Забытые жемчужины отечественного игростроя. Часть 2
Первая статья о неплохих, но напрочь забытых старых играх российской разработки вызвала интерес, так что наш штатный Дедушка Мороз решил принести под ёлочку добавки — ещё четыре затерянные жемчужины.
Приключения Буратино (1993)
Новый год — время сказочное. Наверное, только самый прожжённый циник-прагматик не поверит на мгновение, под бой курантов, в чудеса, Деда Мороза и прочее хорошее и доброе. Так что в преддверии этого момента самое время познакомиться с хорошей старой сказкой в формате хорошей старой игры.
В промежутке между текстовыми приключениями, зародившимися в 1970-е, и point and click квестами, которые получили бешеную популярность в 1990-е, было несколько промежуточных звеньев. Одним из них были «квесты-платформеры», сочетавшие в себе, как несложно понять по названию, некоторые механики приключенческой игры со стержневой частью, заимствованной у платформенных аркад. Помимо характерного вида сбоку, это необходимость избегать столкновения с врагами и искать способы добраться до труднодоступных мест, где могут находиться необходимые для прохождения предметы или персонажи.
Самым известным представителем жанра являются игры серии Dizzy, которых с 1987 года вышло аж полтора десятка. Их главный герой — Диззи, весёлое яйцо с ручками и ножками, стал даже неофициальным маскотом компьютеров ZX Spectrum. И вот в 1993 году российский студент-программист Вячеслав Медноногов решил в качестве курсовой работы создать «наш ответ Dizzy».
В качестве главного героя был выбран Буратино. Сюжет довольно приблизительно соответствовал литературному первоисточнику, но это, пожалуй, можно счесть единственным недостатком игры. Игровой процесс полностью аналогичен Dizzy — исследуем довольно большой мир, состоящий из нескольких «биомов», разговариваем с персонажами, собираем предметы. Чтобы продвинуться по сюжету, нужно отдать нужный предмет правильному персонажу или применить его в правильном месте. Передвижениям мешают бегающие по миру противники — лиса Алиса отнимает у Буратино необходимые для прохождения монеты, вынуждая искать их заново, а столкновение с полицейскими или Карабасом-Барабасом вообще грозит мгновенным досрочным завершением игры.
Оригинальным решением, отличающим игру от источника её вдохновения, был нелинейный сюжет. Можно было, как и в первоисточнике, поменять азбуку на билет в кукольный театр, но для послушных мальчиков был вариант отправиться с азбукой в школу, как и велел Папа Карло, тем самым потратив на прохождение лишь несколько минут и не увидев большей части игры. Это, просим заметить, за два с лишним десятка лет до того, как подобное стало фишкой серии Far Cry!
В то время как большинство игроделов постсоветского пространства в девяностые мечтали о коммерческом успехе, Медноногов оценивал ситуацию трезво. Не желая стать автором дорогущего лицензионного коробочного издания, которое всё равно никто не купит, он изначально задумывал игру как бесплатную и свободно распространяемую.
Среди русскоязычных любителей Spectrum игра в своё время была весьма популярна, но за пределами этой специфической тусовки известна мало. Меж тем как исторический артефакт она представляет существенный интерес — передовая графика по меркам Spectrum начала девяностых, интересные эксперименты с классическим игровым процессом Dizzy-клонов, ну и просто один из первых квестов, созданных в России, а может, и вообще первый. Хороший подарок под ёлочку для любителей ретро.
Бермудский синдром (1995)
В праздники хочется выбраться куда-нибудь в красивое экзотическое место. С учётом карантинов и локдаунов это большинству из нас не грозит, но душа-то просит. «Бермудский синдром» предлагает не только живописные жаркие джунгли, но и опасные приключения.
Игру создала российская студия S3 Media Lab, состоявшая из двух человек — программиста Игоря Селиванова и художника Алексея Данильника. Музыку, озвучку и сюжетные видеоролики делала немецкая студия Century Interactive. В России игру издавала компания «Амбер», за рубежом — фирма BMG Interactive Entertainment под названием Bermuda Syndrome.
