Заметки фрилансера: как перестать бояться и начать работать на себя

fedbef4f082d477c95757f69f20c93c4.jpg

Привет! Последние несколько лет я занимался фрилансом на Upwork и вот наконец решился решил поделиться своим опытом и наблюдениями с Хабрасообществом в небольшом цикле статей. Начать хотелось бы издалека: кому на мой взгляд стоит рассмотреть фриланс как основной вид своей деятельности + хотелось бы разобрать основные «отпугивающие» факторы, которые мешают многим решиться. Кому небезразлична тема фриланса и Upwork в частности — добро пожаловать под кат.

Для кого и зачем?


Для начала давайте разберемся, кому это все вообще может быть интересно и попробуем ответить на простой и резонный вопрос «а оно мне надо?».

Проще всего в случае, если вы уже итак задумывались о фрилансе как об основном способе заработка и альтернативе традиционной работе. Некоторых офисных работников не устраивает зарплата на текущей должности, других утомляет ритм жизни с »9 до 5 с понедельника по пятницу», кто-то просто интроверт, которому тяжело долго находиться в длительном контакте с людьми. Причины у всех могут быть свои, но в целом большинство из них объединяет одно — ощущение, что что-то не так и нужно что-то менять. Что касается меня, то к концу второго года работы в своей первой фирме я потерял всякую мотивацию приходить туда 5 раз в неделю и все дошло до того, что я начал всерьез задумываться о смене профессии. К счастью, решение уволиться и начать работать независимо помогло поставить все на свои места и я окончательно убедился, что занимаюсь именно тем, чем должен. Просто не в том месте и не в том формате. Так что совет для всех сомневающихся в этом случае простой — попробуйте, фриланс может стать именно тем, что вы искали.

Если же у вас уже есть работа в офисе, которая абсолютно устраивает и никаких сомнений и тревожных мыслей на ее счет не возникает в принципе — что ж, думаю, причин смотреть в сторону фриланса у вас немного. Если вы чувствуете себя на своем месте, работая в компании, то, вероятно, это ваша стихия и резкая смена курса может только повредить. Действительно, зачем менять то, что итак работает? Главное быть честным с самим собой в оценке текущего положения дел.

Еще одна категория разработчиков, которым на мой взгляд не стоит торопиться с решением окунуться с головой во фриланс — это новички без опыта, студенты, молодые и зеленые специалисты. В большинстве случаев для вас, как для разработчика, год работы в компании может оказаться полезнее и продуктивней нескольких лет во фрилансе. Во-первых, многие компании имеют специальные программы стажировки, нацеленные как раз на быстрое получение необходимых практических знаний. Во-вторых, вы сможете посвятить себя и свое время только совершенствованию навыков программиста, не отвлекаясь на изучение тонкостей работы с тем же Upwork, поиск клиентов и прочие менее важные вещи. В-третьих, вы получите реальное представление о том, как устроена вся эта «кухня» изнутри: как работают программисты, как взаимодействуют друг с другом, с менеджерами, дизайнерами, это действительно ценный опыт, которым не стоит пренебрегать. Ну и в-четвертых, имея хотя бы минимальный багаж практических знаний и пару работ в портфолио стартануть на фрилансе будет значительно проще в большинстве случаев. Таким образом, переход на фриланс как на следующую ступень своего развития может быть более естественным и безболезненным, чем чистый старт с нуля.

А вдруг не получится? Развеиваем основные мифы и опасения.


