Вышка не нужна. В чём причина?
После множества споров вокруг нужности или ненужности высшего образования в ИТ, думаю, стоит поставить жирную точку.
Но это не конец спора, разумеется. Это именно жирная точка — место схождения разрозненных аргументов за и против.
Пока общий вердикт — высшее образование не нужно. В ИТ в частности. Шире — в стране вообще. Возможно даже в мире.
Далее докажем, почему оно не нужно.
В чём причина возникновения споров? Разные люди получили в жизни различный опыт и, с позиции познанного, указывают на свой, вполне релевантный их ситуации, вывод. И большинство делают вывод не в пользу высшего образования. Но есть меньшинство, которое всё же подчёркивает плюсы вышки, хотя привести примеры использования в своей практике часто не может. Точнее может, но эти примеры чаще всего очень расплывчаты, мол у меня есть база, у меня есть кругозор, у меня есть умение разбираться в сложном. В ответ же большинство уверенно утверждает — язык мы изучили за пол года, алгоритмы ещё за пол года, фреймворк ХХХ ещё за несколько месяцев. Итого — пусть полтора года вместо минимум пяти лет. Разве практический опыт большинства не подсказывает нам нечто важное в данной теме?
Давайте выявлять это самое важное. Если говорить коротко, то язык программирования действительно можно выучить быстро. И базовые алгоритмы тоже. И фреймворки, разумеется, учить ничуть не сложнее. Ведь это же очевидный факт. Ведь так?
Значит большинство нам показывают проверенные опытом (то есть эмпирические) доказательства. Примерно так работает физика — если опыт подтверждает, значит теория верна. В нашем случае опыт подтверждает. Что мы теперь можем сказать о такой теории?
Но меньшинство не сдаётся. Они усиленно вспоминают те редкие случаи, когда им пришлось пересесть в кресло дата-сайентиста и привлечь себе на пользу почти всю вузовскую математику. Вуаля, мы победили, математика нужна! Значит и вышка тоже нужна!
Но господа, вы же понимаете, что такое статистика? Вы же её в ВУЗе изучали. Так вот статистика утверждает, что ваша выборка нерепрезентативна. Да, в каких-то редких случаях вы действительно должны были вспомнить про синусы (хотя это школа), или даже про интегралы, но если взглянуть на среднюю вероятность обнаружения в вашей работе всех этих интегралов, то какое значение мы получим? Исчезающе малое. Стремящееся к нулю (да ещё и с большой скоростью).
Нет, скажет меньшинство, так жить нельзя! Нельзя без вышки спроектировать что-то новое и сложное. Ведь кто-то же должен проектировать все эти компьютеры. И софт тоже кто-то должен писать…
Да, здесь будет пауза. Потому что мы все знаем, как этот софт пишется. Совсем без интегралов. Но ведь компьютеры нужно проектировать, возразит меньшинство. И здесь, на самом-то деле, тоже должна быть пауза, но уже в среде тех, кто проектирует компьютеры. Это называется — отвёрточная сборка. Ею дети занимаются у себя дома. Вычисляют, какую видюху к какой матери воткнуть.
Ну ладно, пусть не дети, пусть, например, печатные платы проектируют. Ведь здесь-то нужен инженерный подход! Но нет. Здесь нужна программа автотрассировки печатных плат. И к ней школьник, умеющий нажимать на нужные кнопки.
А микросхемы? Как же их проектировать? Ну, вообще-то, там тоже есть программы для автоматического расчёта многих шагов от ТЗ до производства. Хотя посередине вроде бы нужен инженер? Так и он же соединяет входы и выходы готовых программ при помощи вполне конечного множества шаблонных действий. И эти действия можно выучить, ну пусть за пол года. Но не за пять же лет!
Но кто тогда будет создавать программы, которые всё делают автоматически?
Не волнуйтесь так сильно, в мире всегда найдутся нужные очкарики с каким-то образом самозародившимся умением писать программы для автоматического выполнения всего на свете. Ведь до сих пор же они откуда-то появлялись? Меньшинство сразу скажет — они в ВУЗах учились! Но кто из нас не учился в ВУЗах? И все мы знаем, что там чуть ли не все — троечники, которые вряд ли смогут заменить выше упомянутых очкариков. И эти троечники вполне становятся директорами и прочими уважаемыми людьми. Даже без высшего образования. Особенно если папа когда-то удачно вошёл в АП, например. Не совсем АйТи, но денег там точно больше!
То есть эмпирическим путём мы выше установили, что входить лучше в АП, а не в АйТи, и делать это проще без высшего образования. А раз эксперимент подтверждает, то…
А теперь о реальных причинах.
