Жесткие факты о софт скилах
На просторах Хабра можно встретить достаточно много статей про soft skills для разработчика, их роль в карьере и вклад в результат [один, два, три]. В этом посте хотелось бы абстрагироваться от ссылок на бизнес ресурсы и поговорить о научных исследованиях. Возможно, что материал поможет под другим углом взглянуть на привычную ситуацию на рынке и внесет ясность в то, что такое soft skills.
Что такое софт скилы?
Как это нередко бывает, чем популярнее феномен, тем больше у него различных названий и определений. Обычно терминология тесно связана с теориями, с помощью которых исследователи пытаются объяснить связанные с этим феноменом закономерности. Однако в ситуации с soft skills наблюдаются еще и страновые различия. Так, в Австралии в исследованиях и практике используются такие синонимы, как key competencies, generic skills или employability skills. В Европе зачастую прибегают к термину vital competencies, а в США имеется понятие workplace know-how. Наряду с этим в вакансиях, научных работах или публикациях в СМИ можно нередко встретить упоминания life skills, critical competencies или lifelong learning.
Основной научный спор ведется вокруг соотношения понятий soft skills и competency (компетентность). При этом компетентность в большей степени связана с профессиональными навыками человека. С чисто теоретической точки зрения между этими двумя феноменами существует весьма запутанная взаимосвязь. На практике же анализ научных исследований показал, что 37% работ не проводят четкого теоретического разделения между soft skills и competency. В остальных 63% работ авторы напрямую или косвенно связывают competency с soft skills. В сухом остатке получаем, что все упомянутые выше термины являются прямые синонимами софт скилов.
Теперь остановимся на определении самого понятия soft skills. В общем виде soft skills представляют собой набор важных и связанных с работой навыков, которые не используются для непосредственного взаимодействия с орудиями труда и могут пригодиться в различных рабочих ситуациях. Некоторые авторы полагают, что soft skills это набор нетехнических навыков, которые не связаны с абстрактным мышлением. Другие видят в soft skills личностные черты, предпочтения и мотивацию. На самом деле ситуация обстоит так, что только в 11% исследований имеется определение soft skills.
Более того, в 36% работ исследуется только один навык, а не весь набор soft skills. По сути это означает, что в это понятие авторы вольны вкладывать все, что необходимо им в момент проведение исследования. Аналогичная ситуация и с работодателями, которые могут говорить об умении жонглировать тремя мячами как о soft skills.
Еще одна особенность заключается в том, что софт скилы являются составным конструктом. На сегодняшний день в исследованиях принято разделение soft skills на внутриличностные и межличностные навыки. До 2011 года работы в основном были посвящены последним, а после наметился перевес в сторону первых. Внутриличностные навыки связаны со способностью управлять собой, а межличностные — с взаимодействием с другими.
Как рассматривают софт скилы?
В более чем половине исследований (57%) можно встретить упоминание той или иной теории, используемой для связи soft skills с различными показателями эффективности труда. При этом всего можно встретить более 50 разнообразных теоретических моделей. Популярными являются четыре подхода: организационный, теория научения, теория лидерства и теория капитала.
Организационный подход рассматривает soft skills в качестве ресурса, который влияет на производительность всей организации. Фокусом внимания здесь становится не человек и его навыки, а то, какой он вклад вносит в общее дело. Теории научения пытаются объяснить развитие и последствия применения soft skills на уровне отдельного человека. Они рассматривают социальный контекст как важную составляющую процесса научения. Эти теории в большей степени вносят вклад в то, как можно повлиять на развитие soft skills, нежели чем отвечают на вопрос, достаточно ли у кандидата софтов для работы. Теории лидерства фокусируются на софт скилах лидеров и тому, как эти навыки могут повлиять на эффективность работы подчиненных и, в конечном итоге, производительности предприятия в целом. Теория капитала показывает то, как инвестиции компаний в soft skills позволяют повысить бизнес показатели.
В теоретических подходах, в фокусе внимания которых находится бизнес, soft skills служат фактором увеличения прибыли. В результате у работника могут быть весьма развитые софт скилы, но не те, которые требуются в конкретной организации. Наряду с этим есть отрасли, в которых требуемые soft skills вообще никак не связаны с результатами работы компаний. К такому выводу, например, пришли Lyu и Liu при исследовании энергетического сектора.