Предположим, что вы все-таки чувствуете в себе непреодолимое желание стать фрилансером, но все еще остается слишком много «но», которые мешают вам сделать последний шаг. Попробую разобрать основные моменты, с которыми сталкивался сам или мои знакомые-фрилансеры. Уверен, хотя бы несколько из следующих пунктов беспокоят и вас:
  • Фриланс — это нестабильно, у меня семья/кредит/ипотека/съемное жилье, я не могу рисковать. Справедливое опасение, но где не бывает рисков? Решения без рисков, как говорится, приводят к скучным и предсказуемым результатам. По правде говоря, есть вероятность того, что вы будете в менее рискованном положении через год-два фриланса, имея, скажем, прокачанный профиль на Upwork или устоявшуюся клиентскую базу, чем отработав тот же срок в организации Х (до тех пор пока это не Google или Facebook, конечно же). Любую организацию могут неожиданно ликвидировать, а ее сотрудников сократить или попросту уволить. К сожалению, это не гипотетическая возможность и от подобных ситуаций нельзя быть застрахованным даже работая в уважаемой и устоявшейся компании. Не так давно это случилось с несколькими из моих бывших коллег, с которыми в одностороннем порядке и без особых церемоний попрощались через письмо на почту вида «Привет! Вы попали под сокращение.». Оказавшиеся за бортом такой компании люди куда более уязвимы, чем независимый разработчик, потерявший одного-двух клиентов. Почему я так считаю? Основная причина заключается в том, что найти новый проект на фрилансе будет все-таки проще и быстрее. Как минимум потому, что вам вряд ли придется проходить полноценные собеседования на каждую интересующую позицию, в процессе будет меньше бюрократии и задержек и имея 15 выполненных проектов в портфеле и кучу положительных отзывов на Upwork вас мало кто попросит написать сортировку пузырьком в процессе интервью. Тем не менее, подготовиться к переходу на «вольные хлеба» все-таки стоит: например, накопить некоторую сумму про запас и подыскать клиентов еще до ухода с текущего места работы, собеседоваться до увольнения запретить вам никто не может. Афишировать ли этот факт коллегам и начальству — решать уже вам.
  • Я не смогу найти работу и придется вернуться в офис. Найти свой самый первый заказ может быть действительно довольно сложно, особенно если мы говорим об Upwork: срок может идти на недели и даже, в крайних случаях, месяцы. Ситуацию может усугубить недостаточный уровень навыков и/или отсутствие живых примеров ваших работ, т.е. пустое портфолио. Тем не менее, это все-таки преодолимое препятствие, в крайнем случае вам придется подтянуть свои скилы или взяться за низко оплачиваемый контракт ради первого положительного отзыва и выполненного проекта, который упадет в копилку вашего профайла и послужит каким-никаким пунктов в портфеле. Я проходил через этот процесс за 2–3 недели и уже мой второй контракт продлился около года и принес мне кучу профита, в том числе сделав мой профиль куда более привлекательным за счет отработанных за это время на Upwork часов. Несколько моих знакомых преодолели тот же путь и в итоге никто не остался обиженным и ситуации, что кто-то в итоге так и не нашел работу на практике я пока что не встречал. Мы живем в цифровую эру, удаленная работа становится нормальным явлением даже в куда более закостенелых и консервативных областях, чем разработка ПО, так что особенно переживать по этому поводу я думаю все-таки не стоит.
  • Я недостаточно хорошо знаю английский. Справедливо, в первую очередь, для Upwork или любой другой иностранной биржи. Вообще говоря, если очень хочется, то клиентов можно найти и русскоязычных, даже на этих самых иностранных биржах (у меня было несколько контрактов с русскими клиентами на Upwork). Тем не менее, лишать себя большей части возможностей и вакансий из-за проблем с языком совсем не обязательно, так что если с английским все уж совсем плохо, то стоит его подтянуть тем или иным образом. В идеальном случае — прямо во время общения с иностранным клиентом в рамках текущего проекта: даже за несколько месяцев активной переписки можно неплохо продвинуться в уровне владения, главное, чтобы человек вас