Все мы есть наследники волосатых существ, лазивших когда-то по пальмам. А те, в свою очередь, наследуют от прочей живности, обитавшей гораздо ниже и в гораздо менее проветриваемых условиях. И вот там, в самой гуще запахов, как-то сам собой самозародился закон джунглей — кто сильнее, тот и папа (или дальний прадед для всех нас). И не важно, носил ли прадед очки. Важно другое — как быстро он мог дубиной доказать своё право на наше с вами будущее.
Смысл басни про прадеда простой — мы его наследники, а значит очень на него похожи. И для нас не важно, есть очки или нет. А важна для нас… Ну вы сами знаете.
И вот в такой сложной наследственной ситуации, мы с вами, по прежнему постоянно находясь в поисках дубины, почему-то начинаем спорить про необходимость высшего образования. Но на самом-то деле весь мир хочет дубину, а не вышку. Разве не так? Разве это не эмпирически доказанный факт?
Немного более наукообразно.
Эволюционно выработанные механизмы управления человеческим обществом настраивают каждого из его членов на поиск локального оптимума лично для себя. В таких условиях, как и миллионы лет назад, по прежнему самым актуальным законом является закон джунглей. Но в условиях окружения огромным количеством эгоистически настроенных агентов среды обитания каждый отдельно взятый индивид вынуждается (смотрим теорию игр) максимизировать исключительно локальные преимущества. Если не успеть максимизировать локальную дубину, то можно не дожить до более великих свершений.
Поэтому все долговременные затраты для недостаточно могущественных индивидов являются непозволительной роскошью. К таким затратам, в частности, относится и высшее образование.
Меньшинство здесь возразит -, но мы же смогли! Этому есть простое объяснение — показанная выше картина намеренно нарисовано наиболее «выпуклым» образом, что бы наиболее наглядно показать суть происходящего. Если мы немного сгладим углы и покажем что-то близкое к реальности, то на такой приглаженной скатерти большинство не увидит причин ненужности высшего образования. Что бы проникнуть мысленным взором в глубины понимания нам нужно видеть землю из космоса, откуда хорошо наблюдаема её шарообразность. Находясь же среди айсбергов в открытом ледовитом океане, мало кто сможет задуматься о форме земли. Более того — мало кто захочет это сделать, ведь некогда, нужно дубину полировать!
Иерархия знания.
Внизу, среди айсбергов, знание не нужно. Внизу сегодня намного важнее очень простые истины: какую кнопку нажать, что бы получить ХХХ килобаксов. Именно на такой путь подталкивают нас миллионы курсов войти-в-айти. И делают они это исключительно в следствии действия того самого закона джунглей. В джунглях крайне важны краткосрочно полезные навыки. Знания математики, истории, и даже русского языка, не относятся к краткосрочно полезным. Поэтому рационально действующим индивидам нет смысла тратить весьма ценное время на их приобретение. Именно поэтому большинство и доказывает нам во множестве статей и комментариев — высшее образование не нужно. И ведь есть сермяжная правда в их словах!
Немного выше, на мостике очередного Титаника, находятся капитаны бизнеса. Каждый из них, точно так же, как и большинство остальных, преследует локальные цели. Им обещано высокое вознаграждение за максимальную скорость перемещения Титаника из точки А в точку Б. Они знают, что в море встречаются айсберги. Но высокое вознаграждение не получит тот, кто снизит скорость из-за каких-то айсбергов. Бизнесу нужна скорость! И капитан давит на рычаг управления — полный вперёд, нас ждут бонусы, премии, опционы. Разве не это важно в наших ледяных джунглях?
К капитану корабля приходит инженер. У него в руках план постройки самолёта. Самолёт перемещается из точки А в точку Б в 10 раз быстрее корабля! Это дорого! Отвечает капитан. И правда, инженер хочет за счёт бизнеса построить не только завод по производству самолётов, но ещё и все испытательные стенды, оплатить все разбившиеся в экспериментах самолёты, а ещё дать денег на какие-то институты! Мы делаем деньги (оптимизируем локально), нам некогда думать об институтах. И Титаник с треском врезается в неожиданно всплывший по курсу айсберг.
Ещё выше есть правление немногих. По гречески — олигархат. Капитаны всех кораблей выполняют приказы жителей этого Олимпа. Очень редко, но всё же чаще, чем время жизни олигарха, наверх тоже пробираются инженеры. И тоже предлагают построить самолёт. Только олигархи не стали бы олигархами, если бы не умели считать деньги (локальную выгоду). Поэтому инженер направляется в гости к научным светилам. Светила светят очень ярко, так ярко, что даже олигархи с Олимпа могут их разглядеть. Поэтому олигархи говорят инженеру — вот светоч, докажи ему.
