За и против: ценовой порог для .org все-таки отменили

ICANN разрешила регистратору Public Interest Registry, отвечающему за доменную зону .org, самостоятельно регулировать цены на домены. Обсуждаем мнения регистраторов, IT-компаний и некоммерческих организаций, которые были высказаны за последнее время.

avq2fpvvbbez9s6xgjmggtxp6iw.jpeg
Фото — Andy Tootell — Unsplash

Почему изменили условия


По словам представителей ICANN, они отменили ценовой порог на .org в «административных целях». Новые правила поставят доменную зону для организаций в один ряд с коммерческими.

Цены на последние регистраторы вольны устанавливать самостоятельно.

Говорят, что так рынок доменов станет более однородным, а цены на них будут саморегулироваться за счет конкуренции регистраторов. В ICANN уверены, что решение поможет привлечь дополнительное финансирование (организация регулярно собирает взносы от регистраторов).

По данным The Register, в зоне .org находится более 10 млн доменов, и даже незначительное увеличение базовой ставки принесет существенный прирост доходов.

Есть те, кто выступил за


Поддержали решение представители PIR и нескольких других регистраторов. Например, в поддержку выступил бывший вице-президент Verisign (регистратор, отвечающий за .com). По её словам, здоровая конкуренция позволит .org расширить аудиторию и увеличит долю доменной зоны на рынке, которая на сегодняшний день едва превышает 5%.

Также есть мнение, что рост цен в зоне .org положит конец практике киберсквоттинга, когда люди задешево скупают множество доменов, имеющих прямое или косвенное отношение к той или иной торговой марке, а затем перепродают их владельцам прав (на ТМ) за несоразмерные деньги.

Но большинство против


Большинство IT-компаний не согласны с решением и называют его непродуманным и безответственным. Аналитики опросили тысячи (тут и тут) некоммерческих организаций, регистраторов и интернет-пользователей — более 98% из них выступили против ICANN.

Namecheap — один из крупнейших регистраторов в мире — направил ICANN официальное письмо с просьбой пересмотреть свое решение. Представители регистратора говорят, что снятие ценовых порогов негативно отразится на работе общественных организаций — им будет сложно прогнозировать затраты на обслуживание. Как следствие, пострадают сами регистраторы, — клиенты просто откажутся продлять домены.

В ICANN ответили на критику словами о том, что новые правила и конкуренция, наоборот, будут лучше регулировать цены на рынке доменных имен. Однако организация не предоставила экономических обоснований, чтобы подкрепить свое утверждение. Более того, как пишет The Register, среди четырехсот сотрудников организации вообще нет ни одного экономиста.


Эксперты отмечают, что идея с конкуренцией могла бы сработать, если бы компании постоянно меняли домены, и такая практика была в порядке вещей. Но этот процесс часто оказывается дорогостоящим и долгим. Не говоря уже о том, что доменное имя — это часть бренда компании, потеря которого имеет далеко идущие последствия. Например, когда портал ServiceMagic.com сменил доменное имя на HomeAdvisor.com, его трафик сразу упал на 20%.

Выступили против ICANN и некоммерческие организации Electronic Frontier Foundation (EFF) и Internet Commerce Association (ICA), защищающие права владельцев доменов. Они говорят, что подобные решения ICANN должна предварительно обсуждать с IT-сообществом.

uqpal_msjkgf1cmcpg5dvyt64bk.jpeg
Фото — Gemma Evans — Unsplash

Проблемы с согласованием возникли даже внутри ICANN. Совет директоров не проводил формального голосования по этому вопросу. Как говорят инсайдеры, все решения принимали сотрудники организации, а руководство не препятствовало их деятельности. Однако есть мнение, что таким образом представители организации пытаются переложить с себя ответственность.

Еще одно непопулярное решение ICANN


Помимо отмены ценовых порогов в .org, ICANN планируют (стр. 82) внедрить в этой доменной зоне механизмы URS (Uniform Rapid Suspension System). Они позволят компаниям оперативно разобраться с киберсквоттерами, отправив соответствующую заявку регистратору.

Но против этого решения уже выступили члены Electronic Frontier Foundation. Некоммерческие организации часто используют торговые марки брендов в доменах .org, чтобы привлечь внимание общественности к связанным с ними проблемам. Однако сроки на рассмотрение претензий в URS слишком малы, чтобы досконально разобраться в ситуации. Таким образом, этот механизм рискует превратиться в инструмент безапелляционного контроля со стороны крупных корпораций.

Если ICANN продолжит принимать непопулярные решения, есть вероятность, что ей придется столкнуться с чередой судебных претензий. Автор блога Domain Name Wire убежден, что такие иски неизбежны, если организация не изменит свой курс в ближайшее время.


Блог ITGLOBAL.COM — IaaS, частные и публичные облака для бизнеса:

© Habrahabr.ru