Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы, мнения и опыт экспертов

image

В сфере информационных технологий некоторое время назад стали появляться мнения о малой эффективности профильного высшего образования. В результате часть молодых людей верит в то, что можно в любой момент бросить ВУЗ и запустить успешный ИТ-стартап. Есть и те, кто просто не хочет идти в ВУЗ, полагая, что нужно сразу устраиваться на работу стажером, обучаясь премудростям программирования по мере необходимости. Но эффект выжившего подкрепляется единичными успешными примерами.

В этих суждениях присутствует известная доля юношеского максимализма, а возможно, даже подтасовка фактов. Есть разные мнения на этот счет, у каждого свой опыт. Да и если разобраться, сама роль высших учебных заведений может быть истолкована по-разному. Кто-то считает, например, что они непременно должны быть чуть ли не бизнес-инкубаторами.

Мы пообщались с представителями российских компаний и попросили высказать свое отношение по поводу того, что происходит с российским ИТ-образованием сегодня, насколько оно соответствует рыночным реалиям. Мы также выяснили, кому они отдают предпочтения при приеме на работу и многое другое.

Мы задали экспертам следующие вопросы:

• Насколько для вас важно, чтобы ИТ-специалист имел профильное высшее образование? Отличаются ли данные требования по отношению к программистам различных направлений, системным администраторам и другим категориям разработчиков?

• Насколько качество высшего ИТ-образования в среднем, по вашему опыту, соответствует современным запросам российского рынка?

• Насколько охотно берут самоучек на хорошие позиции ИТ-специалистов в «серьезные» компании?

• Что вы можете посоветовать старшеклассникам и студентам первых курсов, желающим связать свою жизнь с ИТ, в плане образования? В каких случаях порекомендуете получать два высших образования? В каких случаях можно ограничиться колледжем по ИТ-направлению и высшим образованием, не связанным с ИТ?

• Какие еще эффективные варианты можете посоветовать? Каким образованием могли бы обладать «компьютерщики», которые смогли бы идеально вписаться именно в вашу (возможно, не связанную с ИТ) компанию?

• Насколько, на ваш взгляд, личностные факторы (воспитание, характер) играют роль в получении образовании молодым человеком и его дальнейшем трудоустройстве, помимо навыков, полученных в ходе обучения?

Насколько для вас важно, чтобы ИТ-специалист имел профильное высшее образование? Отличаются ли данные требования по отношению к программистам различных направлений, системным администраторам и другим категориям разработчиков?

Алексей Гальченко, технический директор и руководитель отдела разработок рекламного агентства MediaNation:


При приеме на работу мы прежде всего смотрим на то, как кандидаты выполняют тестовые задания, обращая большое внимание на оптимизацию и безопасность их решения. Образование имеет второстепенный характер, так как большинство ИТ-специалистов — это по большей части самоучки. Если у кандидата за плечами физмат или естественно-научное образование, нам это говорит только о том, что он способен критически мыслить и решать поставленные перед ним задачи.

Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:


По опыту могу сказать, что программистов мы берем из самых разных ВУЗов. И не обязательно в дипломе у соискателя должно значиться «программист» или «факультет автоматики и вычислительной техники». И вообще — лучше различать наличие диплома и наличие навыков. Для нас принципиально наличие некоего багажа знаний в области математики, архитектуры ИТ-систем, для программиста нужны навыки объектно-ориентированного программирования.

Наличие высшего образования, безусловно, очень желательно. В идеале в институте студента должны научить не столько сумме конкретных знаний, сколько умению учиться самостоятельно, все время находиться в поисках знаний, нестандартных решений, навыкам критического мышления (хотя, к сожалению, не всегда это бывает именно так). И именно этим специалист с высшим образованием ценен.

Требования к программистам и системным администраторам, разумеется, отличаются, но не принципиально. А вот если говорить о бизнес-аналитиках, руководителях проектов — то здесь образование в сфере ИТ не строго обязательно. Я знаю многих блестящих специалистов, которые имеют экономическое и финансовое образование, а недостающие им знания в области ИТ получили на курсах повышения квалификации.