Но светочи, как и все мы, грешные, выросли в тех же джунглях. Да, это значит, что оптимизируют и они очень даже локально. Квартиру сыну, ещё одну жениху дочери, ну и так далее — очень эффективно оптимизируют светила, даже логарифмы умеют применять при расчёте платежей за ипотеку. Самолёт их может заинтересовать лишь в одном случае — если он как-нибудь квартиру, а лучше две, сможет привезти. Поэтому разговор с инженером обычно выглядит как общение немого с глухим. Немой мычит о чём-то важном, а глухой его просто не слышит. Не тот канал передачи данных выбрал наш инженер. Не всё дано знать про каналы даже инженерам.
Глобальная оптимизация.
Так почему же меньшинство не понимает, что вышка не нужна? Даже когда сами почти не находят в повседневной деятельности применения полученным знаниям. Коротко и ясно за нас уже ответил один из комментаторов:
Моя гипотеза — это голос надежды заняться тем, что действительно требует высшего образования.
Меньшинство надеется на лучшее. Оно знает, как прекрасны плоды глобальной оптимизации. Оно отстаивает саму возможность оптимизировать глобально. И в то же время оно отчётливо осознаёт — жаль только жить в это время прекрасное, уж не придётся ни мне, ни тебе. Или не осознаёт? И от несознательности учит других плохому.
А между тем, глобально оптимизированные процессы действительно дают человечеству огромную силу. Сторонники рынка признают, что при всей неэффективности социалистические страны могли быстрее и дешевле достигать тех результатов, которые рыночные экономики только ожидают в отдалённой перспективе. Немного короче это формулировалось как преимущество централизованных систем в части достижения узко поставленных целей. В нашем же случае уже можно привести перевод на более понятную читателю терминологию — глобальная оптимизация выгоднее локальной.
Поэтому меньшинство не сдаётся. Но среда обитания их немного подвела. Повсеместная неэффективность — вот цена охоты за сиюминутным. Но если неэффективность везде, то с чего вдруг высшее образование будет лучше других? Вот оно и хуже. Оно не учит какую кнопку нажать для получения килобаксов. Оно отстало от жизни. Оно забюрократизировано. Его не развивают. И так далее и тому подобное.
А если помечтаем?
Что будет, если взять и оптимизировать глобально? Вот хотя бы высшее образование?
В голове сразу головокружение — отправляем практиков в ПТУ, теоретиков в ВУЗ. Отправляем в ВУЗы работать лучших преподавателей. Финансируем прекрасные и глубокие научные искания. Делаем зарплаты инженеров большими. На входе в ВУЗ огромный конкурс. До диплома доживают лишь проценты. И т.д. И т.п.
Но голос разума не дремлет. Он неспроста в своё время получил высшее образование. Он знает — мечты красиво выглядят только на бумаге (да, в интернете, после переработки дизайнером, тоже неплохо). И напоминает, что массы хотят денег. Много и сразу. А это — локальная оптимизация. Да ладно массы, капитаны кораблей тоже хотят! И даже олигархи хотят. Число Пи до миллионного знака олигархам ни к чему. А вот бомба, что бы олигарха-конкурента устранить — очень даже нужна. Очень даже локально олигархи мыслят. Но кто тогда денег даст на наши мечты?
Умная власть.
Что такое умная власть? Это такая власть, которая оптимизирует глобально. То есть хватает у неё ума на это. Потому и умная.
А ещё бывает человечная власть. Она к людям хорошо относится. Но она иногда бывает глупой. Кошечке, которая лениво развалилась на подушке и широко зевает, хочется дать вкусняшку. Вот так и человечная власть может дать вкусняшку ленивому и зевающему обществу. И общество обленится ещё больше. И скажет — не хочу учиться, хочу кнопку с килобаксами!
А если власть и умная и человечная? Одновременно. Так бывает? Но тогда ленивому обществу не видать вкусняшек, пока учиться не пойдёт! А нужна ли обществу такая власть? Меня терзают смутные сомнения…
Вот поэтому власть у нас, в меру умная, в меру человечная, но главное — рациональная. Не хочешь учиться — да не вопрос, не надо! Найдёшь денег без учёбы? Да и славно! Что-то в итоге получилось неэффективно? Ну и что, зато как завлекательно наша кошка на подушке зевает!
Вывод.
Никому наша вышка не нужна. Даже нам, вышку закончившим. Потому что локально оптимизировать можно и без неё. А если вы о большом мечтаете, то теперь знаете — никакой глобальной оптимизации не будет. Пока миром правит закон джунглей. Пока вам кошечка на подушке важнее учёбы. Зато кошечке-то как хорошо — еды полно, зевай себе на здоровье! Вот ведь счастье! И никакой вышки…
А вместо телеграм-канала — мысли про общество, власть, ну и про необходимость напрягаться: про глобальную оптимизацию (но начиная с общества).