Это сюжетный платформер. Сейчас такие игры встречаются повсеместно, особенно в инди-секторе, а в середине 1990-х можно их было по пальцам пересчитать. Классический Prince of Persia (прародитель жанра), Another World да Flashback. На фоне этих титанов «Бермудский синдром», конечно, смотрелся серенькой посредственностью, но сам по себе достаточно неплох. Играть в нём предлагалось за американского лётчика времён Второй Мировой — его бомбардировщик угодил в загадочную аномалию и оказался в чужом мире, где бок о бок с людьми живут динозавры.
Главная фишка игры — конечно же, великолепные задники. Локации не только детально проработаны, но и анимированы — то на заднем плане пробежит стая живности, то на переднем покажется из-за края экрана голова динозавра. В наши дни это кажется само собой разумеющимся, но во времена DOS и 16-битных приставок всё ещё оставалось редкостью, которой не зазорно похвастаться в пресс-релизе.
Помимо графики, игрока пытались развлекать и оригинальными элементами геймплея. Враги могли конфликтовать друг с другом, и без эксплуатации этой механики игру не пройти — некоторые чудовища слишком огромны, обычным способом их не одолеть. А вот если хитро стравить парочку из них друг с другом и дождаться окончания схватки, израненного победителя добить будет уже возможно. Диалоги не просто излагали сюжет — в них можно было выбирать реплики. И, наконец, главный герой был не один — его сопровождал напарник. Точнее, напарница — туземная принцесса, по законам жанра спасённая от принесения в жертву местным богам.
Правда, из всего этого великолепия нормально работала только красивая графика, и то не всегда — значительная часть игры проходит в подземельях, которые нарисованы грубо и примитивно. На стравливании врагов друг с другом можно было легко запороть себе прохождение, если случайно выйти на соседний экран — при выходе из локации здоровье всех противников восстанавливалось. Напарница ничем не помогала, скорее наоборот — приходилось всё время следить, чтобы она не отстала слишком далеко, так как в этом случае её похищал птеродактиль и игра заканчивалась. А особым издевательством выглядели диалоги — выбор реплик был чистой иллюзией. «Правильной» в каждом случае была только одна, остальные вызовут у собеседника лишь реакцию типа «Что-то ты не то говоришь, подумай-ка получше».
Игра не завоевала большой популярности именно потому, что ощущалась посредственной и недоработанной. Но если вспомнить, что сделали её фактически два человека, то надо признать, что справились они вполне неплохо. А для тех, кто ценит качественную пиксельную графику — это шикарная спецдоставка от Деда Мороза.
Stormfighter (1995)
Ну и напоследок — немного о будущем. Новый год — это то самое время, когда о нём думают, строят планы, лелеют надежды и вот это вот всё. Понятно, что после двух предыдущих лет у Дедушки Мороза хочется попросить лишь пощады, поскольку прагматичная часть разума подсказывает, что хуже быть не только ещё как может, но и, скорее всего, будет. Однако мы попробуем обратить пессимизм во благо. Ну, к примеру, если в мрачном мире будущего нас ждёт большая война — так пусть хотя бы она будет интересной!
Жанр леталок богат и разнообразен, но игры в футуристическом сеттинге в нём отчего-то тяготеют к двум крайностям. Это или будущее ближнего прицела, где самолёты почти как современные (просто добавилось немного наворотов), или баталии в космосе. А вот такого, чтобы про далёкое будущее, но летать бы приходилось в атмосфере, над твёрдой поверхностью — такое исчезающе редко делают. А у нас сегодня таких игр сразу две.
Олег Медокс и его студия Maddox Games известны в первую очередь культовым авиасимулятором «Ил-2: Штурмовик». Куда меньше известно более ранее их творчество — к таковому относится игра Stormfighter, изданная в 1995 году екатеринбургской фирмой «Образ».
