Золотые пистолеты или Почему не получилось обмануть Аэрофлот?
Дизайн спасет мир. Все силы — на дизайн. Все лучшее — детям дизайнерам.
Под этими и похожими лозунгами пролетели, наверное, последние лет пять. Казалось, что счастье уже близко, что очень скоро не надо будет больше никаких усилий, исследований, аналитики, ибо все есть дизайн, и все будет в нем. И страна запестрела конференциями и симпозиумами, докладами и семинарами. Каждый должен был стать дизайнером. Под этим соусом успели появиться и несколько откровенных сект.
Но при всем при этом, веб-сайты в своей массе так и не стали еще одним автоматическим продавцом-консультантом, работающим в режиме 24\7;, но быстро выродились в предмет китча, декларации собственного Я.
Ярчайшим примером подобных квази-сайтов и служат два участвовавших в опросе варианта нового дизайна Аэрофлота
Все строго по Пелевину:
Здесь важно понять причины возникновения подобной ситуация и досконально разобраться, в чем же корень нежелания Аэрофлота стать первым хипста-авиаперевозчиком? Проще говоря: как это все вообще могло появиться на свет? Проведем небольшое собственное расследование, пытаясь понять причины подобной ситуации и мотивы всех участников.
Для начала предположим ситуацию А:
К руководству Аэрофлота приходят эксперты и в течении года тщательно знакомятся с общей стратегией компании, планами развития бизнеса, передовыми наработками, изучают всю структуру компании, попутно описывая ее в IFEF0. Эксперты получили на почту секретную презентацию «Перспективы развития Аэрофлота до 2025 года» и трижды сходили в сауну со всем маркетинговым отделом.
Именно так они и находят с десяток узких мест, выявляют несколько типичных проблем и создают не менее десятка гипотез, как можно бороться с найденными утечками прибыли. После кропотливой работы из десятка начальных вариантов остается два совершенно разных по концепции и способам конвертации трафика сайта в реальные деньги.
Например, одна концепция заточена под демонстрацию многообразия направлений полетов и самолетного парка Аэрофлота, другая же делает упор на семейные ценности — специальное детское меню на обед, игрушки и напитки, стюард-аниматор, помощь одинокой маме с ручным ребенком еще на стадии прохода на посадку и прочая социалка.
Затем, с готовыми бизнес-планами под каждую уникальную концепцию, где с помощью простых и понятных расчетов, диаграмм и анализа существующих данных — предлагается выбрать нужную цифру ожидаемой прибыли, тыкнув пальцем в наиболее понятное руководству решение.
Раз уж это говорится на каждом дизайнерском симпозиуме, предположим также, что каждое из двух решений было предварительно обкатано на собственной фокус-группе, то есть оба возможных варианта дизайна имеют фото- и видео-подтверждения того, как люди с радостными улыбками станут активно пользоваться той или иной функцией нового сайта.
Как вы считаете, стал бы опытный руководитель, увидев много новых денег и клиентов, выраженное в обоснованных расчетах и аргументах — тянуть две недели, сомневаясь, проводя опросы в рунете и долго и скрупулезно самостоятельно подсчитывая итоги?
Лично мне ситуация А в данном случае кажется маловероятной. Хотя именно о таком подходе к работе кричит сегодня любая и каждая (даже провинциальная) студия. Что же пошло не так? Что же подтолкнуло руководство проверять и перепроверять предложенные им именитым экспертом готовые дизайн-решения?
Есть еще вариант Б: абсолютное недоверие как к самому инновационному дизайну, так и к методам подачи и аргументации своих гипотез. Если единственным доводом арт-директора на презентации звучит: «Во-первых, это красиво (стильно-модно-молодежно)», то люди бизнеса вполне оправданно начинают думать, что их пытаются на***ать. Они-то ведь не втянуты в водоворот всеобщего преклонения перед дизайном, как самоценной вещью в себе.
