"О восстановлении рынка сейчас говорить очень рано, тем более о его росте"
Интервью с Борисом Бобровниковым, генеральным директором компании "Крок".- Ряд участников российского ИТ-рынка стали отмечать некоторое оживление, которое было заметно уже в августе. Какова сейчас ситуация на рынке? Какие улучшения уже есть, а какие только наметились?
- По моим ощущениям, говорить про какое-либо улучшение ситуации пока рано. Думаю, что оживление связано не столько с изменением экономической ситуации в лучшую сторону, а с тем, что для ИТ-рынка стандартно более прибыльными являются 3 и 4 кварталы года.
- В каких сегментах наиболее заметно улучшение? Какая ситуация в других сегментах?
- Во втором квартале наблюдалось сокращение продаж практически в каждом секторе экономики. Среди наиболее "просевших" отраслей можно выделить банковский и инвестиционный секторы, рынок девелоперов и ряд промышленных секторов: автомобилестроение, металлургию, машиностроение. Наибольшую покупательскую способность сохранили госсектор, энергетика, нефтегазовые и транспортные компании, включая трубопроводные. Подробности, думаю, знает Росстат.
Руководители практически всех крупных ИТ-компаний отмечают любопытный парадокс: при заметно меньшем количестве денег на рынке его активность с сентября прошлого года заметно увеличилась. Заказчики стали больше интересоваться новыми технологиями, решениями - и, как следствие, возникает большое количество пресейлов и пилотных проектов. Думаю, объяснение в следующем. В кризис крупные компании начали сокращать расходы и персонал, что привело к понижению эффективности всех бизнесов - это мировая тенденция. Рушатся производственные связи, нарушаются бизнес-процессы - эффективность бизнеса также падает. И только при помощи ИТ можно эту эффективность "вытащить" наверх, повысить. Большинство заказчиков это понимают. Отсюда и пресейл-активность: люди собираются поддержать свой бизнес при помощи информационных технологий. Особенно те, кто думают о том, что будет после кризиса.
- Какие вы видите фундаментальные причины для улучшения ситуации?
- Я не думаю, что есть фундаментальные причины для улучшения ситуации на рынке. Кризис - это как образ жизни на много лет вперед. К той ситуации, которая складывалась в последние пять лет, мы уже не вернемся. Сейчас другая история.
- Какие остались трудности и проблемы?
- Проблемы и трудности остались такими же, что и в начале года. ИТ-бюджеты большинства корпоративных организаций сокращены, и их расширение пока не планируется. Многие проекты остаются замороженными. Заказчики стараются максимально снизить стоимость проектов, чем, естественно, понижают для нас их рентабельность. Сложной остается ситуация и с кредитованием - получить кредит под ИТ-проект для многих непросто. Именно поэтому заказчики всё чаще ставят перед нами задачу проработки специальных схем финансирования ИТ-проектов. Это и содействие в лизинговых операциях, получение товарных кредитов партнеров, реализация проектного финансирования и организация управления активами, то есть выкуп старого оборудования, оплата по мере использования ИТ-решений. Не могу назвать эти схемы чем-то новым для нашей компании, мы действуем в качестве партнёра по лизинговым операциям уже более 12 лет, в разные годы осуществляли крупные поставки для Пермского моторного завода, "Аэрофлота", корпораций "Интегра", "Иркут" и др. Но поскольку сегодня требования финансовых институтов ужесточились и вопрос с поиском финансирования ИТ-проектов стоит крайне остро, такая схема действительно помогает компаниям использовать время кризиса для повышения производительности труда или повышения конкурентоспособности своих продуктов.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация на рынке до конца года? Какими будут результаты по сравнению с предыдущим годом?
- Если экономическая ситуация ухудшаться не будет, то, возможно, удастся сохранить объемы продаж на уровне 70% от уровня прошлого года. Повторюсь, о восстановлении рынка сейчас говорить очень рано, тем более о его росте.
© @Astera