Социальная сеть «Вконтакте» рассказала о том, как и почему она предоставляет пользовательские данные
На днях социальная сеть «Вконтакте» опубликовала информацию о том, какие данные пользователей организация предоставляет третьим лицам. Речь идет, в первую очередь о запросах чиновников и правоохранителей — согласно законам «О полиции», «О Следственном комитете Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другим.
По словам администрации «Вконтакте», у правительственных организаций и судов есть полномочия обращаться в технологические компании за сведениями о пользователях их сервисов. При этом сама социальная сеть считает, что предоставление данных по запросу — это исполнение долга по поиску реальных преступников, что одновременно позволяет защищать права пользователей на конфиденциальность.
Согласно законам России, ряд организаций, включая суды и правоохранительные органы, имеют право запрашивать определенные сведения о российских пользователях на различных этапах. Это может быть оперативно-розыскная деятельность, доследственная проверка, предварительное расследование или уже судебное разбирательство. При этом личные сообщения не могут быть выданы ни одному из государственных органов без соответствующего решения суда.
Что касается организаций, то полномочия запрашивать данные имеют право:
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
- Суды.
- Правоохранительные органы, включая органы МВД, ФСБ, Следственный комитет РФ, ФТС, прокуратура и другие.
«Вконтакте» рассматривает запросы, которые предоставляются в письменной форме и соответствуют законодательству. Юристы компании проверяют, есть ли основания для запроса информации, и если они имеются, то данные предоставляются. В ходе рассмотрения возможности выдачи данных «Вконтакте» проверяет, действительно ли они будут получены официальным органом или уполномоченным лицом.
Что касается процедуры запроса, то он должен быть составлен по определенной форме и иметь такие атрибуты, как подпись официального лица и печать уполномоченного органа. Кроме того, в запросе должен быть указан перечень данных о пользователе, а также основания для требования по выдаче информации.
Данные могут предоставляться без судебного решения. В этом случае социальная сеть может предоставить адрес личной страницы пользователя, время и IP-адрес регистрации профиля, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, время и IP-адрес последнего изменения пароля, историю смены имени пользователя и прикреплённого номера мобильного телефона, время и IP-адрес размещения указанного в запросе контента, историю блокировок страницы и обращений в поддержку, историю и перечень IP-адресов для входа на страницу.
При этом уведомлять пользователей о поступивших в их адрес запросах нельзя, этому препятствуют положения ст. 12 Федерального закона 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», п. 15 Постановления Правительства РФ № 759 от 31 июля 2014 года и ст. 161 Уголовно-процессуального кодекса. Фактически, факт получения запроса является конфиденциальной информацией.
По словам «Вконтакте», это вполне логично, поскольку если речь идет о расследовании преступлений — например, убийствах, то уведомление о поступлении запроса может значительно усложнить расследование преступления или задержание злоумышленника.
Администрация социальной сети сообщает также, что если данные по запросу правоохранительных органов не предоставить, то для компании может наступить ответственность, в том числе и уголовная.
Ранее представитель Генпрокуратуры России Александр Куренной заявил, что за лайки в соцсетях в стране не возбуждено ни одного уголовного дела. «Окрестили так все эти дела — «о лайках и репостах». Вот тут надо разделять: за лайки нет ни одного уголовного дела, за репосты есть, потому что репосты — это размещение информации», — заявил он.
3 октября на Хабре была опубликована новость о том, что президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 об экстремизме — уголовному наказанию за статьи и репосты в интернете и СМИ («действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц»).