Алсу Глинская, директор по персоналу ICL Services:


Практически ни на сколько. Хотя по факту чаще получается, что сотрудник имеет профильное высшее образование, но это не результат отбора по принципу наличия этого образования, а скорее наоборот образование определило направление для карьеры.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):


Как говорится, встречают по одежке — так и сотрудника встречают «по образованию». Потом в дело опытного руководителя включаются глубокие вопросы, а после и анализ того, что же сотрудник реально умеет делать. Подобное отношение встречается не столько в отношении к программистам, сколько в глубине каждого отдельно взятого направления. На начальном уровне вполне достаточно и институтского базиса. На более старших уровнях уже ведущую роль играет умение самообучаться в ходе работы.

Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:


Раньше во всех вакансиях мы писали, что высшее образование не обязательно. А как же, история знает уникальных людей, не имеющих его. Теперь мы требуем наличие высшего образования, но нам все равно по какой специальности и какой вуз. Есть мнение, что если человек смог (хотя бы для галочки) пройти через все студенческие тяжбы, то это уже что-то. Иначе был слишком большой процент неадекватных ребят.

Что касается профильности, то тут все просто: мы занимаемся дизайном, проектированием и разработкой. У нас нет достойного вуза, который хоть что-то вменяемое на этот счет предлагал абитуриентам. Это нас не заботит. Ребята приобретают все умения и становятся специалистами уже в процессе работы — никак не в вузе. Но это не относится к сисадминам и менеджерам. Для этих позиций профильное образование может сыграть на руку: знаний в вузе не дадут, но круг общения и интересы сформировать помогут.

Павел Сыртланов, технический директор профессионального хостинг-провайдера .masterhost:


Наличие профильного высшего образования у ИТ-специалиста является безусловным плюсом при приеме на работу, особенно на должности, требующие аналитического мышления, работы с высоконагруженными системами. Такие требования существуют у senior-должностей, тимлидов в области системного администрирования, программирования.

Однако немаловажным моментом является и багаж знаний специалиста, специфические навыки. Если они есть, а образование высшее не профильное — стоит подходить к человеку индивидуально. Наличие высшего образования у соискателя в общем случае дает работодателю понимание того, что человек способен обучаться.

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:


В большинстве случаев для меня не важно, имеет ли разработчик или системный администратор профильное образование. Большее значение имеет опыт кандидата: компании, в которых он работал, задачи, которые выполнял, релевантность его опыта для нашей сферы. Профильное высшее образование, безусловно, является плюсом, если соискатель — выпускник одного из топовых вузов — МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, отчасти МАИ. Если есть вакансия архитектора или системного аналитика, образование будет иметь приоритетное значение, но опять же, не решающее. Его отсутствие с лихвой может компенсировать богатый опыт работы.

Алексей Лыков, технический директор Playkey:


Принципиальное значение наличие высшего образования не имеет, но, как показывает опыт, с высшим образованием люди обладают более широким кругозором, более комплексно подходят к проблеме. Конечно же, есть разница в ВУЗе, есть авторитетные вузы и даже кафедры, выпускники с которых, можно с уверенностью сказать, не подведут. Например, для меня это как минимум Механико-математический факультет ПГНИУ, который я и сам закончил. С уверенностью могу сказать, что халтурщики там до конца не доходят. Помню на первом курсе декан сказал, что закончат только 40% из вас. «Как так?», — подумал я… А оказалась правда. На выпускном в итоге недосчитались примерно 60–70%.

Что касается администраторов, тут больше важен опыт работы, так как конкретно на администратора не учат, то тут важно желание и увлечение человека именно администрированием.

С тестировщиками ещё сложнее: тестированию специально совсем не учат, у нас было только несколько общих курсов, поэтому мы либо берём в Playkey совсем «зелёных», можно и без образования, и учим, либо с уже наработанным опытом.

Александр Юров, заместитель директора, соучредитель компании «Фогсофт» /iTender:


Чтобы стать действительно отличным программистом, недостаточно знать язык программирования. Важно обладать основами фундаментальных знаний программирования и понимать, как это работает. Необходимо знать алгоритмы, уметь работать с базами данных и главное — научиться мыслить объектно. Для этого в вузах изучают такие предметы как матанализ, дифференциальные уравнения, основы объектно-ориентированного программирования Поэтому профильное высшее образование однозначно нужно. Причем важно, чтобы программист имел высшее образование качественного вуза, который ему дает фундаментальные знания и широкий кругозор. Университет все-таки хорошо нагружает мозг.

