Зачем айтишнику писать статьи?

Каждый день (да что там, каждый час) кто-то пишет на Хабр, а кто-то его читает. Авторы приходят на Хабр по-разному: чаще через песочницу или корпоративное приглашение, реже через инвайт друга, ещё реже — через общение с кураторами или модераторами. Они пишут обо всём: от сложнейших технических тем до здоровья и лайфхаков борьбы со стрессом. Большинство авторов (реально больше половины) пишут без внешней материальной мотивации: им не платит компания, они не авторы контент-студии и ещё не добрались до ППА. Но они пишут, делятся своим опытом, знаниями, мыслями, идеями и делают мир читателей интереснее, Хабр — лучше и ярче, а себя — более продвинутым. Кто-то пишет одну статью и уходит, кто-то прокачивается до техноевангелиста и становится легендой Хабра. 

Сегодня я постараюсь осмыслить, зачем автору писать статьи (причём не только на Хабр), мы узнаем мнение компаний, а вы в комментариях скажете, что тут не так:-)

image-loader.svg

Пока я пишу о том, зачем писать, мои коллеги готовят классное исследование о мотивации авторов. Я видела драфт — кажется, получится хорошая шпаргалка для работы с айтишниками. Поэтому, если вы айтишник и пишете статьи, пожалуйста, потратьте 3 минуты на опрос. Спасибо!  

Авторы Хабра — кто они?

На Хабре ежемесячно в среднем чуть больше полутора тысяч активных авторов, пишущих статьи. Это очень много. Все авторы разные, у них различные цели, задачи и ожидания от Хабра. И в то же время они собираются здесь и создают контент, который читают в среднем 10 млн человек в месяц. Я как модератор плотно взаимодействую с текстами, часто — и с самими авторами, поэтому давно было желание как-то их классифицировать. Но признаки подбирались плохо, кластеры получались мелкие и довольно бессмысленные, поэтому я решила выделить четыре основных группы авторов (к слову, между этими группами тоже идёт постоянный трансфер).

1. Частные авторы

Это авторы, которые пишут от себя и по большей части для себя: они делятся опытом, рассказывают о находках или интересных им вещах, просто создают классный (иногда не очень) контент для аудитории. У этих авторов целый набор разнонаправленных целей работы над статьями: увлечение, личный опыт, обмен мнениями, поиск решений, поиск работы и т. д. Они создают бесплатный контент, проводят время на Хабре и в комментариях и иногда страдают хабразависимостью — синдромом, когда ты очень хочешь писать на Хабр, а как только закончишь работу над статьёй, спешишь как можно скорее её опубликовать и наблюдать за результатом из укрытия (такой вот личный источник дофамина, серотонина и адреналина). 

Их мотивируют формальные показатели публикаций (рейтинг, комментарии, добавления в избранное, просмотры), обсуждения в комментариях, уважение аудитории и свои внутренние цели. 

2. Корпоративные авторы

Сложная группа авторов разного уровня подготовки и профессионализма, которые пишут для компаний в корпоративные блоги (потому что контент — это новая нефть). Их главное отличие от частных авторов в том, что они пишут за деньги (или за зарплату) и в своих текстах должны отвечать за репутацию компании (ни на что не намекаю, но я написала не «отвечают», а «должны отвечать»).

Итак, кто скрывается под маской корпоративных авторов?

  • Обычные сотрудники компаний: технари и менеджеры, которые в нагрузку или за бонусы пишут статьи для блога компании для Хабра. По сути, это те же частные авторы, но в другой ситуации: они действительно стараются заботиться о репутации компании и пишут качественно (пусть и не всегда искромётно). Их отличает профессионализм, фактчекинг и честное отношение к своему делу. Аудитория их тоже чаще всего любит.

  • Внутренние редакции компаний: профессиональные авторы, пиарщики, маркетологи, которые собирают фактуру с внутренних экспертов и пишут грамотные, выверенные статьи. По мне, это одна из лучших форм существования корпоративного контента: внутренняя редакция не перебарщивает с рекламой, ответственно работает над публикациями и не допускает ошибок и шлака в блоге компании на Хабре. Компанию с внутренней редакцией видно сразу — в их блогах порядок, относительная технологичность, исключительно аккуратное оформление и корректные дискуссии (хотя бывает всякое, потому что это Хабр, детка) плюс обычно присутствует дополнительный контроль качества.