Поклонники коллектива, привыкшие к дотошному историческому реализму более поздних творений, могут быть неприятно удивлены — в Stormfighter ничем таким и не пахнет. Дело происходит в отдалённом будущем, управлять предстоит вымышленным истребителем, а среди противников присутствуют роботы, шагающие танки и прочая фантастическая техника.
Впрочем, серьёзность подхода чувствуется даже здесь. Несмотря на довольно простую физику и несложное управление, игра поддерживает «взрослые» симуляторные джойстики и даже шлем виртуальной реальности VFX1, довольно популярный в те годы.
Игровой процесс в целом недалеко ушёл от классического F-19 Stealth Fighter, созданного MicroProse ещё в 1988 году, да и графика на момент выхода смотрелась откровенно устаревшей. Последнюю частично пытались скомпенсировать красивыми видеороликами и голосовой озвучкой бортового компьютера, но не вышло. Stormfighter так и не завоевал популярности, а его крохотный тираж долгое время считался полностью утраченным, пока в 2015 году фанатам не удалось найти диск и выложить его образ в сеть.
Шторм (2001)
Второй член нашей лётно-футуристической микроподборки куда более известен. Это творение питерской студии «MADия» на момент выхода обещало стать началом неплохой серии игр. Увы, дело ограничилось дополнением «Шторм: Солдаты неба», вышедшим спустя год после основной игры, ну и… нет, потом ничего не было больше. Вот серьёзно, давайте сделаем вид, что шутера «Велиан», выпущенного в 2005 году, просто никогда не существовало. Задумка-то была отличная — сделать проект в той же фантастической вселенной, про ту же войну людей со злобными инопланетянами, но в другом жанре. Показать конфликт с совсем иного ракурса. Но подвело всё остальное — «Велиан» оказался настолько кривым, глючным и убогим, что всё же имеет смысл притвориться, будто он был отменён на стадии анонсов.
А вот сам «Шторм» (на западе издававшийся как Echelon) весьма хорош. Приятный игровой процесс, сочетающий весьма неплохую проработку физики полёта с простотой в освоении. Отличная по меркам 2001 года графика — кстати, она и сейчас вполне вменяемо смотрится. Технически, разумеется, напрочь устарела, но работа художников и дизайнеров вытаскивает общий уровень. Разнообразные задания, включающие не только привычное «отправляйся в нужную точку и убей там всех врагов». А главное — антураж далёкого будущего сочетался с полётами в атмосфере. Причём, в отличие от Stormfighter, рассекать предстояло над поверхностью чужих планет. Конечно, не настолько экзотических, как Пандора из «Аватара», но смотревшихся вполне необычно. А ещё там был сюжет с весьма неплохими диалогами пилотов во время заданий. Сюжет вполне шаблонный, но атмосферу создающий.
Дополнение работало по принципу «Понравилось? Держи добавки!». Там было всё то же самое, только на новой планете, с более сложными заданиями (рассчитанными на тех, кто прошёл основную игру целиком) и с более насыщенными армейским юмором текстами.
Игра имела успех, даже получила бронзовый приз сайта GameSpot в номинации «Научно-фантастическая игра года». Но, как уже сказано выше, нормального развития не последовало. Обсуждения в сообществе тоже на диво быстро угасли, и уже через несколько лет «Шторм» практически никто не помнил.
Новый год — он как день рождения. Праздник весёлый и грустный одновременно. Весёлый, потому что всегда надеешься на что-то новое и хорошее в будущем. Грустный, потому что с каждой такой датой лет позади становится всё больше, а впереди, соответственно, всё меньше. Поэтому чем взрослее становишься, тем меньше радуют дни рождения и новогодние ночи.Ой, да ладно. О чём это мы? Новый год всегда радует! Вон сколько всего хорошего было, и ещё больше — будет. Одних только хороших старых игр уже почти десяток раскопали, а ведь это ещё не конец. С Новым годом, читатели! Всего вам самого доброго в наступающем — как в реальном мире, так и в виртуальном!
НЛО прилетело и оставило здесь промокоды для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
— 20% на выделенные серверы AMD Ryzen и Intel Core — HABRFIRSTDEDIC.