Зачем компании делают коллаборации, и считать ли встречу выпускников коллабой
Привет! Я Елена Бычкова. 6 лет работаю в Альфе, запускала совершенно разные продукты — b2b, b2c, сейчас занимаюсь платформенными сервисами. Сегодня хочу поговорить с вами про коллаборации. Это слово мы видим в статьях и включаем в презентации, уже не задумываясь о смысле.
А что же такое коллаборация? Запуск карты X5 от Альфа-Банка — коллаборация? Однозначно да. Встреча выпускников спустя 10 лет после школы?
Кажется, что нет, но всё ещё да: кто-то из выпускников будет искать помещение, кто-то писать в личку участникам, звонить учителям — совместно готовить общее мероприятия, обмениваясь знаниями и опытом.
Теперь примеры из жизни ИТ-команд. Заход продакта к аналитикам, чтобы сделать дашборд для команды — это коллаборация. Почему же тогда мы не считаем коллаборацией, если попросили аналитика поменять бутылку в кулере? В общем-то, если аналитик вам откажет, вы найдёте способ утолить жажду, ведь кроме вас в этом никто не заинтересован.
Сейчас разберёмся в непонятках с коллаборациями: разложим термин по полочкам и узнаем, как прокачать навыки сотрудничества. Что самое приятное — учиться вы будете на чужих (то есть моих) ошибках.
Да кто такая эта ваша коллаборация?!
Термин относительно новый, в словаре Ожегова есть определение «коллаборационист», но вот о коллаборациях 75 лет назад и речи не было.
В основе слова «коллаборация» — латинское laborare, «трудиться».
Коллаборация — процесс совместной деятельности в какой-либо сфере двух и более людей или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
© Википедия
Далее делим определение из Википедии на части:
Даже Вики намекает, что будет долго, сложно и больно достигать консенсуса.
Теперь разложим наши примеры из начала статьи по этой же схеме:
Процесс совместной деятельности | Достижение общих целей | Обмен знаниями, обучение и достижения согласия | |
Дашборд от аналитиков для продуктовой команды | + | + | + |
Встреча выпускников | + | + | + |
Смена бутылки в кулере | – | – | + |
Почему коллаборация — это больно
Коллаборация может как вознести ваш продукт на пьедестал, так и обрушиться лавиной недоговорённостей и разногласий в самый неожиданный момент. Но вы обязательно чему-нибудь научитесь)
Объясню на примере. Жил-был продакт Вася. Загорелся он запартнёриться с соседним отделом и был уверен, что всё получится.
На старте коллаборация представлялась Васе так, но у него не было опыта переговоров и фасилитации
Вася целеустремлённый, коллеги приветливые, продукт хвалят — надо просто всех собрать и обозначить цель.
С коллаборацией может выйти несколько иначе, чем ожидалось
Здесь работает ошибка выжившего. Коллаборация удалась — о ней напишут в новостях или хотя бы в корпоративном дайджесте. Если партнёрство свернут, а так бывает даже чаще, вас вряд ли уволят, но ощущение фрустрации обеспечено. В этот самый момент помните, что вы не одиноки, Васей может быть каждый)
Почему коллаба иногда не взлетает
Теперь разберём детально пару реальных примеров. У меня был следующий опыт с коллабами пару лет назад.
Дано: настроитьE2E-процесс оформления факторинга. Мы хотели разгрузить офисы банка, чтобы предприниматель сам оформлял услугу онлайн, и заодно работали над ускорением процессов на стороне банка.
С кем коллабили: представители бизнеса от банка, дизайнеры, исследователи, архитекторы, две команды разработки, и даже Scrum-мастер был!
План: мы опережаем рынок, я затаскиваю миссию и делаю счастливее клиентов В2В.
Факт: сбойнуло везде. Команды рассинхронизировались, одна сильно опережала другую, мы никак не могли проверить функционал, дефекты летали кругами. Сроки MVP были на грани, количество MVP увеличилось на 20%. Коллаборацию пережили не все, одну команду мы полностью пересобрали. Уже в первый месяц продакшна стало понятно, что видение продактов не подошло сегменту рынка.