Требования к специалистам разных направлений не могут быть одинаковыми. Если программист работает с бизнес-приложениями, то нужно, чтобы он знал экономику и бухучет. Если создает системы, которые автоматизируют процессы на предприятии, важно понимать процессы на предприятии. Если работает с приложениями, которые связаны с роботизацией и железом, то без углубленных знаний в физике не обойтись. Все это фундаментальные вещи.

Кирилл Медведев, HR-директор «СёрчИнформ»:


Мы, естественно, обращаем внимание на графу образование в резюме, но это не является определяющим. В первую очередь смотрим на опыт работы, даем тестовое задание и, по результатам его выполнения, принимаем решение. Если кандидат «самоучка», но при этом грамотно выполнил тестовое и из него понятно, что он владеет необходимыми нам технологиями, мы с удовольствием пригласим сотрудника в команду.

Николай Пацков, Генеральный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru»:


Для нас важно, чтобы специалист имел отличные профильные навыки, бесконфликтность и способность работать в паре или команде и стремился развиваться и узнавать новое. К сожалению, сегодня высшее образование не может гарантировать ни один выше обозначенных пунктов. Успешно реализованные проекты в портфолио, способность показать себя «у доски» и сведения (лучше рекомендации) от предыдущих работодателей, будут значительно большим преимуществом, чем диплом именитого ВУЗа.
Насколько качество высшего ИТ-образования в среднем, по вашему опыту, соответствует современным запросам российского рынка?

Алексей Гальченко, MediaNation:


Базовое ИТ-образование в России на достаточно высоком уровне. До сих пор на мехмате МГУ можно встретить преподавателей, которые требуют от студентов уложиться при написании учебной программы в 8 Кб. В этом сейчас нет необходимости, потому что доступны неограниченные ресурсы. Но работая над оптимизацией решения, студент учится решать задачу без избыточного потребления ресурсов.

Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:


Не совсем соответствует. В институтах чаще преподаются базовые знания и технологии, которые в современном мире быстро устаревают. И не потому, что институты плохие, а потому что сфера слишком быстро развивается, за 5 лет обучения технологии могут очень сильно поменяться.
Компаниям, как правило, приходится либо организовывать дополнительное обучение, либо брать таких специалистов в качестве стажеров.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):


ИТ-индустрия меняется очень быстро и, к сожалению, современное образование просто не успевает за ним угнаться. К примеру, когда нам срочно понадобилась прибавка квалифицированных сотрудников, мы решили пойти по верхам и сразу нанять преподавателей вузов и институтов. Разочарование было в том, что в практике они были абсолютно равны нашим программистам-юниорам (начальный уровень). То есть говорить-то они могли часами, а вот на практике показывали далеко не требуемый уровень рабочей динамики.

Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:


Качество высшего ИТ-образования вообще не соответствует рынку. Как уже было сказано ранее, большая часть ИТ-специалистов становятся профессионалами в процессе работы.

Проблемы, на мой взгляд, две:

  • Успешные ИТ-шники преподавать в вузы не идут. Следовательно, преподают те, кто на самом деле очень далек от рынка и бизнеса.
  • Проекты, которые выполняются в рамках обучения, очень далеки от реалий. Нет «клиента», нет менеджмента (переговоры, риски, ожидания), нет смены требований после старта работ, нет вообще 80% факторов, которые влияют на ИТ-проект в рыночных условиях.

Павел Сыртланов, технический директор профессионального хостинг-провайдера .masterhost:


По нашему опыту ведущие вузы страны готовят ИТ-специалистов удовлетворительно. Это скорее относится к областям системного администрирования и программирования, специалистов же области сетевого инжиниринга после вуза найти намного сложнее. В такой ситуации мы обращаем внимание на соискателей, имеющих дополнительные сертификаты, окончившие частные курсы, например, от компании Cisco.