Важно подчеркнуть, что софт скилы в целом понятие более практическое, чем научное. Ведь организационные теории, доминирующие в литературе, не отвечают на вопрос о том, как развить те или иные навыки. В психологических исследованиях, напротив, фокусируются именно на развитии и связи таких навыков с другими психологическими и социальными феноменами. Но происходит это в контексте изучения какого-либо одного навыка, будь то креативность, психологическая устойчивость или мотиваци. Вместе они объединяются общим понятием некогнитивных навыков.
Что говорит рынок труда?
В вакансиях нередко встречается довольно большое количество разнообразных навыков, относящихся к софт скилам. Например, исследование ИТ рынка труда в Новой Зеландии позволило выделить 17 навыков, в которых заинтересованы работодатели.
Аналитические навыки: способность к критическому мышлению, анализу различных типов информации из разных источников.
Сотрудничество: качества и компетенции, необходимые для совместного продвижения к общей цели с другими заинтересованными сторонами.
Общение (общее): способность взаимодействия с другими в «двустороннем процессе», то есть обмен информацией (передача и прием).
Общение (устное): способность обмениваться (передавать и принимать) информацию устно в различных формах, например, в формальных презентациях или неформальных разговорах.
Общение (письменное): способность обмениваться (передавать и принимать) информацию в различных формах письма, например, в технической документации или документах для клиентов.
Культурная осведомленность: осознание и принятие других культур и культурных идентичностей, связанных как с самим программным обеспечением (например, культурная адаптация приложений), так и с его разработкой и поддержкой (например, работа в культурно разнообразных командах).
Креативность: способность представлять и формировать оригинальные идеи для создания чего-то нового и потенциально инновационного.
Разнообразие: способность взаимодействовать с людьми различных социальных, образовательных, профессиональных и этнических фонов, а также разного пола.
Эмпатия: способность понимать или чувствовать то, что другой человек (включая подчиненных, коллег, руководителей, клиентов) переживает изнутри его ракурса (когнитивно, эмоционально и сочувственно).
Независимость: способность действовать свободно от влияния или контроля другого человека, группы или организации (например, без детальных инструкций от руководителей команды, клиентов или коллег).
Межличностные навыки: способность вступать в отношения, устанавливать связи или взаимодействовать с отношениями между отдельными лицами или группами людей (например, клиентами или заказчиками).
Лидерство: способность влиять, направлять, мотивировать и вдохновлять других членов команды, организации или сообщества, включая лидерство в проекте, бизнесе, практике и технологии.
Слушание: способность воспринимать речь других заинтересованных сторон (внутренних и внешних) без суждений или мгновенного ответа (в отличие от общения, слушание представляет собой «односторонний» процесс и может рассматриваться как «поднавык» общения).
Наставничество: способность устанавливать значимые отношения с другими лицами или группами (обычно на том же или более низком уровне иерархии, опыта или экспертизы) с целью профессионального, технологического и личностного развития.
Переговоры: способность эффективно и эффективно обсуждать для достижения соглашения (возможно, консенсуса), урегулирования конфликтов с внутренними и внешними заинтересованными сторонами.
Решение проблем: способность определить, почему возникает «проблема», и как ее решить, определяя и измеряя проблему, анализируя ее и, в конечном итоге, приступая к ее решению.
Работа в команде: навыки успешного взаимодействия с другими во время разговоров, проектов, встреч или других форм совместной работы.
Так какие же soft skills нужны в ИТ? Изучение рынка Европы показало, что в большей степени компании ищут кандидатов с критическим и аналитическим мышлением, навыками коммуникации, креативностью и гибкостью мышления. Однако как именно проверяют soft skills остается загадкой. Ведь даже если работодатель определился с их набором, то подобрать валидные методики, да еще и правильно применить их могут только квалифицированные специалисты.
*данные по процентам исследований взяты из работы Soft skills, do we know what we are talking about?
Что почитать?
Soft skills, do we know what we are talking about?
Soft skills, hard skills: What matters most? Evidence from job postings
Soft skills and their importance in the labour market under the conditions of Industry 5.0
Soft skills required from software professionals in New Zealand