10 секретов работы в центре управления полетами НАСА
Базовая команда. Безопасность полета каждой миссии обеспечивает группа инженеров, ученых, менеджеров, техников, биомедицинских инженеров, инспекторов контроля качества и конструкторов. Состав команды и количество специалистов варьируются от 6-и человек, которые составляют базовую команду, до нескольких десятков сотрудников. В напряженные дни, например, когда происходит стыковка модулей или выход космонавтов в открытый космос, за процессом следит минимум дюжина человек за центральным пультом и множество специалистов в отдельных кабинетах. Представители базового состава отвечают за следующие направления: наземный комплекс управления, система регулирования окружающей среды и обеспечения жизнедеятельности, системы двигателей, системы навигации и системы связи и обмена данных. Независимо от количества человек в команде, вся ответственность лежит на директоре полета.
Молодость не грех. Многие удивляются, насколько молоды сотрудники НАСА, работающие в центре управления полетами. Например, средний возраст специалистов, управлявших полетом миссии «Аполлон-11», которая отвечала за первую (и пока единственную в истории) высадку людей на Луну, составлял 28 лет. Сегодня средний возраст сотрудников ЦУП еще меньше — около 25 лет. Молодость становится важным преимуществом, когда речь заходит о необходимости работать в бешеном ритме и ненормированном режиме, не разбирая дня и ночи. Вдобавок, многие из них пока не обременены семьями, что позволяет все силы уделять работе.
Тернистый путь в профессию. Будущие сотрудники ЦУП проходят не менее суровую подготовку, чем сами космонавты. Как правило, туда приходят выпускники ВУЗов, специализирующиеся в области естественных наук, технологий, инженерии и математики. Некоторые получают образование в области бизнеса и коммуникаций, что делает их потенциально хорошими управленцами. По окончании университета, желающие попасть в НАСА могут подать заявку на стажировку или сразу получить работу по контракту. Переступив порог заветного учреждения, молодым и вдохновленным специалистам предстоит интенсивное обучение. В зависимости от специализации, новые сотрудники проходят курс определенных занятий, за которыми следуют строгие тестирования. После этого их ждет череда тренингов с помощью симулятора, которые дают возможность отработать различные модели поведения во время ЧП и подготовиться к нештатным ситуациям. В процессе обучения и подготовки за каждым кандидатом наблюдает супервизор, и только по окончании подготовительного процесса, сдав все нормативы, молодой сотрудник получает индивидуальный сертификат и право работать без надзора супервизора. Обычно все эти процедуры занимают один год.
Коммуникация и стрессоустойчивость. Вам знаком стереотип о хмуром, замкнутом ученом, не любящим общение и не способном внятно объясняться? Такой вариант категорически не подходит для работы в ЦУП. Во время первого года обучения, о котором мы рассказывали выше, немало сил и времени уделяется развитию коммуникативных навыков. Над обеспечением полета трудятся специалисты самого разного профиля, и в экстренных ситуациях чрезвычайно важно быстро и доходчиво объяснить другим коллегам суть проблемы. От этого нередко зависит успех миссии и жизнь космонавтов.
Бумажная работа, увы, и здесь нашла себе место. Работа диспетчера ЦУП, который спасает жизни космонавтов, представляется романтичной. А вот протоколирование каждого своего действия — уже не очень привлекательно. Однако это необходимо: в любой сфере с таким уровнем ответственности очень важно фиксировать абсолютно все, что происходит, каждую деталь, и за эту фиксацию также ответственны сотрудники ЦУП. Помимо этого, бумажная составляющая кроется еще и в строгом соблюдении протокола действий: для любой миссии, еще задолго до ее старта, готовится отдельный пакет документации, который регламентирует большинство действий всех сотрудников.
Недостаток витамина D. Центр управления полетами работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Сотрудники проводят все основное время в большой темной комнате в искусственном свете собственных мониторов. Многие не видят дневной свет целыми неделями, работая в ночные смены. Не удивительно, что недостаток витамина D — типичный «побочный эффект» работы в ЦУП.
Главней всего — погода в ЦУПе. Одна из самых больших проблем диспетчеров — погодные катаклизмы. Если ураган или другое стихийное бедствие наносит удар по Хьюстону, из-за чего отключается электропитание ЦУП, НАСА подключает к работе Космический центр Маршала, что расположен в Хантсвилле, штат Алабама. На случай, если погода одновременно поразит и Хьюстон, и центр Маршарала, в Ханствилле есть еще один центр НАСА, откуда можно управлять полетами, но он, по словам сотрудников, небольшой и предназначен для работы малочисленной команды.
«Кофе и закуски» — так мог бы назвать фильм режиссер Джармуш, снимай он картину про будни сотрудников ЦУП. При тяжелых сменах, которые могут длиться сутками, с ограниченными обеденными перерывами, кофе и закуски как никогда поддерживают диспетчеров центра управления полетами.
Аббревиация как способ словообразования, оказывается, характерна не только для российских реалий, но и для всей документации НАСА. Порой кажется, что сотрудники центра управления полетами разговаривают на каком-то внеземном наречии, употребляя бесконечные и непонятные обывателю сокращения. Если вдруг читаете какие-то сообщения НАСА, не спутайте ISS (International Space Station, т. е. МКС) с ISIS (ИГИЛ, запрещенная в России организация).
Заповеди. Не все можно прописать в трудовом договоре. Поэтому у сотрудников ЦУП есть нечто наподобие заповедей, которые, как и клятва Гиппократа у медиков, выражают некоторые морально-этические максимы. Среди пунктов, призывающих к дисциплине, командной работе и твердости духа, есть еще и отдельное обязательство помнить, что в любой момент в руках сотрудника могут оказаться жизни людей, и что каждое неверное действие может иметь непоправимые последствия.