  • Профессиональные копирайтеры: авторы Хабра и других ИТ-изданий, а также агентств, которые умеют создавать профессиональный, понятный, грамотный контент строго по ТЗ или даже с долей креатива. Их статьи тоже нередко оказываются в топах, собирают хорошие просмотры, что и неудивительно: форма подачи часто выверена до последней точки.

  • Любители: авторы, которые пишут разномастные статьи за вознаграждение. Бывают интересные, бывают не очень.

  • Копирайтеры по две сотни за тысячезнак: авторы с бирж копирайтинга, из непрофильных агентств и покинутых богом СМИ, которые пишут «абы было». К счастью, вымирающий вид на Хабре — за последнее время такие встречаются не чаще раза в месяц.

По своему опыту скажу: быть корпоративным автором на Хабре очень непросто, потому что нужно не просто изложить тему, но и свести в одну статью всё, что должно выполнить задачи и не разозлить читателей («голимая реклама», «что реклама делает на Хабре», «как отписаться от рекламы» и т. д.). Иногда одна ссылка на сайт в отличной, интересной и полезной статье может привести к кучке минусов с пометкой «Больше рекламы, чем пользы» — и автору это по-настоящему обидно, потому что он создал ценный, хороший контент, но часть аудитории увидела только ссылку. 

bdc78d6f2d8ee3370be00fdc23c6970e.jpgКирилл Казарин

DevOps-инженер, DINS

В блоге DINS авторы — инженеры компании — всегда публикуются под своим именем. Тут все просто: инженеры используют эти публикации для развития личного бренда, чтобы транслировать свою подготовку и знания. А DINS благодаря этим материалам знакомит IT-сообщество с проектами, технологиями и подходами к работе в компании. Поэтому компания только рада показать людей, которые помогают аудитории Хабра знакомиться с ее деятельностью. 

Я тоже пишу для блога DINS. Свою первую статью на Хабре я опубликовал в 2019 году. Для большинства новых авторов блог компании — удобная платформа для старта. И вот почему.

1) Тебе не приходится сталкиваться с ограничениями Хабра для авторов-новичков.

2) Тебя поддерживают на всем пути подготовки материала, с твоим текстом работает штатный редактор.

3) После публикации DINS занимается продвижение статьи на сторонних ресурсах. 

Опытные авторы также получают поддержку со стороны внутренней редакции. Коллеги организуют вычитку, ревью от инженеров, готовят иллюстрации.    

Никто не следит за тем, чтобы инженеры компании публиковались только в блоге DINS. Это личное право каждого человека — решать, хотят ли они вести блог самостоятельно или публиковаться на странице компании.

3. Серые кардиналы

Авторы, которые могут вести свой блог на Хабре, быть топовым автором и при этом писать в блоги компаний (чаще не под своим именем, но в последнее время наметилась тенденция на деанонимизацию). Это серийные авторы с широким кругозором и навыками коммерческого письма, способные написать практически любой текст в рамках своих компетенций или разобраться в новой технологической и около технологической теме.

Как правило, они хорошо мотивированы, пишут сильные, дискуссионные статьи, активно участвуют в сообществе и дружат с Хабром. Иногда таких авторов может занести на нарушение правил, но в целом это хорошая группа ценных авторов и с ними всегда приятно иметь дело.

4. Редакторы

Об этой группе почти никто не знает. Это не редакторы Хабра, а те редакторы, которые делают лучше статьи компаний, а иногда и статьи частных пользователей (нередко сами пользователи Хабра). Они могут писать свои статьи или не писать их, но всегда готовы «хаброфицировать» статью, сделать её читабельной, интересной, заставляют работать контентные фишечки. Они организуют работу над контентом, и это ценный и мощный скил, который доступен далеко не всем. Хороших редакторов ИТ-контента реально мало, и с полпинка ими не стать.

