[Из песочницы] Страх и ненависть в геймдеве: от первых шагов до первых денег
В этой статье хочу поделиться нашей историей в геймдеве. В ней нет ни полного провала, ни грандиозного успеха, и история в первую очередь об ошибках, растянутых на несколько лет. Плюс ко всему, лично я люблю почитать о других инди-разработчиках: возможно, и наша история покажется кому-то интересной.
Мы начинали, не имея опыта работы в игровых компаниях, что сильно осложнило нам жизнь и растянуло процесс от начала работы до первых денег с игр на два с половиной года. Это — нормальный срок для создания качественного инди-проекта, но мы имеем на выходе одну мобильную игру среднего качества и доход, который хоть и позволяет нам по крайней мере обеспечивать себя, но очень далёк от наших целей.
О нас
Мы — R-V Games, маленькая компания, состоящая из двух человек.
Макс — программист и математик с более чем двадцатилетним опытом в своей сфере. Всегда мечтал делать игры и создать своё дело. Работал в компаниях, не связанных с играми, и даже пытался инициировать разработку гонок в рамках одной из них, но финансирование прекратили и проект завял. Также были попытки собрать людей среди знакомых или на фриланс-биржах для создания своей игры, но без особого успеха. Впрочем, одна из таких инициатив положила начало нашей ныне здравствующей игре — Fitness Gym. О ней речь пойдет ниже.
Я отвечаю за графическую часть и по большей части геймдизайн. С 2011 по 2017 включительно занималась фрилансом по части дизайна и графики. Получаю удовольствие только когда занимаюсь проектом комплексно (от идеи и плана до механик и графики), что несёт в себе определенные проблемы: всё знать и уметь в совершенстве невозможно.
Мы познакомились весной 2013-го года: Макс написал мне на одной фриланс-бирже с предложением сделать игру. Идея быстро завяла, и вновь объединились мы только в феврале 2017-го.
Опыта в создании полноценного законченного проекта не было никакого, поэтому мы проехались, наверное, по большинству возможных ошибок начинающих разработчиков.
Грамотный и чёткий план отсутствовал в наших головах как явление, поэтому первые «попытки в геймдев» включали в себя «картинки-модели» и программирование, но не интересные механики, грамотный core-геймплей и продуманную монетизацию. Элементы паззла у нас были, но находились в полном хаосе и не могли собраться в цельную картинку.
Первые шаги
Первая игра, которая продвинулась почти до полноценного прототипа — 2D платформер с рабочим названием Cosmic Rescuers про лиса Бакстера, путешествующего с одной планеты на другую, чтобы спасти других животных от инопланетян-захватчиков. Нарисовали и кое-как анимировали Бакстера и несколько врагов, собрали два демо-уровня и простое меню из двух разделов. Даже запустили какую-то рекламу вк с роликами из игры и насобирали лайков.
Но, как и у многих разработчиков без опыта запуска проектов, «нежданно-негаданно» возникли проблемы. В середине разработки встал вопрос: окей, а как это монетизировать? Посидели, подумали, и поняли, что вдвоем создание большого количества контента для полноценной синглплеерной игры, в которой можно будет продавать, скажем, доступ к новым планетам, мы не потянем. Точнее, в первую очередь не потяну его я, так как не являюсь профессиональной художницей и быстро-круто рисовать кучу уровней не смогу. Тем более, надо мной по-прежнему чёрной тучей висел ненавистный фриланс и необходимость зарабатывать деньги. Помимо этого, с тем количеством механик, которые были реализованы в прототипе, игра объективно скучная и быстро надоест. Многое из Cosmic Rescuers мне по-прежнему нравится, поэтому не теряю надежды доделать (или переделать) её в будущем. Из всех проектов, которые мы показывали потенциальным издателям, игровым компаниям и людям, далеким от геймдева, именно на неё обращали внимание, несмотря на топорность анимации и недостатки картинки в целом. Возможно, её время ещё придёт.
Вывод 1: Даже если вы работаете в маленькой команде или в одиночку, необходим чёткий план работ, зафиксированный в документе.
Инициатором следующих проектов выступал Макс. Я ничего не знала о разработке игр и специфике рынка, поэтому подумала: ок, возможно, он разбирается в этом лучше меня, тем более, что затея с лисой не удалась. Это, конечно, было не так. По всему, что не касается технической части, его знания о том, как выбрать проект и как составить грамотный план разработки, не превышали мои. Следующей игрой, которая также далеко не продвинулась, был мультиплеерный командный шутер для консолей.
Это, наверное, было самым глупым из наших начинаний: денег на сервера нет, аналогичных игр от нормальных компаний — тьма, нас всего двое, а у меня ещё и нет опыта в 3D. Никакого. Совсем. Несмотря на здравые предложения Макса купить ассеты, я решила, что научусь и всё сделаю сама. Засела за изучение Блендера и работа началась… И, к счастью, быстро закончилась, когда мы, пусть и не очень своевременно, осознали, что этот долгострой нам также не потянуть.
Вывод 2: Адекватно оценивайте свой опыт и проект, на который замахнулись. Использовать сторонние ассеты не стыдно, иногда это — единственный способ довести проект до релиза в маленькой команде.
За «проектом для консолей» следовал мобильный зомби-тир Deathcrush. В этот раз, дабы ускорить процесс, мы купили часть ассетов: зомби и некоторое оружие оружия. Эта игра продвинулась дальше предыдущих и даже была выпущена в сторы.