понимал, идеального произношения и грамматики в 9 из 10 случаев не требуется и чаще всего клиенты понимают, что вы общаетесь на неродном для себя языке и относятся к этому лояльно. Более того, многие клиенты сами могут знать английский хуже вашего. К тому же, знание английского еще никому не вредило (особенно программисту!) и лучшего стимула заставить себя его наконец подтянуть просто не придумать. Я начинал со «стандартным» набором — уроки в школе и университете, большая часть которых, разумеется, была пропущена мимо ушей. Тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы найти первые заказы и за пару лет подтянуть письменное владение до более-менее приемлемого и не вызывающего недопонимания уровня.
  • Я работаю в фирме и боюсь увольняться… потому что боюсь, что разочарую компанию, коллег / боюсь, что отругает начальник / и вообще, увольняться — это плохо! Особенно актуальный пункт для тех, кто работает в своей первой компании и прежде с процессом увольнения не сталкивался. Как по мне, ничего страшного в нем нет, это абсолютно естественная и нормальная процедура, как с бюрократической стороны так и с чисто человеческой. Вы уже внесли свой вклад в развитие компании и посвящали ей значительную часть своего времени и сил в последние несколько месяцев или даже лет. Работодатель в свою очередь любезно предоставлял вам деньги в обмен на ваши услуги, обе стороны выполнили часть своей сделки в полной мере. Согласно законодательству, в крайнем случае вас могут попросить отработать положенные 2 недели с момента заявления если все уйдет в официоз или же в устном формате попросят доделать свои дела, и завершить проект, например. Большинство руководителей с пониманием относятся к этому процессу и чаще всего стороны расходятся на хорошей ноте. Текучка у нас в отрасли большая, так что скорее всего и особенно отговаривать от ухода вас никто не будет, поскольку процесс замены уходящих сотрудников новыми налажен. Если же начальство процессу увольнения препятствует — ну что ж, вот вам еще одно доказательство того, что решение покинуть компанию было правильным. В конце-концов, жизнь у вас одна и только вы в праве решать, чем вам в ней заниматься.
  • Я не смогу нормально работать из дома. Действительно, кто будет заставлять меня поддерживать график? Да и как вообще можно работать, когда вышел новый сезон любимого сериала или на улице такая замечательная погода? Шутки шутками, но эти вопросы мало для кого утрясутся сами собой и могут стать действительной проблемой. Универсального совета здесь дать к сожалению не получится, тут многое зависит только от вас самих и ваших персональных качеств. Попробуйте выделить отдельную комнату для работы, которая станет вашим домашним офисом, в котором никто не будет вас отвлекать. Не хотите работать дома? Подыщите кафе или коворкинг поблизости, это может стать неплохой альтернативой (или дополнением) к работе из дома. Подумайте над своим графиком, какую часть в нем будет занимать работа, а какую — личная жизнь. В общем и целом, попробуйте заранее подготовить себя к тому, что вы становитесь на новый путь развития, ведущий к высокой ответственности, проактивности и самоорганизации. Где-то это будет непросто, но результат этого процесса не заставит себя ждать и положительно отразится как на ваших профессиональных навыках, так и на других областях вашей жизни. Также рекомендую почитать небезызвестную книгу REMOTE от 37signals, возможно, найдете в ней для себя что-то полезное.
  • А вдруг мои навыки (стек технологий, язык программирования) не востребованы на фрилансе? Если вы работаете с веб-сайтами или мобильными приложениями, то беспокоиться вам особенно не о чем, какие-то вещи в этих областях более востребованы, какие-то менее, средняя ставка тоже может разниться, но работу вы так или иначе найдете. Думаю, это справедливо и для дизайнеров. По поводу десктопа, системного и низкоуровневого программирования и других более узкоспециализированных вещей — здесь уже сложнее, рекомендую изучить спрос, прежде чем принимать поворотные решения. На Upwork, например, подобных вакансий не так много на фоне веба и мобильной разработки.