Есть распространенный стереотип, что IT-компании не раскрывают имена своих сотрудников из-за страха, что последних схантят конкуренты. Наверняка такие случаи встречаются (иначе откуда такое мнение появилось бы?), однако он не актуален для Ростелекома.

Мы, команда развития IT-бренда и бренда работодателя, придерживаемся позиции, что создавать весь контент в корпоративном блоге должны сами сотрудники. Мы стараемся активно вовлекать коллег в написание статей, не боимся «светить» имена авторов, наоборот — мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники с удовольствием рассказывали о себе и проектах, делились успехами.

Поэтому редактор блога доверяет создание статей только тем людям, которые непосредственно разбираются в теме, а не пиарщикам, маркетологам или копирайтерам на фрилансе, как многие думают:

image-loader.svg

А зачем вообще нужен редактор, если он не пишет?

Дисклеймер: дальше я озвучу мнение Ростелекома — я не утверждаю, что редакции корпоративных блогов других компаний устроены так же.

***

Редактор блога включается в работу на финальном этапе цикла подготовки статьи, непосредственно перед публикацией:

вычитывает черновик на предмет наличия опечаток;

исправляет ошибки (стилистические, орфографические, логические)

дает комментарии автору для исправления.

решает орг.вопросы (выдаёт инвайт автору, который будет публиковаться впервые, передает бриф дизайнеру на КДПВ или подсказывает, в каком хабе стоит опубликовать статью).

Тем не менее, 95% всей публикации готовит сам автор. И это правильно, ведь научиться можно только на практике. Мы отказались от услуг коммерческих авторов в конце 2020 года, и сосредоточились на том, чтобы научить сотрудников писать самостоятельно. Мы верим в принцип »Научить IT-специалиста писать — это быстрее и проще, чем научить журналиста разбираться в IT».

В конце каждого цикла подготовки статьи редактор даёт фидбэк автору: на что стоит обратить внимание в следующий раз, что следует изучить или прочитать на тему копирайтинга (в нашей корпоративной библиотеке для этих целей даже появилась отдельная полка для авторов блога). Обратная связь — это очень важный этап цикла обучения, о котором, к сожалению, многие забывают.

Окей, а если я хочу написать статью только в личный блог?

Встречаются сотрудники, которые хотят опубликовать статью за пределами блога, в большинстве случаев мы не возражаем. Как правило, авторы сами заинтересованы в том, чтобы опубликоваться в блоге, ведь большинство текстов наших сотрудников так или иначе посвящены продуктам и IT-решениям компании.

Умение рассказать историю и упаковать свой проект в наглядный и понятный кейс — один из ключевых навыков лидера в IT. Поэтому мы готовы помогать каждому сотруднику, независимо от того где он хочет опубликоваться. Как пишет Артемий Лебедев «Информация — это единственный ресурс, которого не становится меньше, когда им делишься».

Публикация в корпоративном блоге — это хорошая платформа для старта новых авторов, которым важно поделиться своим знаниями и экспертизой. А публичная демонстрация их успехов — один из лучших способов нейтрализации коммуникационных барьеров.

Зачем писать на Хабр?

Хабр выполняет множество функций, с его помощью удаётся решить важные проблемы: найти решение задачи, встретить единомышленников, заполучить контрибьюторов в свой проект, продать товар или услугу, обучиться чему-то новому и т. д. Одно из важнейших «предназначений» Хабра — быть местом встречи талантливых айтишников (обозначаю так, потому что это и программисты, и сисадмины, и девопсы, и маркетологи, и продакты, и прожекты, и технические писатели, и тестировщики, и многие-многие другие, кто знает, как свой навык приложить в ИТ-компании) и работодателей или заказчиков. Поэтому главное, что можно найти на Хабре — это работа в ИТ-компании. Причём работодатель выбирает вас не на основании резюме, как это обычно происходит, а на основании вашего образа на Хабре: статей, комментариев, профиля и т. д. И статьи, конечно, здесь играют ключевую роль — более того, я встречала вакансии, где в описании среди навыков требовалось наличие статей на Хабре и Medium. Кстати, я в Хабр попала тоже благодаря своим статьям :-)

© Habrahabr.ru