Wasteland 1: The Original Classic (1988|2013)
Wasteland 1, разработанная Interplay и изданная Electronic Arts в 1988 году, самая старая компьютерная ролевая игра, которую мне удалось пройти на данный момент. Пишу об этом в начале, так как это важно для понимания того как игра воспринимается современными игроками. Игра была переиздана в 2013 году для современных платформ.
Во вселенной Wasteland в 1998 году произошёл ядерный конфликт межу США и Советским Союзом, в результате чего большая часть планеты стала необитаемой пустошью. Группу армейских инженеров США ядерный удар застал во время их строительных работ на юго-западе страны. В поисках укрытия они наткнулись на тюрьму для приговорённых к смерти преступников, которая была также снабжена производственными мощностями. Не долго думая, бравые военные выгнали преступников в пустошь, ну их же всё равно к смерти приговорили, а сами заняли здание тюрьмы. Через многие десятилетия, потомки этих военных и выживших жителей прилегающих территорий, стали называть себя «пустынными рейнджерами» в честь традиций техасских и аризонских рейнджеров. Действие Wasteland разворачивается в 2087 году, оказалось, что выжившие есть и в других населённых пунктах. Ваш отряд рейнджеров направляют исследовать беспокойную ситуацию в тех местах и помочь местному населению.
Да, «главный квест» задан максимально расплывчато. И это прекрасно! Вы должны самостоятельно исследовать открытый мир и никто не будет вести вас за руку. От слова совсем. В игре нет журнала куда бы записывались важные диалоги и задания. Так что для серьёзной игры советую вести самостоятельный дневник. Но основной сюжет в игре всё-таки есть и при этом весьма интересный, однако его контуры проявляются только ближе к середине игры. Помимо него есть и сайд-квесты в разных локациях, мир игры довольно большой. Оригинальная игра поставлялась вместе с бумажным изданием «параграфов». В определённые моменты игры на экране появляется сообщение, что дополнительную информацию можно прочитать в сборнике «параграфов». Это небольшой текст, описывающий среду, происходящее или разговор. Делалось это с целью экономии памяти на компьютере, а также борьбы с пиратством. В издании 2013 года «параграфы» включены в саму игру и озвучены.
Графика в игре на мой взгляд не так уж и плоха для игры возрастом почти в 35 лет. Но я вообще ни разу не графоблудник и, тем более, люблю пиксель-арт. Главное, что всё в игре видно чётко и ясно, ничего не расплывается, объекты и текст видны хорошо. Изображения героев и противников в режиме битвы сделаны красиво и даже с юморком. Единственное, меня немного смущает, что общий визуальный стиль игры слишком яркий и цветастый, как будто бы на дворе не Пустошь, а сады Эдема. Но это, видимо, ограничение графики EGA.
В начале игры вам предлагается создать партию из четырёх человек или воспользоваться уже готовой командой. В Wasteland довольно стандартный набор характеристик и навыков персонажей, я не буду на этом останавливаться, так как для прохождения игры вам всё равно понадобится читать мануал и гайды по игре, где подробно описываются навыки, набор опыта и левел-ап. Всего в партию может входить до 7 человек.
Не знаю как выглядел бой в других играх того времени. В Wasteland представлен пошаговый бой, где у игрока довольно мало свободы на мой взгляд. Если на вас нападают или вы решаете на кого-то напасть первым, то игра переходит в режим боя в котором у игрока не такой уж и большой выбор действия. Вы можете, по одному действию за ход, передвигаться, всей группой или одним персонажем, применять навык или предмет, уклоняться, менять оружие, перезаряжать его или собственно атаковать (можно выбирать режим стрельбы). Попадания и урон носят вероятностный характер с учётом умений персонажа и характеристик оружия. Проблема в том, что в этом мало широты для тактики, imho. Да, вы можете передвигаться, но особой практической пользы это не приносит. За исключением того, что несколько персонажей, заточенных на ближний бой идут вперёд, пока остальные стреляют с дистанции. Нет никаких специальных умений типа «снайперский выстрел» с большей точностью, но меньшим уроном, или наоборот что-то вроде «ураганный огонь» с большим уроном, но меньшей точностью. Сперва это было как-то ещё немного интересно, но под конец игры я просто на автомате клацал по нескольким клавишам и максимально быстро проматывал экран статистики боя. В общем — скучно. Хотя я не хочу выдвигать это как претензию, наверное, в 1988 году сложно было сделать что-то иное.
