Зонд НАСА обнаружил на Марсе странные дюны в форме полусфер

Зонд НАСА Mars Reconnaissance Orbiter (MRO), который вращается вокруг Марса, прислал снимки почти идеально круглых песчаных дюн на его поверхности. Асимметрия дюн показывает, что их крутые склоны ориентированы на юг.

Песчаные дюны, покрытые инеем / uahirise.org

Университет Аризоны, который проанализировал снимки с камеры по визуализации с высоким разрешением (HiRise), сделал вывод, что песок на Марсе уносится в основном на юг, хотя ветры могут быть переменными.

Изображение было сделано 22 ноября 2022 года. MRO находился на высоте около 300 км над поверхностью Марса. Каждый пиксель изображения соответствует 25 см. Ранее зонд прислал снимки марсианской зимы, и нынешние дюны на одном из них также покрыты инеем.

uahirise.org

Сбор повторяющихся наблюдений за песчаными дюнами в течение марсианского года длительностью 687 земных дней позволил учёным-планетологам отслеживать, насколько быстро движутся дюны. Они выяснили, что от экватора к полюсам они продвигаются со скоростью до 1 м за марсианский год. Камера MRO зафиксировала множество марсианских песчаных дюн с впечатляющим диапазоном размеров и форм, что много говорит о погодных условиях на Красной планете. Например, при исследовании кратера Лиот в северной низменности Марса в 2010 году HiRise сфотографировала поля дюн, которые показали направления ветров в этом кратере шириной 236 км.

HiRise также изучает ледникоподобные образования на Марсе и расселины. Изображения помогут учёным определить тип механики разрушения в так называемых «структурах вязкого потока», обнаруженных в основании склонов на Марсе. Считается, что эти отложения когда-то были богаты льдом, но, по данным НАСА, источник льда до сих пор неизвестен.

Основная миссия MRO завершилась ещё в 2010 году спустя пять лет и шесть месяцев после запуска. Однако зонд по сей день присылает изображения Марса.

Так, в январе Mars Reconnaissance Orbiter прислал снимок необычного марсианского ландшафта, напоминающего морду медведя. Трещины от проседающего в кратер грунта образуют форму головы, а два маленьких кратера — глаза. Большой V-образный холм, вероятно, появился в результате вулканической активности.