10 невероятных "шуток" эволюции: чем мы похожи на животных
Биологи уже давно отметили феномен, при котором два совершенно разных вида без особых биологических связей с помощью эволюции развивают у себя схожие черты в ответ на сходные условия среды. Это назвали конвергентной, т. е. «сближенной» эволюцией, и её примеры встречаются довольно часто.
Глаза людей и кальмаров. Сложно найти два столь же непохожих вида, как люди и кальмары, существующих в совершенно разной среде, с общим предком, жившим около 500 миллионов лет назад. Тем не менее, наши глаза устроены практически идентично. Нам обоим здорово повезло с белком Pax6, отвечающим за управление генами при развитии глаз, но это лишь один из факторов.
Две не связанных группы организмов — слизевики и оомицеты — проявляют явные свойства грибов, на деле ими не являясь. Слизевики — простейшие с неопределённой классификацией, на поздней стадии жизни выглядящие как слизистая масса. Формируют споры, напоминающие тела грибов. Оомицеты — эукариоты, которых раньше относили к грибам, но затем «перевели» к протистам. Паразиты рыб, земноводных и растений.
Уши людей и кузнечика Copiphora gorgonensis. В среднем ухе человека расположены три косточки, активируемых вибрацией барабанной перепонки и посылающие сигналы через улитку по нерву в мозг. Copiphora, с ушными отверстиями на ногах, также имеет барабанную перепонку. Та в свою очередь активирует кутикулы, аналогичные трём косточкам, и дальше в том же духе. Слух у этого кузнечика великолепный.
Плавать умеют самые различные формы жизни, обитающие в воде, совершенно не связанные друг с другом. Взять к примеру каракатиц, чёрных ножетелок и ресничного червя вида Pseudobiceros bedfordi. Все они «разработали» абсолютно идентичные способы оптимизации плавания, при том что общий предок их жил примерно в то же время, что и предок людей и кальмаров.
Речь людей и птиц. Умение попугаев и воронов подражать речи, а певчих птиц выводить мелодии не случайно. Существует около 50 наборов генов, отвечающих за развитие вокальных данных как у людей, так и у певчих и «говорящих» птиц. Нейробиолог Эрих Ярвис считает, что когда организм биологически становится способен на речь, есть очень небольшой набор вариантов, как мозг формирует соответствующие структуры.
Несколько неродственных видов растений «научились» вырабатывать специфический запах, привлекающий лишь определённых насекомых и отталкивающий всех остальных. Конкретно — запах гниющего мяса для приманки мух. Стратегия не самая приятная, но невероятно эффективная.
Противопоставленные большие пальцы у людей и панд. Гигантские панды могут удерживать стебли бамбука с помощью когтя «шестого пальца», который на самом деле является выростом одной из пястных костей. Тем не менее, функция у этого ложного пальца та же самая, что и у нас.
Эхолокация у летучих мышей и дельфинов. Встроенный «радар», позволяющий посылать звуковые сигналы для исследования окружающей среды у рукокрылых и китообразных развился совершенно независимо. Есть теория, что это стало возможным благодаря специфической мутации около 200 наборов генов у обоих видов.
Отпечатки пальцев у людей и коал. Хотя отпечатки есть также у горилл и других приматов, про отпечатки пальцев коал мало кому известно. Такой рельеф помогает им лучше цепляться за ветки. Любопытно, что если в местах обитания коал происходит преступление, следователей часто путает большое количество лишних отпечатков.
Высокий интеллект приматов и птиц. В 2004 году два профессора Кембриджа обнаружили, что, несмотря на различную структуру мозга, набор «ментальных инструментов» у ворон и приматов невероятно схож, особенно в области решения задач. Вороны, кроме всего прочего, одни из немногих птиц, способных создавать примитивные орудия труда.
Что общего у людей, воронов, кальмаров и крохотного кузнечика родом из Колумбии? Почему мы видим, слышим и говорим одинаково (ну, почти), хотя наши общие предки жили сотни миллионов лет назад? Эволюция не даёт простых ответов.