Ну, и вишенка на торте — команды, которые договаривались на планёрках об одном, а делали другое. Мы все как будто не слышали друг друга, в итоге выполнили метрики, но продукт не взлетел с первого раза, как хотелось бы.
Какие выводы я сделала: нужно слушать не только стейкхолдеров, но и представителей клиентов, для которых мы готовили продукт.
Коллаборация 2.0
В зарплатном стриме мы взялись улучшать клиентский сервис В2С.
Дано: два года назад представитель банка просто привозил карту, а клиенту нужно было ждать, пока представитель банка вернётся в офис и зарегистрирует документы. Получается, на встрече продукт оставался недооформленным, поэтому предложить клиенту что-то ещё было нельзя. Мы хотели сразу активировать карты во время доставки и прямо на встрече предлагать/оформлять другие продукты банка.
План: нам нужен план, чтобы составить план, есть какие-то наработки приложения и очень мотивированная команда.
В то время из софта у нас был МОПС — мобильное приложение для сотрудника, в котором отсутствовало онлайн-обслуживание клиентов. Ни у команды, ни у продукта не было стратегии. Что сделали мы: на базе МОПС выстроили новое приложение Alfa Go, упаковали клиентский опыт и проверку документов банком в одну встречу.
Сначала я не понимала, можно ли подключать доставку карт к проекту, как устроена выдача дебетовок и кредиток, как увязать логистику и документооборот. Я задавала эти вопросы листу бумаги, и шаг за шагом белый лист превращался в чёткий план. Уже через месяц план вырос в защищённый проект.
Мы сделали так, что сотрудникам для работы нужен был только смартфон с камерой, и все операции перешли в онлайн в Alfa Go вместо долгой волокиты с бумагами. В эту коллаборацию я вовлекла подразделения банка — от безопасников до владельцев всех продуктов, которые можно выдавать с помощью приложения.
Факт: за 6 месяцев мы собрали MVP, непонятный МОПС превратился в приложение Alfa Go, а услуга стала новым сервисом сначала для дебитовок и кредиток, а сегодня и для Альфа-Бизнеса. Вышла коллаба, которой можно гордиться.
Резюмируем, почему коллаборация получилась во втором примере и не получилась в первом:
Идеальной коллаборации не существует, но мы попробуем
Коллаборация — это о том, как перейти от соперничества к сотрудничеству. Вот мои принципы или слагаемые успешной коллаборации:
Поделюсь советами, как прокачать навык запуска партнёрских проектов:
Начните с определения стейкхолдеров — это все те, в чьих интересах вы собираетесь действовать. В целом вы так же выступаете стейкхолдером, который предлагает свои знания и опыт для достижения общей цели.
Найдите экспертов, без которых вы не сможете действовать, например, команда разработки, если вы делаете цифровой продукт, или организатор вечеринок, если речь о встрече одноклассников.
Дальше можете использовать мою формулу успешной коллаборации и применять любые подходящие инструменты. На салфетках рисовать не советую, бумага вполне подходит, но пусть это будет хотя бы флипборд, если все участники находятся в одном пространстве/помещении. Miro, Notion, Keynote и даже Эксель хороши для работы с To-Do листом или экшн-планом в цифровом пространстве, а Telegram, VK, Zoom или Контур.Толк вполне подойдут для общения по проекту.
Не будьте излишне самоуверенны и постоянно синхронизируйтесь со всеми участниками. Если вы создаёте продукт, стремитесь как можно скорее проверить его на реальных пользователях: делайте MVP, запускайте пилотные версии и пробуйте пользоваться первыми версиями сами.
Помните про риски, подумайте о них в начале пути, регулярно обсуждайте их с ключевыми участниками на пути к достижению цели, обновляйте список рисков и готовьте запасной план B, C и т.д.
Это простые советы работают для коллабораций, даже если вы не продакт. Договариваться полезно всем, у кого есть коллеги, родственники и друзья.
В комментариях поделитесь вашими примерами успешных и не очень коллабораций.