Воодушевившись успехом игры Dead Target, которая была низкокачественным клоном Dead Trigger, мы решили, что уж точно сделаем лучше, а значит наконец заработаем и у-ух, заживём! Этого, разумеется, не случилось. Зомби в игре двигались слишком медленно, игра была скучной. В ней полностью отсутствовало то, что необходимо шутерам: экшн и динамика. Сторы по уши забиты зомби-шутерами всех мастей. При этом финансовая подушка таяла на глазах, и доделывать эту игру с учётом явной перенасыщенности рынка и отсутствия денег на маркетинг не было никакой возможности.
Вывод 3: Анализ рынка! Сколько в сети похожих игр? Когда они были выпущены? Сколько у них установок? Продолжают ли выходить обновления? Чем ваша игра лучше?
Деньги кончаются
В конце 2017 я полностью свернула фриланс, лишившись не только головной боли, но и средств к существованию. Запасы Макса также подходили к концу. Учитывая финансовую ситуацию, при разработке зомби-тира мы приступили к попыткам найти инвестора. Большинство фондов, бизнес-ангелов и издателей либо отвечали отказом, либо предлагали обратиться ещё раз, когда игра будет полностью готова, запущена, и мы заимеем метрики. Mail.ru Ventures и AppQuantum (которые тогда, кажется, только начинали издательскую деятельность, поэтому были открыты к диалогу больше других) ответили, что им интересен проект с движением, а не тир. И то не факт: опыта изданных игр-то у вас, ребята, нет.
Была попытка обратиться к человеку, первому инвестировавшему в Tacticool. Его ассистент показал нашу демку кому-то из разработчиков, те игру забраковали вроде бы из-за графики, и сотрудничество также не состоялось.
Вывод 4: Подавляющее большинство издателей и инвесторов ждут от вас метрик проекта. Либо понимания, что вы знаете, что и как собираетесь делать.
Через некоторое время нам, как мы подумали, сказочно повезло: бизнесмен из Латвии, знакомый семьи Макса, согласился инвестировать в нас и даже помочь с релокацией. Инвестиции были скромные (по сути, средняя зарплата IT в Латвии на каждого + некоторая оговоренная сумма на маркетинг). По договоренности, сразу после релокации по туристической визе он должен был принять нас на работу в свою компанию для легализации проживания, а позже мы открываем совместную, уже исключительно игровую компанию.
Релокация состоялась. Мы сняли одну квартиру на двоих в центре Риги и оборудовали домашний офис. Приступили к работе с воодушевлением и ощущением, что наконец-то вылезаем из болота. Воодушевление длилось недолго: время шло, а инвестор не спешил с оформлением документов. Спустя примерно полтора месяца всё, наконец, было готово, и мы приехали в PMLP (латвийская миграционная служба). На месте выяснилось, что компания инвестора имеет долги в несколько десятков тысяч евро, а это значит, что по закону он не может принимать на работу иностранцев. Далее нас кормили завтраками и обещаниями скорейшего решения внутренних проблем его компании, а платежи стали задерживаться, пока вовсе не прекратились. Туристические визы подошли к концу. Денег, чтобы держать квартиру до следующего полугодия не было, поэтому нам пришлось оставить купленные нами столы и стулья и уехать.
Вывод 5: Все договоренности должны быть юридически закреплены.
Свет в конце тоннеля: первые доходы
До того, как мы с Максом объединились в совместную компанию, он сотрудничал с фриланс-художниками. Совместно они сделали 2D фитнес-кликер, но выпущен он не был. В мае 2018-го, примерно одновременно с Deathcrush, Макс решил выпустить в сторы и свою старую игру, поместив в название только ключевики — Fitness Gym. Если зомби не приносила вообще ничего, то в кликере иногда что-то покупали и даже писали хвалебные отзывы, что нас очень удивляло. Конечно, это были сущие копейки, но хотя бы минимальный интерес к такой простой и некрасивой игре заставил нас задуматься: ну, может, хотя бы она будет приносить какие-то деньги, есть привести её в человеческий вид? Нас смущало, что фитнес-игры в сторах непопулярны: у них относительно мало загрузок и обновления прекращались вскоре после выхода. Но вариантов было не так много: либо ускориться и сделать еще одно усилие в геймдеве на свой страх и риск, либо искать работу.
Примерно за 3 месяца мы создали 3D версию этой игры с небольшим функционалом и выпустили обновление вечером 31 декабря 2018 года. С тех пор примерно полгода она приносила абсолютный минимум, пока в июле 2019 компания Codigames не начала активную рекламную кампанию очередной своей игры в тематике фитнеса, которая заодно подняла в поиске и наш проект из-за совпадения ключевых слов.
С тех пор качалка разрослась, обзавелась новыми функциями, включая бокс по wi-fi, и худо-бедно нас обеспечивает, но не позволяет ни расширить команду, ни рискнуть вложениями в сервера для внедрения мультиплеера. Из-за того, что в последние полтора года она является единственным источником нашего дохода, до недавнего времени мы не могли оставить работу над ней и переключиться (о боже, наконец-то!) на проект, который интересен нам самим. Каждый раз, когда мы были готовы приступить к новой игре, качалка показывала внезапный рост, и жадность заставляла нас «доделать еще немного».
Но недавно мы приняли волевое решение: хватит это терпеть! © Хватит делать игры, которые, в первую очередь, не вставляют нас самих. Из-за подхода, ориентированного на желание «хоть как-то заработать», а не «заработать через то, что любишь», годы работы были возможны только благодаря железобетонному упорству. Ни для сохранения рабочего настроения, ни для психики в целом это не было полезным.
Вывод 6: Делайте то, что вам нравится. Тянуть проект, который не интересен, — то ещё удовольствие.
Мы постарались учесть весь свой опыт, вымученный за три года работы, и использовать его в работе над новым проектом. Надеемся, что наш опыт может быть полезен кому-то ещё.