Жители канадского города разработали «Uber-сервис» с автобусами, а не автомобилями

400a729d9f9087aa360e54e8b0831dbf.jpg

Во многих городах есть общественный транспорт, но, к сожалению, его работа оставляет желать лучшего. Проблему может решить собственный автомобиль (не всегда), такси или Uber или подобный ему сервис. Как оказалось, есть еще один вариант решения — автобусный «сервис», который работает по принципу Uber.

On-demand транспортная система, созданная при содействии муниципалитета города, действительно работает по запросу. И это не просто концепт, а реальный проект, который стартовал 17 сентября в Канаде. Город, где все это работает, называется Бельвиль (Belleville, не путать с районом Парижа).
Заказать общественный транспорт можно по телефону или в специальном приложении, как за несколько дней до поездки, так и за несколько минут. Если все хорошо, автобус свободен, то пользователь получает автоматическое подтверждение вместе со временем прибытия автобуса.

Пока что автобус ездит только по вечерам и ночью, днем услуга недоступна. По мнению администрации города, решение просто отличное. Дело в том, что в обычной ситуации автобусы передвигаются по привычным маршрутам, безразлично, есть пассажиры, или их нет.

А вот в рамках пилотного проекта автобусы очень редко колесят по дорогам «порожняком». До старта проекта автобус обычно перевозил за ночь 40–45 человек. Это немало, но большую часть времени транспортное средство ездило пустым. После того, как появилась возможность вызывать автобус, количество пассажиров увеличилось более, чем вдвое. Теперь за ночь автобус перевозит около 100 пассажиров. Таким образом, система стала более эффективной.

Сервис работает в автоматическом режиме благодаря программному обеспечению, разработанному компанией из Торонто — диспетчер просто не нужен. Автобусы не автономные, все работает, как обычно — с водителем. Но маршруты формируются сами по себе в автоматическом режиме, их определяют сами пользователи сервиса.

По словам разработчиков ПО для этого проекта, малонаселенные регионы сложно обслуживать при помощи систем общественного транспорта — стоят они немало, а эффективность небольшая. Выход, как считают авторы идеи, в ограничении количества транспортных средств на линии, а сама линия может быть не постоянным маршрутом, она формируется «по запросу». Разные люди ездят на автобусах в разные районы города, номера маршрутов в этом случае не нужны.

Канадская система позволяет городу тратить меньше ресурсов, получая большую, чем обычно, отдачу. «Сервис дает нам возможность работать на большей площади, перевозя большее количество пассажиров, при этом затрачивая меньше времени на вождение, экономя одновременно ресурсы самого автобуса», — заявил один из представителей проекта. Он надеется, что городская администрация продлит проект после завершения пилотного периода.

Проблемы Бельвиля обычны для небольших населенных пунктов. У муниципалитетов нет свободных ресурсов для запуска полноценных автобусных маршрутов, поскольку из-за низкой концентрации населения их необходимо делать очень длинными. При этом пассажиров обычно минимум, о чем уже говорилось выше.

В некоторых случаях муниципалитет заменяет автобусы сервисом Uber, как поступили, например, в штате Онтарио, США, в одном из небольших городов. Местная администрация оказала всемерную поддержку Uber, благодаря чему сервис работает в плюс даже при минимальном количестве заказов.

Еще один интересный проект был запущен в Остине, Техас, США. Власти города решили опробовать в работе схему, которая похожа на ту, что используют в Бельвиле. Называется проект Pickup. Сейчас основная задача проекта — определиться с тем, можно ли обойтись без регулярных маршрутов с предопределенной схемой передвижения по городу.

В Остине жители могут вызвать транспорт, проехаться до булочной магазина, и на этом же транспорте вернуться обратно. И это не такси в обычном понимании термина. Уже есть первые результаты проекта — например, больше пассажиров используют один и тот же автобус для передвижения в определенном районе города. Это позволяет увеличить эффективность эксплуатации транспортных средств и снизить затраты из расчета на одного пассажира.

© Habrahabr.ru