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:


По моему опыту, ИТ-образование в нашей стране не соответствует реалиям рынка. К сожалению, в большинстве университетов не преподают языки, подходы и методологии, которые сейчас используются. Выпускники имеют базу, качество которой зависит от вуза, но ее практически невозможно применить на практике без прикладных знаний. Потому такие компании, как Mail.Ru и Яндекс, вкладываются в дополнительное образование для студентов, запуская свои проекты — например, Технопарк при МГТУ им. Баумана и другие. Они берут самых способных студентов и учат их тем технологиям и методологиям, которые используются в реальном мире. Благодаря такому подходу появляются специалисты, действительно готовые к решению практических задач и востребованные на рынке.

Александр Юров, заместитель директора, соучредитель компании «Фогсофт» /iTender:


Вообще не соответствует. Все-таки студенты, которые заканчивают университет, сегодня не готовы к тому, чтобы участвовать в серьезной разработке без предварительного обучения внутри компании. Хотелось бы, чтобы университеты выпускали уже готовых специалистов. Удачен опыт у Стэнфорда и Кембриджа, где уже на втором курсе со студентами делают маленькие стартапы и изнутри показывают, как работает бизнес.

Получается, что к шестому курсу, после окончания магистратуры, студенты уже поработали в компании. Кроме того, что крайне важно, что они уже напрямую попробовали взаимодействовать с конечным клиентом. Уверен, каждый программист в компании должен понимать, как идет общение с клиентом, что требуется клиентам и как работает их бизнес, а не просто заниматься разработкой.

Насколько охотно берут самоучек на хорошие позиции ИТ-специалистов в «серьезные» компании?

Алексей Гальченко, MediaNation:


У нас был опыт общения с одним из лидеров в области внедрения решений Oracle. ИТ-директор был поставлен в сложную ситуацию: или не принять сотрудника после прохождения испытательного срока по причине отсутствия у того высшего образования, или работать с ним, нарушая регламенты компании. В итоге решение оказалось простым: отправили специалиста обучаться на заочное отделение МГТУ им. Баумана. Вывод: если специалист важен — его возьмут.

Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:


Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что мы имеем в виду, когда говорим «самоучка». Если это человек, который совсем не имеет профильного образования и все знания получил лишь на своем опыте, то, конечно, на серьезную позицию в крупную компанию его не возьмут. Есть, конечно, уникальные случаи, но они настолько редки, что сейчас в них нет смысла углубляться. Профильное образование дает не только знание технологий, но и, прежде всего, понимание, что такое бизнес в целом, как он работает, общую эрудицию.

Если мы говорим о самоучке как о человеке, который закончил непрофильный, но технический ВУЗ, интересуется программированием, самостоятельно получает знания — то именно такие специалисты и ценятся. Потому что, как я уже говорил, наличие диплома не дает гарантии знаний и навыков, которые требуются не в теории, а на практике. ИТ-специалист должен быть готов учиться все время.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):


По моему опыту, все решает в современном мире хорошо выполненное тестовое задание. Диплом и резюме — это хороший костюм для входа на собеседование. Отлично, нестандартно и быстро выполненное тестовое задание — клубная карта.

Павел Сыртланов, технический директор профессионального хостинг-провайдера .masterhost:


Сложно сказать, как это происходит в других серьезных компаниях. В компании .masterhost мы стараемся таких соискателей не терять, а принимать на начальные позиции в той или иной области ИТ. Очевидно, мы должны видеть некий потенциал в человеке, чтобы, вложив силы и время в его обучение, мы в итоге получили готового высококачественного ИТ-специалиста. Наша структура департаментов и налаженный процесс обучения позволяют продвинуться от специалиста ЦОВ до высших руководящих должностей ИТ.

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:


В серьезных ИТ-компаниях отсутствие высшего образования не является блокирующим фактором при приеме на работу. Безусловно, чем выше позиция, тем большее количество факторов играет роль, и наличие высших образований, MBA, сертификатов может иметь большее значение. При этом в компаниях, для которых ИТ не является основным бизнесом, формальные требования к высшему образованию могут быть необходимыми. Но это скорее говорит о непонимании специфики ИТ-сферы и ИТ-образования в нашей стране.

Кирилл Медведев, HR-директор «СёрчИнформ»:


Мы берем охотно, если кандидат классно выполнил тестовое. Но чем больше компания забюрократизирована, тем больше она следует формальным правилам. Есть организации, где вы никогда не станете начальником отдела, если у вас нет высшего образования. У нас в компании мы ориентируемся не на «корочки», а на знания и бекграунд кандидата.
Что вы можете посоветовать старшеклассникам и студентам первых курсов, желающим связать свою жизнь с ИТ, в плане образования? В каких случаях порекомендуете получать два высших образования?