На сегодня вся, буду рад любой обратной связи. Если тема окажется интересной для сообщества, то в последующих статьях я попробую перейти к более практическим вещам, поделиться, так сказать, опытом (как заполнять профиль, рекомендации по написанию cover letter и многое другое).

Спасибо за чтение:)

Комментарии (32)

  • 5 января 2017 в 01:12 (комментарий был изменён)

    +2

    Да очень интересно, расскажите, как фрилансеру кредит в банке получить без 2-НДФЛ. Вообще, интересны юридические вопросы работы на upwork.
    • 5 января 2017 в 01:18 (комментарий был изменён)

      +1

      Спасибо за комментарий! Попробую рассмотреть юридическую часть в отдельной статье, слишком уж она обширная) На вскидку, оптимальным вариантом будет оформить ип (делается быстро, недорого, налоги небольшие), ип может получить справку о доходах, необходимую для визы, например. На счет кредита не уверен, но подозреваю, что тоже возможно.
      • 5 января 2017 в 01:29 (комментарий был изменён)

        +1

        Да, только в банках нужна именно 2-НДФЛ. ИПшка кредит могут дать, разве что ВТБ.

        Как на upwork с актами выполненых работ? Тут вот, пишут, что удавалось их получить: https://toster.ru/q/224740

        • 5 января 2017 в 02:21 (комментарий был изменён)

          +1

          До $50.000 никаких актов, кроме договора публичной оферты с Upwork, не нужно, проверено мной на Альфа-Банке (я работал с ними как ООО, а не ИП, у которого ответственности еще больше). По этому поводу уже, как оказалось, есть статья на хабре.
        • 5 января 2017 в 02:39

          +1

          банки считают ИПшников очень ненадежными.
          Из своего опыта: «Россельхозбанк» — берет доход ИП и умножает на 0.33 — эту сумму они будут учитывать при проверке давать вам кредит или нет.

          «Акбарс» — у них обслуживаюсь, валютный контроль очень адекватный: разово — публичная оферта, а при получении денег — акт выполненных работ (даже когда было меньше $50k и не было паспорта сделки). С кредитом тоже проблем не было (тьфу-тьфу-тьфу), вместо 2НДФЛ заполняется небольшая форма + копия налоговой декларации.

    • 5 января 2017 в 12:16 (комментарий был изменён)

      0

      Достаточно много банков дают кредиты (в т.ч. ипотеку) ИП. Нужна заверенная копия налоговой декларации за предыдущий период и готовность рассматривать ставки на 1–2 процентных пункта выше, чем для физ. лиц, плюс более строгие требования к первому взносу.

  • 5 января 2017 в 02:25

    +1

    Интересно. Интересно как строятся отношения с заказчиком, как происходит оплата, юридическая сторона вопроса. Так же интересно какие виды работ/проектов там преобладают, то есть вы берёте на себя реализацию какого то небольшого проекта целиком, или же просто работаете как штатный программист на удалёнке?
    • 5 января 2017 в 02:32 (комментарий был изменён)

      +1

      По поводу финансовой части в случае легальной работы советую почитать здесь, информация актуальна. На счет клиентов — я планировал посвятить этому отдельную статью (какие типы бывают, с кем стоит связываться, с кем нет и т.д.). По поводу формата работы (проект целиком / удаленка) — это от проекта к проекту зависит все-таки, можно и на удаленку устроиться, можно взяться за проект целиком, можно даже собрать команду и организовать на Upwork свое агенство.
  • 5 января 2017 в 03:04

    +1

    Почему почти все статьи о фрилансе ограничиваются upwork? По-моему главная фишка фриланса как раз в том, что можно себя не ограничивать. Тот же upwork — лишь капля в море возможностей, причём не самая интересная. Площадок много и искать заказы можно и нужно везде.
    • 5 января 2017 в 10:07

      +1

      Площадок уровня upwork не так много (среди меня — их нет, например). Даже при всех его минусах и жлобстве нового менеджмента — они по прежнему если и не монополия, то около того.
  • 5 января 2017 в 10:15

    0

    Статья, конечно, не особо информативная (это все уже много раз за последние пару лет излагалось другими авторами на Хабре). Но понятно, что вам надо было от чего-то базового оттолкнуться для того, чтобы начать полноценную серию статей. Надеюсь, вы на этом не остановитесь и найдете силы и возможности действительно продолжить начатое, т.к. всегда очень интересно почитать про практический опыт других людей.
  • 5 января 2017 в 10:25

    0

    Ушел с апворка, как заказчик, когда они перестали принимать пэйпол (с безакцептным доступом) и попросили собственно карту. Мой параноик этого не перенес)
  • 5 января 2017 в 10:42

    +1

    Был бы интересен анализ того, почему на фрилансе много работы только по веб-сайтам или мобильным приложениям.