В этом варианте развития событий я предполагаются примерно такие вопросы на презентации макетов:
— Вот, на сайтах компаний Turkish Airlines или British Airways, самое первое, что бросается в глаза — это форма заказа билета. В вашем же варианте яркие кораблики и иконки максимально уводят внимание с подобной узкой формы вверху. А как с помощью вашего дизайнерского приема я смогу стать богаче на миллиард долларов?
Или например, такое:
— Почему было принято решение напрочь отказаться от тепло-оранжевого цвета Pantone 158 в первой версии редизайна и как эта фишка сможет побудить тысячу новых иностранцев ринуться к нам?
Ну и самое страшное:
— А что если пользователь начнет не с нашей Главной страницы, а приземлится внутрь из какой-нибудь Авиасейлз — что предстанет его взгляду? Быстро ли он поймет и продолжит начатый ранее на другом сайте сложный сценарий?
Конечно, без анализа, цифр, с одной размытой картинкой, ответить на все эти вопросы нереально. А цифр, вопреки заповедям Сатина-Ветрова, дизайнеры новых макетов на этот раз отчего-то не припасли. Так уж вышло.
Затем уже, именно хоть за какими-то цифрами и был создан опрос самими сотрудниками Аэрофлота —по сути они сделали чужую работу.
Звучит уже намного логичнее, чем прошлый вариант, не так ли? А уж в наличии логики у руководства Аэрофлота сомневаться не приходится. Итак, методом дедукции можно считать доподлинно восстановленной картину реально произошедшего: многоуважаемый Аэрофлот попытались кинуть на деньги всего одной концепцией в двух копиях (с иконками и без), даже не утруждая себя какими-либо аргументами в пользу предложенных решений и малейшими прогнозами о потенциале прибыли.
Судя по топорности подхода и безликости того и другого варианта дизайна, здесь чувствуется рука фрилансера не старше 20 лет со ставкой не более 500 рублей в час, не имеющего за спиной реального опыта в бизнесе, в работе с крупными корпорациями и госструктурами, и не понимающего человеческих желаний и потребностей.
Не скажу за совет директоров Аэрофлота, но потребности обычного пользователя, их клиента — запредельно просты:
Ему изначально вообще не нужен ни сайт, ни дизайн, ни прочие клики и тыки. Ему нужно — сэкономить немного времени на вечерний сериальчик и не морочить себе голову срочным обретением некоего «визуального вкуса» для возможности быстрой поездки, перелета, перехода в любую точку земли.
И если, например, завтра в целях борьбы с экстремизмом, в стране вообще отрубят интернет — конечный клиент пострадает меньше всего. Пострадают дизайнеры, арт-директора, организаторы вебинаров —, но не простой люд. Это надо отчетливо понимать.
Люди мгновенно узнают телефоны горячей линии и станут названивать голосом, называя нужный город и дату полета. Или на площадях всех крупных городов вновь появятся коробейники-глашатаи:
— Два билета до Пхукета. Одно место у окна. Налетай, торопись, фамилией своей впишись…
Люди всегда были и будут в порядке. Это у дизайна проблемы. И если сама услуга максимально востребована, то люди будут ее заказывать и с сайтом, и без сайта, и на площадях, и в клозетах, и даже в даркнетах, и помешать им получать желаемое гораздо сложнее, чем кажется.
Транспорт — артерия государства
Более 12 лет назад в ОАО РЖД основным инструментом учета персонала был очень слабый в плане визуального дизайна АРМ Кадры. Помимо этого, он обладал еще некоторыми техническими проблемами загрузки и выгрузки внутренней отчетности, о которых простые кадровички и не подозревали.
Суть же байки в том, что очень многие компании в то время, и всемирно известный СКБ Контур в их числе, неоднократно пытались продать корпорации РЖД свой удобный стильный и максимально юзабельный продукт учета кадров.
Мне навсегда запали в память те вопросы, на которых сыпались «опытные» разработчики перед нашими «тупыми» управленцами:
— А сколько времени занимает в вашем продукте заполнение с нуля одной личной карточки вместе с приказом о приеме на работу?