Хочу сказать несколько слов о геймплее в целом. Он очень непривычен для современного избалованного игрока. Моё первое впечатление о Wastelenad было похоже на мой первый опыт игры в Dungeons & Dragons. Когда в DnD я наткнулся на ловушку, то будучи наигранным в Baldurs Gate, я говорю ведущему, что я её обезвреживаю. А он меня спрашивает: «как»? В Wasteland нельзя просто нажать «использовать» и проблема решится. Вам нужно думать что и как сделать. Нельзя просто ткнуть пальцем в закрытую дверь, чтобы она открылась. Вы можете для этого, например, использовать предмет — взрывчатку, характеристику — силу или навык взлома. У персонажей есть пассивное восприятие, но часто для поиска важных предметов нужно встать в определённое место и использовать навык восприятия. Это по-своему интересно, но часто бывает раздражающим. Например, обследовать большую комнату по квадратикам, каждый раз используя «восприятие». А никто и не скажет вам где и что именно нужно было найти. От этого игра может застопориться и придётся читать прохождение, ну или фанатично обследовать каждый миллиметр. Иногда взаимодействие с окружающим миром может быть странным. Например, в одном квесте вам нужно отдать некий предмет одному человеку. Что вы думаете нужно сделать в этом случае? В игре оказывается нужно применить этот предмет… на себя.
Диалоги с NPC тоже сделаны непривычно для современного игрока. Вместо дерева реплик у вас… командная строка. Или как это правильно назвать. В общем нужно самому ввести слово и персонаж уже как-то на это отреагирует. Это, конечно, сложно, но, с другой стороны, так создаётся ощущение реалистичности происходящего. Если вы выбрасываете предмет из инвентаря, то он пропадает навсегда, если вы случайно выкинули какой-то нужный для прохождения ключ, то всё, аста ла виста. В игре много всяких прикольных мелочей, можно купить хот-дог, можно заразиться венерическим заболеванием. Вообще игра сама по себе очень сложная. В Wasteland всего один слот для сохранения игры. Один. Не знаю было ли такое решение обусловлено техническими возможностями того времени или это сознательный выбор разработчиков. Боёв очень много и они часто бывают очень сложными. Как проходить эту игру с одним сейв-слотом я не представляю. Я для себя просто копировал папку с файлом сохранения. В игре довольно много головоломок и порой бывает очень трудно додуматься как их пройти, что куда применить. Несколько раз я обращался к «прохождению» игры. Оно, кстати, в формате pdf поставляется вместе с игрой в версии от GOG. Само «прохождение» написано литературным языком, так что «подглядывание» в него не ощущается как некое читерство. Просто словно читаешь книгу.
Как я понимаю, в оригинальном издании Wasteland от 1988 года, музыки не было. В издании для современных систем она появляется. И она потрясающая! Это какой-то потрясный эмбиент. Ради одного саундтрека хочется играть в эту игру. Можно ничего не делать, просто залипать под музыку. Найдите её на Ютубе и просто зацените.
Резюмируя, можно сказать, что Wasteland 1 — это одновременно очень сложная и очень интересная глубокая игра. Играть в неё будет тяжело, но если вы ярый фанат РПГ и темы постапокалипсиса, то она стоит своего времени. Если же вы не горячий поклонник ролевых игр и Фоллаута, то лучше пройти мимо.
Ах да, совсем забыл сказать, классическая версия поддерживает только английский язык.
В 2020 году вышел ремастер данной игры с улучшенной графикой, игровым журналом и возможностью многократного сохранения игры (хотя всё равно советую копировать сейвы в ключевых местах). Также имеется русский перевод. Я как-то упустил эту новость, когда начинал играть в Wasteland 1. Но я не жалею, что прошёл именно «классическую» версию, было интересно почувствовать аутентичный опыт игры. Однако стоит отметить, что у «ремастера» довольно низкий рейтинг на GOG, главным образом из-за большого количества багов. В какую версию играть — решать вам. Механика, как я понимаю, у обеих игр одинаковая.
Перед прохождением игры настоятельно советую прочитать мануал к игре от разработчиков и вот этот гайд. Он нормально переводится через Яндекс-переводчик, я проверил. Хотел бы к нему добавить только, что не стоит делать более двух персонажей, заточенных под ближний бой. И что не стоит всё-таки «пропускать» некоторые виды оружия. Они часто пригождаются.