Зачем ПСБ обучает IT-специалистов в «Школе цифровых ролей»
Почему банк сам учит себе разработчиков, тестировщиков и продактов, какие передовые практики использует — и почему при поступлении в «Школу» даже не смотрят на оценки в вузе — рассказывает руководитель по развитию ИТ и цифровых компетенций ПСБ Алексей Кожин.
Получается, в ПСБ есть свой собственный образовательный проект для начинающих IT-специалистов?
Верно! Мы приглашаем студентов технических вузов 3–4 курсов, и готовим из них крепких специалистов под задачи и стек банка. При этом используем инновационные модели обучения и трудоустраиваем практически всех учеников — и не на джуновские вакансии, а сразу специалистами.
Мы начали развивать образовательный проект после того, как столкнулись с масштабным дефицитом кадров. В ближайшее время на рынке будет не хватать более 1 млн. разработчиков, тестировщиков, менеджеров. Только у нас в ПСБ — более 800 открытых вакансий прямо сейчас. И закрывать их привычными методами становится всё труднее.
Но ведь на рынке полно курсов и школ для IT!
Это правда —, но нанимать их выпускников довольно тяжело. У этого есть несколько причин:
Задача всех образовательных проектов — побыстрее выплеснуть на рынок джунов (мол, дальше давайте сами, набирайтесь знаний и опыта, как сможете). Но ни нам, ни рынку не нужно столько джунов, ведь их еще приходится долго и дорого «доводить» до миддла. Выгоднее учить самостоятельно с крепкой технической базой.
Будущему джуну пытаются дать комплект универсальных знаний. Получается такой разработчик-человек-оркестр (как известно, человек-оркестр — это тот, кто одинаково плохо играет на всех инструментах). А нам нужны спецы, которые знают нужный нам стек, которые сразу готовятся под продукты и проекты, востребованные в ПСБ. Значит, нам самим их себе и готовить.
Ну и еще мы видим передовые практики обучения,
которые дают максимальный результат — они распространены, например, в
А что это за практики такие?
Прежде всего, каждого специалиста мы учим практикам и артефактам, которые нужны для его будущей работы в ПСБ (мы же готовим себе специалистов, так что на этом и фокусируемся).
Например, тестировщики изучают техники тест-дизайна и регрессионное тестирование, аналитики учатся проектировать приложения и системы, разработчики осваивают фреймворки. Удобно: закончил обучение — приходишь на работу, а там всё то же, чему учился.
Еще мы активно используем опыт сотрудников банка — с помощью p2p-обучения. Эксперт-разработчик ПСБ передаёт ученикам знания, после под его руководством они создают «артефакты». Получается, что у каждого появляется «бадди» — ещё на этапе обучения. Это даёт мощный буст и снижает стресс.
Кого вы вообще готовите для банка?
Сейчас у нас четыре направления. Два — с навыками разработки:
Разработчик — готовим бэкендеров на С#. Длительность программы — 16 недель.
Тестировщик. Учим тестировщиков за 12 недель. Причем учим не только ручному, но и автоматизированному тестированию.
И еще 2 важных программы:
Прямо сейчас по всем программам учим более 100 человек, 95% из которых станут сотрудниками банка. Но готовимся значительно расширить масштабы «Школы цифровых ролей», конечно.
И всё это — бесплатно?
Более того, мы платим ученикам приличную стипендию. Однако поступить к нам не так просто.
Прежде всего, мы отсеиваем людей, которые не знают, куда идут и зачем. Мы не хотим брать ребят, которые решили просто хорошо провести время или сэкономить на обучении. У нас есть способы отсеять таких людей с помощью тестирования (ChatGPT не поможет, хотя многие пытаются). Не имеем ничего против, но хотим тратить ресурсы на будущих коллег.
Учебу можно совмещать с вузом — мы учитываем это в создании программ обучения. Но совмещать «Школу» с другими курсами, фрилансом не получится. На оценки вообще не смотрим — проверяем навыки, а не числа в зачётке.
А еще мы учим оффлайн, в одном из городов присутствия офисов разработки ПСБ: в Москве, Петербурге, Самаре, Севастополе, Тольятти.
Текущие сотрудники вынуждены и работать, и учить?
Участие в «Школе» для разработчиков и менеджеров — это не обязанность, а приятный бонус. У нас работает много вовлеченных специалистов, которым искренне нравится заниматься со студентами, ведь это даёт уникальный опыт менторства.
Ну, а в ПСБ отмечают участников «Школы» — менторы получают почёт и уважение в команде (и всякие другие бонусы тоже).
Когда мне предложили принять участие в Школе функционального тестирования ПСБ в качестве эксперта, я, не раздумывая, согласилась. Со студентами работаю не первый год, преподаю курс по тестированию в Самарском университете. Студенты — не только открытые люди, которые впитывают новые знания, но и дают нам, сотрудникам, новый взгляд на привычные вещи. Так что получается вин-вин.
Самых успешных учеников мы пригласили на стажировку в ПСБ, и сейчас уже можно сделать вывод, что мы не ошиблись в своём выборе — ребята, действительно, достойные, инициативные и очень мотивированные, показывают прекрасные результаты в работе. В них нужно было совсем немного вложить, но получить при этом гораздо больше, поэтому рекомендую всем сотрудникам, обладающим большим IT-опытом, присоединяться к школе цифровых ролей, к работе со стажерами. Это бесценный опыт!
Анна Абросимова, руководитель
направления проектного тестирования
Так что приходите в «Школу»: сперва учиться, а после — учить, уже работая высококлассным сотрудником передового банка.