Зачем Канаде новый налог для интернет-компаний
Платить его планируют обязать крупные ИТ-корпорации вроде Google, Facebook, Netflix и Spotify.
/ Unsplash / StellrWeb
Что случилось
Правительство Канады поддерживает новостные медиа в стране, регулярно их финансируя. Однако некоторые считают, что подобная деятельность слишком сильно обременяет государственный бюджет.
Чтобы исправить ситуацию, ряд политиков — в том числе Министр культурного наследия Канады Стивен Гилбо (Steven Guilbeault) — предлагает внедрить новый «налог на ссылки». Его идея в том, чтобы интернет-компании платили авторам (новостным порталам и журналам) лицензионный сбор за используемый контент — например, когда части опубликованных новостей попадают в поисковик.
Дополнительное чтение из нашего блога на Хабре:
Политики также предлагают ввести налог на доходы от цифровых продаж иностранных компаний, ведущих деятельность на территории страны. Задача — поддержать «местных производителей», то есть канадские компании, конкурирующие с иностранными гигантами.
Критика
Официально законопроект еще не готов — финальную версию планируют представить осенью — однако его уже подвергли критике. В первую очередь против принятия закона высказалась госкомиссия, которая провела предварительный анализ. Эксперты отметили, что международная практика, связанная с «налогом на ссылки», показывает себя не с лучшей стороны.
В качестве примера приводят Испанию, где аналогичный закон одобрили в 2014 году. Тогда Google просто отключили сервис Google News на территории страны, а трафик на испанских новостных сайтах упал на 10%. Введение похожего налога может привести к аналогичным последствиям.
/ Unsplash / The New York Public Library
Резиденты Hacker News в тематическом треде говорят, что новый налог может стать причиной удорожания цифровых сервисов для канадцев, так как ИТ-компании постараются компенсировать потери. В худшем случае они просто перестанут предоставлять свои сервисы.
Не в первый раз
Это не первый раз, когда в Канаде предлагают ввести налог на интернет. В 2018 году рассматривался вариант с «налогом на стриминг», но тогда его предлагали брать не с ИТ-компаний, а с пользователей — кто расходует больше 15 Гбайт трафика в месяц. Инициатором выступила Гильдия телекомпозиторов Канады, собранные деньги предложили перечислять авторам саундтреков, которые недополучают роялти от стриминговых сервисов вроде YouTube, Netflix или Amazon.
Документ подвергли критике, как минимум потому, что он ставит в невыгодное положение пользователей стриминговых платформ и геймеров. Первые будут вынуждены платить за музыку и фильмы трижды — за подписку, за трафик и за выход в интернет своему провайдеру. Вторые вообще будут платить налог просто так, так как они скачивают игры, вес которых может превышать 50 Гбайт.
Судьба этого проекта находится в подвешенном состоянии, и вероятность его принятия остается небольшой. Как будет разворачиваться ситуация вокруг «налога на ссылки» еще предстоит увидеть.
О чем мы пишем в корпоративном блоге: