С-3А были и серийные модификации С-3АБ с реечным остеклением, немного модернизированная С-3АМ и С-3Б для управления инвалидами с одной рукой и ногой.
  • СМЗ С-4А (1959). Опытный экземпляр С-3А с жёсткой крышей в серию так и не попал.
    СМЗ С-4А (1959). Опытный экземпляр С-3А с жёсткой крышей в серию так и не попал.
  • СМЗ С-4Б (1960). Мегаколяска со закрытым кузовом купе. В серию тоже не пошла, но по крайней мере, в отличие от предшественниц, имела подобие дизайна.
    СМЗ С-4Б (1960). Мегаколяска со закрытым кузовом купе. В серию тоже не пошла, но по крайней мере, в отличие от предшественниц, имела подобие дизайна.
  • СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» (1962). Дальнейшее развитие прототипа С-4Б, разработка бюро НАМИ, которая могла стать следующим поколением «инвалидки». Но мы помним, чему в итоге отдали предпочтение.
    СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» (1962). Дальнейшее развитие прототипа С-4Б, разработка бюро НАМИ, которая могла стать следующим поколением «инвалидки». Но мы помним, чему в итоге отдали предпочтение.
  • Это тоже на базе С-3А. Экспериментальный грузовичок.
    Это тоже на базе С-3А. Экспериментальный грузовичок.
  • С-3Д (1970−1997). Третье поколение мотоколяски. Самое чудовищное из всех, но, по крайней мере, с крышей.
    С-3Д (1970−1997). Третье поколение мотоколяски. Самое чудовищное из всех, но, по крайней мере, с крышей.
  • «Шустрик» (1964), вездеход, первый прототип С-3Д. Разработали его дизайнеры Эдуард Молчанов и Эрик Сабо.
    «Шустрик» (1964), вездеход, первый прототип С-3Д. Разработали его дизайнеры Эдуард Молчанов и Эрик Сабо.
  • Грузовичок на базе С-3Д.
    Грузовичок на базе С-3Д.
СМЗ С-1Л (1952−1956). Самая первая советская мотоколяска. Помимо базовой версии, существовала модификация СМЗ С-3Л с более мощным двигателем ИЖ-49 (выпускалась с 1956 по 1958 год).
СМЗ С-2Л (1955). Опытная версия «редизайна» С-1Л, серийного производства так и не увидела. Помимо С-1Л, С-2Л и С-3Л, существовали версии C-1Л-ОЛ и C-1Л-О для управления одной левой и одной правой рукой.
СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). А это первый опытный образец, собранный в 1951 году.
СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). Ещё одна опытная версия первой мотоколяски, с двумя фарами.
СМЗ С-1Л (1951, опытный образец). Самый приятный на вид прототип, жаль, что не он пошёл в итоге в серию.
СМЗ С-3А (1958−1962). Второе поколение мотоколяски. По сути, была четырёхколёсной модификацией С-3Л. Именно эта машина снималась в «Операции Ы».
СМЗ С-3А (1957, опытный образец). Первый прототип второго поколения, единственный экземпляр. Впрочем, у СМЗ С-3А были и серийные модификации С-3АБ с реечным остеклением, немного модернизированная С-3АМ и С-3Б для управления инвалидами с одной рукой и ногой.
СМЗ С-4А (1959). Опытный экземпляр С-3А с жёсткой крышей в серию так и не попал.
СМЗ С-4Б (1960). Мегаколяска со закрытым кузовом купе. В серию тоже не пошла, но по крайней мере, в отличие от предшественниц, имела подобие дизайна.
СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» (1962). Дальнейшее развитие прототипа С-4Б, разработка бюро НАМИ, которая могла стать следующим поколением «инвалидки». Но мы помним, чему в итоге отдали предпочтение.
Это тоже на базе С-3А. Экспериментальный грузовичок.
С-3Д (1970−1997). Третье поколение мотоколяски. Самое чудовищное из всех, но, по крайней мере, с крышей.
«Шустрик» (1964), вездеход, первый прототип С-3Д. Разработали его дизайнеры Эдуард Молчанов и Эрик Сабо.
Грузовичок на базе С-3Д.

Все помнят «Операцию Ы», где на мотоколяске C-3А ездил герой Моргунова. Более молодое поколение застало модель С-3Д, жутковатых рубленых форм и трещащую обычно на всю улицу. Такие машины бесплатно выдавали инвалидам сроком на 5 лет. Через 2,5 года можно было провести бесплатный ремонт, а ещё через 2,5 — заменить машины на новую. А строились «инвалидки» всех поколений на Серпуховском мотоциклетном заводе.

Поехали!

©  Популярная Механика