Алексей Гальченко, MediaNation:


Я бы советовал развиваться, читать таких авторов как, Д.Кнут, Э.Орама и так далее, изучать разработку высоконагруженных систем и высшую математику. Если планируется со временем уйти от «чистого» программирования в управленческую сферу, связанную с программированием, то тут необходимо получить образование в области менеджмента, экономики, чтобы понимать те или иные бизнес-процессы, с которыми придется потом работать.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):


Совет один: постараться действительно понять, что нравится делать и от чего получают удовольствие в плане самореализации. Это самое сложное в современном мире, где вокруг так много отвлекающих факторов и посторонних мнений. В ходе образовательной деятельности можно, как в галерее, поглядеть на все экспонаты, но выбрать какой-то для себя один. Чем раньше это произойдет, тем раньше можно будет сконцентрироваться на выбранном направлении. Это поможет в ходе стажировок и самообразования действительно «обрести силу».

При этом не важно оканчивать само образование. Важно хорошо уметь делать то, что нравится. Мир сегодняшнего дня — мир изобилия и возможностей выбирать, что ближе к душе. Осознаем, выбираем и концентрируемся. Это однозначно путь успеха.

Алсу Глинская, директор по персоналу ICL Services:


В моем случае два высших получились одновременно и потому, что одно для души, другое — для профессии, по которой я планировала работать. Бывает, что на второе высшее решаются чтобы что-то сильно поменять в своей жизни или, как некоторые из моих одногруппников, чтобы вспомнить молодость и студенческие годы. Полезно, если эти ваши два высших дополняют друг друга.

Рекомендовать что-то конкретное не буду. Но посоветую крепко подумать, зачем вам именно второе высшее. Конечно когда-то потом это будет греть душу и будет цениться в очень узких кругах. Но получать два высших, чтобы быть профессионалом в разных областях — затея бесполезная. Высшее образование не про профессию. Про общую обязанность, кругозор, функциональную грамотность, но не про прикладные знания и умения, необходимые в работе в дальнейшем.

По большому счету, чтобы сменить профессию, достаточно получить правильные знания и совсем не обязательно в вузе.

Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом компании КРОК:


Профильное ИТ-образование — далеко не гарантия успеха в работе. Старшеклассникам и студентам, желающим связать жизнь с ИТ, нужно постараться быстрее узнать о будущей профессии, погрузившись в тему. Сейчас существует масса образовательных мероприятий, которые проводят отраслевые компании. На подобных встречах можно пообщаться с профильными экспертами и найти единомышленников среди сверстников.

У КРОК, например, каждый год проходит Школа ИТ-решений — в течение нескольких месяцев под руководством экспертов и студентов-тьюторов участники получают живой опыт работы настоящего айтишника, реализуют командные проекты, направленные на решение реальных проблем школы с помощью информационных технологий. По итогам программы успешные решения получают путевку в жизнь и приносят реальную пользу школам.

Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:


Начинать нужно не на первом курсе, когда ты уже студент, а значительно раньше. Все успешные ИТ-шники начали ковыряться с техникой с юных лет. Главное — это должно нравиться и не обременять. Тогда любимое занятие в дальнейшем перерастет в любимую профессию, и все будет хорошо.

Я бы тут родителям посоветовал, пока еще не поздно: не ограничивайте детей в пользовании компьютером. Рано или поздно чадо наиграется в игры и установит турбо паскаль.

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:


Банально, но я бы рекомендовал школьникам стремиться поступить в топовые университеты. Кроме того, старайтесь попасть в образовательные ИТ-программы крупных компаний. Кроме хорошего базового образования вы получите актуальные практические навыки, а также возможность стажироваться и впоследствии работать в передовых компаниях ИТ-сферы.

Также советовал бы не забывать о самообразовании, следить за новыми технологиями — пробовать, экспериментировать, читать профильную литературу и посещать конференции, тренинги, проходить курсы на образовательных ресурсах, например, Coursera. В общем, держать руку на пульсе того, что сейчас актуально и востребовано на ИТ-рынке. Впрочем, этот совет относится не только к студентам, но и к любым специалистам отрасли.