  • 5 января 2017 в 11:35

    +1

    Интересно было бы послушать про ваши первые шаги, первый удачный проект, первые ошибки. Спасибо.
  • 5 января 2017 в 11:48

    +1

    Никакой «работы на себя» не вижу во фрилансе, в отличии от постоянки, придется постоянно проходить собеседования, что, как мне кажется, может надоесть, а долгосрочное сотрудничество с одним заказчиком ничем не отличается от удаленки на постоянной работе.
    • 5 января 2017 в 11:49 (комментарий был изменён)

      0

      ну да, разница будет только в том, что на постоянной работе вы можете работать с тем же самым клиентом и отдавать вашему работодателю процентов эдак 50 (а то и больше) от того, что платит этот клиент, а так да, тож самое)
    • 5 января 2017 в 13:21

      0

      Так-то да, в долгосрочной перспективе фриланс плавно перетекает в удаленку с постоянными заказчиками. И отличия от постоянной удаленки практически стираются. А если разница невелика, то можно изначально выбрать удаленку со всеми ее преимуществами
      • 5 января 2017 в 13:22

        0

        Для кого-то, наверное, перетекает в удаленку. Для других — в свою компанию или хотя бы небольшую команду, берущуюся за большие проекты совместно и выступающую как агенство, а не фрилансер-одиночка.
  • 5 января 2017 в 11:54 (комментарий был изменён)

    +2

    Мне бы не хотелось никого пугать, «подрезать крылья», но нужно видеть картину без розовых очков, чтобы не наломать дров, и изменить свою жизнь обдуманными шагами (хотя чей-то стиль «в омут с головой», вы можете не читать далее).

    На данный момент на UpWork я Top Rated фрилансер с 100% Job Success Score, моя почасовая ставка доходила до 38$, за полгода, что я там, 6 сданных проектов. Не космос, но вполне привлекательно для потенциального клиента. Да, уточню: разрабатываю на .net.

    В «офисе» за 10+ лет я прошел путь до senior software engineer крупной международной компании.

    И знаете что?
    На Upwork закончил полугодовой проект, и уже месяц я не могу взять ни одного нового. Я знаю про Рождество, но оно было 2 недели назад, и весь западный мир уже активно работает (у них нет каникул).
    При этом у меня всегда есть предложения работы в разных странах (именно в офисе), ну и если вернуться в Россию, то за неделю-две я бы точно нашел работу (особенно в Москве).

    Вы (автор статьи) сравниваете разные точки отсчета: человек, проработавший в офисе и человек, накопивший клиентскую базу на фрилансе. Но между первым и вторым — ОЧЕНЬ большое расстояние! Которое может быть пройдено двумя путями:
    1. Везение. Те фрилансеры, которые быстро, с первых проектов смогли в нужное время заявиться на нужный проект (хороший клиент, высокий рейт), выгодно себя продать, выделиться на фоне конкурентов (которых поначалу много). У клиента много работы, и он просто подкидывает вам задачку за задачкой. Я знаю несколько таких случаев, когда первый же (!) проект человека именно такой. Не приходится ничего искать, вести переговоры и пр., человек спокойно фрилансит на одного клиента годами — красота. Но такой проект на дороге, скажем так, не валяется. В зависимости от сезона, вашей квалификации и специализации, могут уйти месяцы на поиски.

    2. Рост шаг за шагом. Это тяжело. Я совмещал где-то 3 месяца основную работу и фриланс — и это был ад. Думаю, не надо объяснять, что после 8 часов активной работы (+ обед, + дорога) сил не всегда много, если у вас есть семья, а тем более дети — умножайте на два. Плюс еще сам поиск работы, переговоры — куча времени и сил. Сколько вы вытяните в таком режиме? Хорошо, если у вас есть подушка на 3–6 месяцев, тогда можно уволиться и сфокусироваться на фрилансе.