— За какое количество операций можно перевести 3 тысячи работников из одного предприятия в другое?
— Сколько времени по-вашему займет внедрение и обучение одного кадровика всем азам вашей программы?
«Мы не считали, не проверялось, не знаем, но мы думали…» — подобные ответы раз и навсегда показали мне, что реальный бизнес и сфера ИТ-услуг живут на разных планетах причем в двух непересекающихся вселенных. И за прошедшие 12 лет ситуация не изменилась ни на йоту.
В итоге ОАО РЖД приобрела новый кадровый АРМ, являющийся частью огромной разветвленной системы, учитывающей помимо этого еще движение материалов и амортизацию зданий, контроль прихода на работу и порядок формирования кадрового резерва, безопасность и права доступа и еще тысячу вещей.
Разумеется, потребовалось и дорогостоящее внедрение, и длительное обучение, но теперь единая система там заменяет сотню разрозненных рукописных программок с несовпадающими форматами выгрузки данных.
Сейчас, при взгляде на плодящиеся повсеместно системы онлайн-образования, охватывает схожее чувство недостаточного погружения в процессы.
Без отработки тысяч ежедневных проблем, не введя электронных дневников успеваемости и выгрузок резюме для работодателей, не учитывая людей с ограниченными возможностями, без внутреннего общения и возможности оплаты учебы через платежку ВКонтакте — каждая яркая вспышка через полгода затухает и вновь растворяется в ничто.
Выводы
Хочется верить, что подобный отказ Аэрофлота от дизайна ради дизайна — не разовое событие, а запуск давно назревшего тренда, когда хипстеров, умеющих двигать пиксели, уже окончательно заменят обычные люди, умеющие считать деньги.
Повсеместное желание Заказчиков поскорее вернуться от пафосных «золотых пистолетов» к простым и «убойным» методикам — самое лучшее, что может произойти с рунетом за последние 10 лет.
Простой бухгалтерский калькулятор должен прийти на замену Скетчу буквально во всем, включая даже конкурсы юных дизайнеров: давно уже пора вместо требований к необстрелянным студентам в стиле: «нарисуйте лошадь в вакууме в стиле Material», появятся вполне вменяемые задачи:
Вот у вас пельменная на 5 столиков у вокзала, 30 тысяч рублей, 3 дня, две буфетчицы и один веб-иллюстратор. Покажите текст с расчетами, как оптимальным образом распорядится данным бюджетом и человеческим ресурсом для максимального роста прибыли: а) по итогам квартала б) в перспективе ближайших 5 лет.
Ну или что-то подобное, приземленное и интересное простым смертным. И только так, наконец, отделятся зерна от плевел без необходимости отвлекать солидные авиакомпании на постоянные сомнения, опросы и онлайн-акции в поисках хоть каких-то измеримых чисел…
Здравствуй, дивный новый мир! Люди бизнеса уже заждались тебя!
Комментарии (3)
21 октября 2016 в 09:22 (комментарий был изменён)
0↑
↓
История просто прекрасная! Но почему вы так не любите дизайнеров? Именно дизайнеров, а не пытающихся выдать полушку за рубль продавцов.21 октября 2016 в 09:55
0↑
↓
Лет 6 назад, волею судьбы меня закинуло на работу в типографию. И мне там случалось пересекаться со студентами худ. графа, причем не первых курсов, так вот эти ребята у меня, технаря спрашивали как в фотошопе сделать это или то, или как в кореле перевести шрифты в кривые, а на тот момент я графические программы использовал не больше месяца.Я это к тому, что у нас в стране (да и думаю не только у нас в стране) подавляющее большинство дизайнеров действует по принципу «я художник, я так вижу», остальное их абсолютно не интересует, и боготворят они одну яблочную фирму, другого для них не существует
21 октября 2016 в 09:55
0↑
↓
Всего должно быть в меру. Дизайн безусловно не так важен как денежки, но и не стоит на последнем месте. Пользователю должно быть приятно находиться на сайте и достигается это не только юзабильностью.