10 фактов о римских гладиаторах, которых вы могли не знать
Женщины тоже сражались
Рабыни регулярно отправлялись на арену вместе с мужчинами, но некоторые свободные женщины брали в руки меч по собственному желанию. Историки не уверены, когда именно женщины появились в рядах гладиаторов, но к I веку нашей эры они стали обычным явлением на боях. На мраморном рельефе, датируемом примерно 2 веком нашей эры, изображена схватка между двумя бойцами по прозвищу «Амазонка» и «Ахиллия», которые сразились «до достойной ничьей».
Не все гладиаторы были рабами
Далеко не всех гладиаторов выводили на арену в цепях. К I веку нашей эры азарт битвы и рев толпы стал привлекать множество свободных людей, которые начали добровольно записываться в школы гладиаторов в надежде завоевать славу и деньги. Зачастую это были бывшие солдаты, слава гладиатров так же не давала покоя некоторым патрициям высшего сословия, рыцарям и даже сенаторам.
Гладиаторы не всегда сражались насмерть
Самая знаменитая арена — Колизей. Второй по величине амфитеатр находится на территории современного Туниса. Сохранились так же арены на территории Парижа и даже в хорватском городе Пула
Голливуд частенько изображает гладиаторские поединки как кровавое побоище без правил, в то время как большинство состязаний проводилось по весьма строгим правилам. Соревнования обычно представляли собой поединок между двумя мужчинами одинакового роста и опыта. Были даже судьи, которые останавливали бой, как только один из участников был тяжело ранен. Вдобавок, матч мог закончиться ничьей, если толпе наскучила затяжная битва. Поскольку содержать гладиаторов было накладно, их, как бы сейчас сказали, промоутеры не хотели, чтобы бойца убивали напрасно. Тем не менее, жизнь гладиатора была короткой: историки подсчитали, что примерно в каждом 5−10 бою один из участников погибал, вдобавок, редкий гладиатор доживал до 25 лет.
Бойцы редко боролись с животными
Как ни крути, Колизей и другие римские арены сегодня часто ассоциируются с охотой на животных (или наоборот). Во‑первых, связь с дикими зверями была предназначена для бестиариев — особого класса воинов, которые сражались против любых животных: от оленей и страусов до львов, крокодилов, медведей и даже слонов. Охота на животных, как правило, была первым событием игр, и не было ничего необычного в том, что за серию схваток убивали множество несчастных существ. Девять тысяч животных были убиты во время стодневной церемонии открытия Колизея. Во‑вторых, дикие животные также были популярной формой казни. Осужденных преступников и христиан часто бросали хищным собакам, львам и медведям в рамках повседневных развлечений.
Изначально схватки были частью похоронных церемоний
Многие древние летописцы описывали римские игры как заимствованные у этрусков, но теперь большинство историков склоняются к мнению, что гладиаторские бои зародились как обряд погребения богатой знати. Кстати, в этом они похожи на древнюю японскую борьбу сумо, которая изначально также была частью похоронного обряда. Римляне верили, что человеческая кровь помогает очистить душу умершего, состязания могли также выступать в качестве замены человеческим жертвоприношениям. Позднее погребальные игры расширились во время правления Юлия Цезаря, который устраивал схватки между сотнями гладиаторов. Зрелища оказались настолько популярными, что к концу I века до н.э. чиновники начали финансировать бои, чтобы снискать расположение масс.
Императоры тоже участвовали в боях
Проведение игр гладиаторов было простым способом для римских императоров завоевать любовь народа, но некоторые из них пошли дальше и не стали ограничиваться организацией зрелищ. На арене выступали Калигула, Тит, Адриан, Коммод (провел аж 735 боев. Постановочных, конечно) и другие монархи. Разумеется в строго контролируемых условиях: с тупыми орудиями и под строгим надзором охраны.
«Большой палец вниз» не всегда означал смерть
Кинематограф частенько неверно трактует историю. Легендарный жест с большим пальцем не исключение
Тут стоит внести ясность: касательно легендарного жеста, описываемого фразой pollice verso (лат. «поворотом большого пальца»), ученые спорят и по сей день. Некоторые историки полагают, что знаком смерти на самом деле мог быть «большой палец вверх», в то время как «большой палец вниз» мог сигнализировать о милосердии и трактовался как «мечи вниз». Какой бы жест ни использовался, он обычно сопровождался пронзительными криками толпы «Отпусти!» или «Убей!». Жест был популяризирован в 1872 году французским художником Жаном-Леоном Жеромом в картине под названием «Pollice verso», которая уже в наши дни произвела большое впечатление на Ридли Сскотта во время съемок фильма «Гладиатор».
У гладиаторов были свои категории
К тому времени, когда примерно в 80 году нашей эры открылся Колизей, гладиаторские игры превратились из неорганизованных битв на смерть в хорошо регламентированный пусть и кровавый, но все же спорт. Бойцов распределяли по классам в зависимости от их достижений, уровня навыков и опыта, у каждого была своя специализация по применяемому оружию и технике боя. Самыми популярными были фракийцы и их главные противники мирмиллоны. В романе Рафаэлло Джованьоли «Спартак» главный герой сражался на арене именно во фракийском вооружении. Были также эквиты, которые выходили на арену верхом, эсседарии, сражавшиеся на колесницах, и димахеры, которые могли владеть двумя мечами одновременно.
Вот он, самый популярный гладиатор — Спартак. Конечно, на арене он был совсем в другом костюме и не такой задумчивый
Гладиаторы были настоящими звездами
Портреты многих успешных гладиаторов украшали стены общественных мест. У детей в качестве игрушек были фигурки гладиаторов из глины. Наиболее предприимчивые бойцы рекламировали продукты питания, как и лучшие спортсмены нашего времени. Многие женщины носили украшения, пропитанные кровью гладиаторов, а некоторые даже подмешивали пот гладиаторов, который считался особым афродизиаком, в кремы для лица и другую косметику.
Гладиаторы объединились профсоюзы
Хотя их регулярно заставляли драться не на жизнь, а на смерть, гладиаторы считали себя своего рода братством, а некоторые даже объединялись в союзы со своими собственными избранными лидерами и божествами-защитниками. Когда воин погибал в битве, эти группы устраивали товарищу достойные похороны, а если у умершего была семья, они выплачивали денежную компенсацию родным за потерю кормильца.