Взлет и падение Clubhouse
Всем привет!
Год назад многие из нас узнали о новой для нас на тот момент социальной сети — Clubhouse. Именно после того как в ней зарегистрировался Илон Маск, туда потекли толпы русскоязычных пользователей и конечно такой всплеск активности не мог не остаться незамеченным. Однако год спустя уже сложно найти кого-то, кто бы так же часто «зависал» в этой сети как в прошлогоднем феврале. Что же случилось?
Как это работает
Clubhouse является площадкой для общения, в которой это происходит в так называемых комнатах — аналогов бесед в текстовых мессенджерах, куда может заходить определенное количество пользователей, роли которых делятся на модераторов и слушателей. Человеку могут дать право говорить для участия в обсуждении. Комнаты являются временными и пользователь легко может переходить из одной в другую, а также находить что-то по своим интересам. Можно так же создавать свои комнаты, регулировать их уровень доступа — для друзей или кого угодно.
Начало
Согласно Википедии Clubhouse для iOS был запущен в апреле 2020 года. Первыми разработчиками соцсети стали программисты Роэн Сет и Пол Дэвисон, которые учились в Стэнфордском университете. Продукт хорошо подошел к условиям пандемии и не остался незамеченным, однако рост, несмотря на стабильность, был медленным. Тем не менее охватывая знаменитостей все большего и большего масштаба, к концу 2020 года сервис набрал 600 тысяч пользователей. Резкий взрыв его популярности пришелся на появление в нем Илона Маска, чье выступление привлекло огромное внимание, такое, что не все желающие его послушать смогли «вместиться» в комнату с ним. К тому же выступления в комнатах никак не записывались и пользователи спешили послушать очередную знаменитость.
Популярность
В России сервис резко пошел вверх в плане популярности уже в конце января-начале февраля. В качестве одного из факторов, подстегнувших успех, можно назвать «недоступность» сети — требовалось приглашение от уже зарегистрированного пользователя, чьи возможности вербовать новых людей были тоже ограничены. Начал повторяться путь, пройденный в США — на площадку потекли знаменитости, пообщаться или послушать которых можно было в отдельных комнатах, что конечно было заманчивым для пользователей. Некоторые даже ставили свои рекорды по аудитории и это все больше подстегивало интерес людей к платформе.
К середине февраля активно подтянулись технологические бренды вроде Яндекса, Mail.ru Group (ныне VK) и других. Компании использовали ClubHouse площадку для продвижения, устраивая неформальные общения, а потом и вовсе начали проводить собеседования там.
Угасание интереса
Несмотря на февральский успех, март показал и первую усталость от новой сети. Формально пользователи продолжали прибывать, но ощущения прежней «движухи» уже не было. Сервис заполнили партнёрские и брендинговые комнаты — в них меньше информативности и непосредственности. Люди перестали активно следить за выступлениями, по сути «наигравшись» в этом месте.
В качестве некоторых причин упадка Clubhouse называются следующие вещи:
- Аудитория успела значительно вырасти за счет раздачи приглашений в геометрической прогрессии, и многие уже не проводили за разговорами столько времени. Пропало исключение инклюзивности;
- Разработчики очень тянули с приложением под Android, что это сказалось на желании еще не охваченной потенциальной аудитории там находиться;
- Наиболее активную часть пользователей беспокоит низкое качество контента и непонимание способов монетизации приложения;
- Формат легко позаимствовали конкуренты. Ключевую возможность Clubhouse переняли и другие компании, среди которых LinkedIn, Spotify и даже Reddit. Свои «голосовые чаты» были с конца декабря 2020 года и в Telegram.
И хотя Clubhouse растратил популярность так же быстро как и приобрел ее, он все равно оставил свой след, пусть и в других социальных сетях. А как вы думаете, что еще послужило причиной неудачи или все-таки сервис мог бы сохранить и развить свой успех?