    Резюмирую: чтобы стать фрилансером «в фоне», продолжая работать, уделять время семье, заниматься делами — нужно не только много сил и терпения (в дополнении к хорошему проф. опыту и английскому), но и везение. Попытаться можно (а в некоторых случаях — нужно!). Но не стоит ждать сразу золотых гор, халявы и свободы. Даже имея проект, час в офисе и час дома с запущенными трекером активности — вещи разные, за первый вы можете сходить попить чай, открыть фейсбук и пр., второй потребует сфокусированности. 8 часов в таком режиме выжмут ваши силы.

    • 5 января 2017 в 12:07 (комментарий был изменён)

      0

      Простои на месяц случались и у меня, хотя чаще всего встречал я их как лишний повод отдохнуть и заняться чем-то еще, разгребсти, наконец, список непрочитанных статей и книг и т.д., не хотелось бы вводить кого-то в заблуждение, что если сегодня проект закончился, то завтра же вы найдете новый. Тем не менее, многие такие простои вызваны были в основном мной, т.к. клиенты в периоды поиска были всегда, просто не со всеми хотелось работать и ждал более подходящих позиций. По поводу вашего профиля — для вашей часовой ставки он, на мой взгляд, не слишком конкурентоспособен — мало часов, мало проектов, можно поработать над описанием и заполнить портфолио. Понимаю, что человеку с 10 годами стажа, вероятно, не хочется, чтобы за него говорили только часы на конкретной бирже, но, к сожалению, сейчас на Upwork ценятся ваши достижения именно на этой площадке в первую очередь, а не в нее ее.
      • 5 января 2017 в 12:26 (комментарий был изменён)

        +1

        В том-то и дело, что я видел сразу несколько реальных примеров 1-го пути, как люди, с меньшим опытом и нулевым количеством проектов на UpWork быстро ловили длинный проект с хорошим рейтом (выше, чем у меня). Видя это я и пошел во фриланс, и на деле оказалось, что все не так просто.
        ценятся ваши достижения именно на этой площадке в первую очередь, а не в нее ее.

        Вот об этом и речь. Опыт, полученный в офисе конвертируем в возможности новой работы, интересные проекты, хорошую позицию на рынке труда. А на UpWork все с нуля. Получить TopRated и сделать эти 6 проектов мне стоило больших трудов (совмещая с основной работой) — и это, как вы говорите, только начало. Получается, что во фриланс надо идти сразу, ну максимум 2–3 года поработав в офисе, иначе много времени как бы в пустую (если конечно человек не планирует всю жизнь работать в офисе).
        • 5 января 2017 в 12:34

          0

          Да, фактор везения, конечно же, есть, полностью согласен. Со второй частью тоже скорее соглашусь, сам я как раз во фриланс попал через те самые 2–3 года работы, большинство моих знакомых-фрилансеров тоже. Хотя из личной практики знаю одного разработчика с 10+ стажем, который сменил работу в офисе на фриланс и вроде бы неплохо преуспел, уехал в Болгарию и в итоге основал там юр. лицо, что-то вроде нашего ООО. Хотя, опять же, возможно, просто звезды сошлись. Но хочется верить, что шансы «повысить» везение в подобных случаях все же есть, но из того что реально может помочь (помимо работы над оформлением профиля) в голову приходит только готовность начинать работать на более низкой ставке, пока не наберется критическая масса часов и отзывов на Upwork.
          • 5 января 2017 в 12:41

            0

            Со стороны клиента, впрочем, все выглядит проще: если при равной ставке у одного кандидата несколько тысяч часов и куча проектов, а другого этого нет… сомневаться долго не придется, потому что работы и отзывы для первого кандидата можно тут же посмотреть, а второй заявляет свои умения только на словах и нужно будет приложить какие-то усилия, чтобы их проверить. К тому же, на фрилансе много мошенников и врунов, которые берутся за проекты, которые не могут потянуть, многие клиенты на таких натыкались и теперь страхуются вдвойне.
            • 5 января 2017 в 12:49