Алексей Лыков, технический директор Playkey:


Во-первых, вам должна нравиться ИТ-отрасль: только занимаясь любимым делом, можно чего-то добиться. Во-вторых, это личные качества, целеустремленность, ответственность, умение докопаться до глубины проблемы.

А ребятам я желаю читать больше книжек, в них скрыта вековая мудрость умнейших людей на планете. Этот путь гораздо лучше и эффективнее, чем набивать эти шишки самостоятельно.

Получение второго образования мне понятно в двух случаях. Первый: когда было выбрано неинтересное первое — так бывает в 18 лет, не понимаешь, что хочешь. Второе: хочется начать смежные вещи — управление, маркетинг или юридическая сфера. Хотя в мире современных технологий все знания можно черпать и из интернета — было бы желание.

Николай Пацков, генеральный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru»:


Первое и основное: если после окончания колледжа или техникума вы всерьез задумываетесь о получении высшего образования, вариант «работа + заочное образование» будет гораздо полезнее и интереснее, чем «очное образование + студенческая жизнь».

Учиться и воплощать знания на практике просто необходимо. Такой вариант поможет сразу проверять информацию «в полях», а также задавать преподавателям действительно правильные практические вопросы. Так что, если есть возможность, задумайтесь о профильном трудоустройстве как можно раньше.

Второе, на чём хотелось бы заострить внимание, это выбор специальности. Подумайте, что было бы по душе именно вам, с чем бы вы хотели связать свою карьеру? Забудьте о престиже и высокой оплате, каждый день заниматься ненавистным делом не получится ни при каких преференциях. IT-индустрия широка и многогранна, определитесь с любимым делом и следуйте по намеченному пути. Успехов!

В каких случаях можно ограничиться колледжем по ИТ-направлению и высшим образованием, не связанным с ИТ?

Алексей Гальченко, MediaNation:


Нельзя ставить в одну линейку колледж по ИТ-направлению и высшее образование, не связанное с ИТ. ИТ-колледж уже задает некий вектор движения мыслей, который можно развить, обучаясь в ВУЗе на факультетах, связанных с ИТ-направлением. А вот высшее образование, не связанное с ИТ — тут вопрос несколько шире, чем кажется в начале. Если мы говорим про филфак, то эта область никак не связана с ИТ, и людям может быть проблематично перейти в эту сферу. Если мы говорим про естественно-научные направления (физика, химия, биология, медицина) — то специалистам этих областей будет гораздо проще: их научили анализировать большие объемы информации, искать оптимальные решения для тех или иных задач.
Какие еще эффективные варианты можете посоветовать? Каким образованием могли бы обладать «компьютерщики», которые смогли бы идеально вписаться именно в вашу (возможно, не связанную с ИТ) компанию?

Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:


Я бы советовал отталкиваться от того, что просит рынок. Наша компания предоставляет услуги по аутсорсингу бизнес-процессов (бухгалтерия, кадровое администрирование и расчет зарплаты). Соответственно, мы с удовольствием возьмем специалиста, который уже получил знания, а лучше — и некоторый опыт, связанный с программированием для 1С или ABAP.

Существует множество учебных центров и открытых учебных программ, которые поддерживают тот же 1С, Microsoft, Yandex — перечислять можно долго. Проходить обучение можно даже не выходя из дома. Все возможности соискателя ограничиваются лишь его желанием и стремлением.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):


Правильно было бы сказать «какими компетенциями должны были бы обладать». Именно компетенции в современном мире и формируют «добавленную стоимость» или ценность сотрудника. Для нашей компании, помимо компетенций, важна «страсть», страсть к созиданию, созиданию продукта от которого получаешь наибольшее удовольствие в ходе работы и в ходе получения обратной связи от конечного потребителя. Все в нашем мире это эмоции. Если мы испытываем положительные эмоции в ходе работы, то они непременно трансформируются в продукт.

А если такой страстью горит команда, то ценность продукта умножается, и получаются действительно редкие, шедевральные вещи. Нам также важна абсолютная синхронизация. Мы однозначно видим грань будущего технологий. Видим какую роль мы в нем можем сыграть. Видим, как мы можем повлиять на это будущее. Нам нужны такие же «реформаторы» по духу. Тогда вместе мы действительно можем делать великие вещи.

