Религии в космосе станет больше. На полгода
Если вас раздражает религиозная атрибутика на Международной космической станции, то приготовьтесь — сейчас к МКС летит, похоже, самый заметно верующий российский космонавт — командир «Союза МС-02» и бортинженер экспедиции МКС-49 Сергей Рыжиков. От груза и личных вещей до позывного и эмблемы миссии — все несет на себе печать религии. Не удивлюсь, если в очередной раз в модуле «Звезда» снимут часть фотографий Гагарина с Королевым и заменят их на иконы, о чем опять начнут судачить в интернете. Или нет, если в Роскосмосе заметили предыдущую негативную реакцию и негласно попросили оставить, как было. А чтобы количество неприятных сюрпризов было минимальным, я собрал все клерикальные аспекты «Союза МС-02».
Космонавт
Забавно, но Сергей Рыжиков повторяет американский космический мейнстрим. Дело в том, что астронавты, пришедшие из военных летчиков, как правило, были консервативны, поддерживали партию республиканцев и были более верующими людьми. Астронавты же из гражданских могли быть феминистками, протестовать против войны во Вьетнаме, голосовать за демократов и не считать религию обязательной для «настоящего» американца. По официальной биографии ЦПК Сергей до зачисления в отряд космонавтов (набор 2006 года) был летчиком-истребителем. Интервью с ним мне найти не удалось, вообще, складывается впечатление, что он довольно скромный человек, так что историю прихода к вере мы не факт, что вообще узнаем. Зато на сайте храма святого равноапостольного великого князя Владимира РПЦЗ в Хьюстоне есть информация, что в рабочей поездке в США в свободное время Сергей служил там псаломщиком (должность чтеца и певца, ее могут занимать миряне и даже женщины)
После этого ничуть не удивительно, что Сергей перекрестился и поцеловал крест на окроплении святой водой перед посадкой в автобус к ракете, и перекрестился перед стартом ракеты уже в корабле.
Позывной и эмблема
Впервые в истории отечественной космонавтики экипаж имеет позывной с религиозным оттенком — «Фавор». По Евангелию на горе Фавор произошло Преображение Иисуса Христа. Формально этот позывной находится в традиции географических позывных, но предыдущие были нейтральны — «Казбек», «Утес», «Енисей». Позывной «Олимп» был у Федора Юрчихина, но его сложно заподозрить в классическом греческом язычестве.
Эмблема экипажа тоже любопытна.
На эмблеме изображена гора Фавор, и свет над горой. Фамилии экипажа выполнены славянским шрифтом, и, что редко (если не впервые) встречается — на эмблеме прямо написан позывной.
Личные вещи
На пресс-конференции в начале сентября весь экипаж спросили, что они возьмут с собой в полугодовой полет (с 12:09).
Шейн Кимброу возьмет с собой фотографии друзей и родных, вещи школ и университетов, где он учился и символику спортивной команды.
Сергей Рыжиков, кроме фотографий и писем родных, и гербов городов, возьмет Евангелие, иконы, камни с горы Фавор, а в игрушке-индикаторе невесомости полетит частица земли с космодрома Восточный.
Андрей Борисенко возьмет с собой талисман — дракона, потому что он родился в год дракона, вещь, увы, мало отличающуюся от камней с горы Фавор по степени суеверия.
Смешно, но самым атеистичным из всей тройки выглядит американец. Впрочем, он вполне мог в политкорректной манере не указать в ответе любую религиозную атрибутику, которую взял с собой.
Груз
По сообщению ТАСС, в качестве дополнительного груза в корабль возьмут частицу мощей Серафима Саровского. По плану экспедиция продлится 155 дней, частица мощей вернется вместе с экипажем.
Фотографии
Местом клерикальных и антиклерикальных баталий на МКС невольно является участок модуля «Звезда», на фоне которого космонавты часто записывают обращения и поздравления. В 2015 году во время полета Геннадия Падалки на МКС, с этой стены убрали все иконы, которые там висели и добавили еще фотографий Гагарина, Королева и Циолковского. Над фотографиями был и остался большой православный крест. Вид стены с тех пор не менялся, вот фото весны 2016.
МКС — рабочее место экипажа, и новые люди вполне могут его обустроить согласно своим вкусам, поэтому фотографии и прочие предметы могут на ней появляться или исчезать. Будет любопытно посмотреть, изменит ли что-то экипаж «Союза МС-02», но даже если они повесят иконы на каждом углу, через полгода все равно прилетят новые космонавты. Ну и есть небольшая надежда, что пресс-служба Роскосмоса заметила негативную реакцию в интернете на иконы и попросила оставить стену, как есть.
Заключение
Увы, но космонавтикой занимались не только абсолютные атеисты (более подробно я писал тут). Также, верующих космонавтов не отсеяли врачи и психологи, очевидно, их физические и умственные способности вполне позволяют им провести нелегкие полгода на вахте в космосе. Они сдали необходимые экзамены и являются профессионалами. И, наконец, нет никаких чудес, богов и магии, и «правильное атеистическое волшебство» не сломало ракету с клерикальным грузом (история с переносом старта из-за кабеля — обычный рабочий процесс). Ну и 14 статья Конституции работает в обе стороны — выгнать космонавтов с работы просто потому, что они верующие, неправильно. Так что остается только утешать себя мыслью, что научные эксперименты, которые будут выполняться в том числе и верующими космонавтами, расширят наши знания о природе и человеке и приблизят прекрасный мир победившего Разума.
По тегу «Острые космические вопросы» — религия, секс и туалетные мучения.