              0

              Вот в этом и вопрос, какова ставка у фрилансера разного уровня. Даже здесь на хабре я не раз видел мнение, что 15–20$ — это для индусов, и начинать надо хотя бы с 25–30. Так что я не считаю, что мой рэйт завышен. Более того, часто в рэйтах нет никакой логики и связи с опытом, я открывал страницу ТОП 10 разработчиков апворка, там рядом два фрилансера, у обоих тысячи отработанных часов, одна область работы, у одного рэйт 85$, у другого — 15$.
              • 5 января 2017 в 12:54 (комментарий был изменён)

                0

                Я тоже не считаю, что он завышен, просто найти работу с чем-то в районе $15 будет все-таки проще на этом этапе, до получения первой 1000 часов, дальше можно спокойно вернуться к 25–30. А поводу разных ставок — все как и в «большом мире», кто как сумеет себя «продать» :) В фирмах часто просят не афишировать свою зп коллегам, почему? Возможно и потому, что парень, который пришел 2 недели назад после универа получает больше тебя. Или Виталик, который год ходил долбил начальство угрозами об увольненнии если ему не будут платить больше все-таки добился своего, а ты (не обращаюсь конкретно к кому-то сейчас) — нет.
        • 5 января 2017 в 12:44 (комментарий был изменён)

          0

          Опыт, полученный в офисе конвертируем в возможности новой работы, интересные проекты, хорошую позицию на рынке труда. А на UpWork все с нуля

          К счастью, это работает и в другую сторону: профиль на Upwork может помочь в поиске работы в офисе, если вдруг захочется вернуться. В студиях, занимающихся аутсорсом, все знают про Upwork и смогут оценить ценность вашего фрилансерского труда :)
          • 5 января 2017 в 12:50 (комментарий был изменён)

            +1

            Даже не знаю, что и как должно в жизни (и в голове) сложиться, чтобы захотеть вернуться в офис. Сейчас я живу в Таиланде. Если затишье с проектами продолжится, я лучше перееду в Камбоджию (сильно дешевле), чем возвращаться в офис.
    • 5 января 2017 в 13:22

      0

      >> весь западный мир уже активно работает (у них нет каникул)

      Извиняюсь, но здесь вы не совсем правы. и именно не совсем (т.е. частично таки правы)
      Вормально мы работаем с понедельника, т.е. со 2-го января. Но это в теории. На практите значительное количество работников тупо берут отпуска в конце декабря-начале января. Их продолжительность зависит от того как «ложатся» праздничные дни в текущем календаре (перенос выходных как в РФ в «западном мире» явление нечастое). Теперь смотрите. 26-е был выходной, далее пятница 30 в большинстве стран — сокращенный рабочий день.

      Кроме того, многие кампании имеют свой собственный корпоративный выходной (или даже два) который может приходиться как раз на день перед НГ или — как альтернативный вариант — многие работники заявляют, что они будут работать удаленно (причем совершенно ответственно заявляю — ни разу за несколько лет не видел, чтобы они реально работали! Я был в офисе 30-го, таких как я набролось три человека. Свалили мы все дружно в 15:00)
      Итак — по факту между рождеством и НГ у нас три полноценных рабочих дня.

      Далее: 6-е января опять выходной — т.е до 9-го января у нас только 4 раб. дня. Догадайтесь что делают наемные служащие? Нет, некоторые таки приходят в офис… Но… говорить о том, что они там полноценно работают не стоит… тем более, что часть опять таки «работает удаленно» — у нас наверное четверть отсутствующих именно такие, остальные по честному взяли отпуска — оплачиваемые или нет вопрос вторичный (кстати начальство в последний раз видел 23-го декабря) — все просто — берем 7 дней отпуска, а отдыхем 16 дней! кто-ж от такого откажется — только такой придурок как я (и то, только потому, что сравнительно недавно в кампании работал и уже дважды брал отпуск за свой счет)

      Ну и еще нюанс — гравный (все остальное это так — мелочи) ни один здравомыслящих руководитель не с

      © Habrahabr.ru