Алексей Лыков, технический директор Playkey:


Любовь к командным видам спорта. Я очень любил играть в баскетбол, в волейбол и сейчас регулярно играю. Всё-таки команда может сделать синергетически больше, чем люди по отдельности, это наглядно проявляется в работе. Люди-одиночки бывают умными. Но если они не работают в команде, то они просто становятся не эффективными по сравнению со всеми остальными.
Насколько, на ваш взгляд, личностные факторы (воспитание, характер) играют роль в получении образовании молодым человеком и его дальнейшем трудоустройстве, помимо навыков, полученных в ходе обучения?

Алексей Гальченко, MediaNation:


Личностные факторы — это не менее важный вопрос, чем опыт и навыки. Ведь можно быть отличным специалистом, но оказаться таким человеком, с которым невозможно работать в коллективе. А может быть и наоборот. Но это все субъективно. Я не могу описать шаблон, под который подходят программисты для MediaNation. Нельзя сказать, что мы берем в компанию только опытных и веселых людей с активной жизненной позицией. Каждый человек индивидуален, и задача руководителя найти правильный подход к этому сотруднику и определить его роль в жизни компании.

Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:


Нужно желание постоянно учиться, пробовать себя в новых областях, совершенствоваться в них. Для любого программиста важно быть усидчивым, внимательным и даже стрессоустойчивым.
Если вы отвечаете, например, за поддержку системы, которая управляет производством, и из-за какой-то ошибки останавливается конвейер, нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы не запаниковать и быстро найти и устранить «баг». Также очень важно системное мышление. Ну, и для того, чтобы вырасти в компании, занять руководящие позиции, программисту обязательно нужны навыки общения с людьми, умение получать информацию и управлять проектом.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):


Воспитание и характер — это «столпы» в получении образования и выбора жизненного пути человека. Ведь если трамплин длинный, но не высокий, то пролететь далеко с ним вряд ли выйдет. Как и в том случае, если трамплин будет слишком высокий и короткий. Поэтому сегодня современному молодому человеку нужно предоставить возможность попробовать себя в разных направлениях дела и науки. Нужно не толкать, чтобы он бездумно двигался в заданном направлении, а предоставить право выбора. Человек должен почувствовать сам это внутреннее желание, «голос», создавать или делать что-либо. И тогда нужно смело двигаться в этом направлении.

Хотя, сегодня следовать единому выбранному пути непросто. Наряду с наставлениями окружающих, очень много отвлекающих факторов современности. Проще пробежаться по клубам, зависнуть в компьютерных играх, посмотреть сериалы и кино, и тогда, когда энергии на собственные желания уже нет, остаётся лишь, слушая окружающих, плыть по течению. Слушайте свой внутренний голос и не поддавайтесь на провокации, тогда все непременно получится.

Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:


В целом, разработчики достаточно сложные ребята. Сложные в плане коммуникации, внутренних устоев и так далее. Не знаю, возможно, их что-то объединяет (воспитание, характер). Нужно быть терпеливым, уметь учиться, быть в какой-то степени упёртым. Эти качества необходимы начинающему программисту, т.к. впереди целый океан знаний, которые нужно пропустить через себя и научиться применять. Без этого ваше знакомство с рынком разработки закончится на «Hello, World!».

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:


Безусловно, хорошее образование характеризует человека с положительной стороны. Зная, какой университет окончил кандидат, я могу судить о его работоспособности, умении преодолевать трудности, добиваться поставленных целей. Это те качества, которые каждый работодатель хочет видеть в своих сотрудниках. Но они обязательно должны быть подкреплены необходимыми практическими навыками.

Кирилл Медведев, HR-директор «СёрчИнформ» :


Повторюсь — нам важны не «корочки», а желание работать и способность к самообучению. Я бы порекомендовал воспитывать в себе эти качества. В нашей компании ценятся люди, которые готовы работать на результат. Любая организация ценит в работниках драйв, желание делать работу лучше, чем делал ее вчера, развиваться и увеличивать собственную эффективность. Если эти качества есть в работнике — он будет ценным кадром для компании.

Вместо вывода


Петр Краснощеков, руководитель управления информационных технологий © Habrahabr.ru