Выходные на электромобиле
Праздники в Канаде, США и некоторых других странах распределены так, что примерно раз в месяц получается не два, а три выходных дня подряд. Например, пятница, суббота, воскресенье. Или суббота, воскресенье, понедельник. Такие длинные выходные тут называют Long Weekend. Некоторые берут ещё дополнительный выходной за счёт компании (тут это называют Sick Day или Family Day) и отдыхают вообще 4 дня подряд.
В прошлый Long Weekend мы решили поехать на кемпинг. В статье я постараюсь рассказать на что это похоже, в чём отличие от поездки на автомобиле с ДВС, насколько удобно или не удобно и как много лишений и трудностей нам пришлось перенести, чтобы не сойти с ума.
В статье очень много фотографий!
Перед поездкой
Последний раз мы заряжались на парковке магазина, когда покупали в Canadian Tire всякую мелочь для кемпинга — фонарики, маленькую газовую плитку, новый чайник и так далее. Это обычная бесплатная Level-2 зарядка. Мы ходили по магазину очень долго и неплохо подзарядились:
Маршрут
Маршрут простой. От дома (Victoria, BC, CA) до кемпинга (Miracle Beach Provincial Park, BC, CA):
Дистанция 245 км означает, что нам нужно будет заехать на зарядку как минимум три раза. Почему три? Потому, что запас хода моего Hyundai Ioniq Electric 2019 всего 220 км (батарея 28 кВт*ч). Но это при условии, что я собираюсь разрядить батарею до нуля, чего я никогда не делаю и не допускаю разряда меньше 10%. Получается, запас хода 200 км, а дистанция туда обратно 490 км. Логарифмическая линейка и формула Лагранжа однозначно дают понять, что двух зарядок не хватит. Открываем Plugshare в поисках зарядок по пути:
Нас интересуют только быстрые (оранжевые на карте) зарядки — на них с 0 до 94% (больше 94% получить на быстрой мой автомобиль не позволяет, чтобы не повредить батарею) мы простояли бы около 30–40 минут на каждой (зависит от скорости быстрой зарядки — они также бывают разные — от 25 кВт до 350 кВт). Максимальная скорость зарядки Hyundai Ioniq Electric 2019 — 75 кВт. На самом деле мы будем стоять в среднем меньше, так как мы не приедем туда с пустой батареей, но и заезжать на зарядки будем больше трёх раз, по этой же причине.
Выезжаем в пятницу утром.
Первая зарядка
Первой мы выбрали одну из быстрых зарядок городка Nanaimo. С одной стороны в Nanaimo у нас ещё будет половина батареи, с другой стороны мы всё равно планировали там остановиться, чтобы немного перекусить и встретить наших друзей, которые едут на кемпинг вместе с нами и которые прибудут в Nanaimo на пароме.
Nanaimo:
Зарядка расположена на подземной парковке:
Когда мы приехали от зарядки уезжал Nissan Leaf. Водитель подошёл к нам и подарил свой талон на парковку. Вообще, и парковка и быстрая зарядка в этом месте платная. Небольшой спойлер — это была единственная платная зарядка и парковка на нашем пути:
Время — 25 мин.
Зарядил — 15 кВт*ч.
Заплатил — $4.
Пока машина заряжалась мы встретили друзей и перекусили в неплохом колоритном кафе:
Следующая остановка
Уже вместе с друзьями заехали на устричную ферму по пути. Это не имеет особого отношения к статье, но может быть интересно, так как это тоже часть пути — показательно в том смысле, что останавливаемся мы всегда значительно чаще, чем позволяет запас хода.
Вторая зарядка
Через некоторое время мы заехали на зарядку возле магазина Real Canadian Superstore. Это быстрая бесплатная зарядка. Хорошо, что быстрая и бесплатная, плохо то, что на ней нельзя заряжаться одновременно двум автомобилям, несмотря на то, что у неё две разных «вилки» CCS и CHAdeMO. Причин сделать тут остановку было несколько. Во первых друзьям нужно было пополнить запас энергии их Tesla Model 3 (мы тоже подзарядились, за компанию), во вторых нам нужно было купить продукты в магазине. Пока мы заряжались, подъехала ещё пара электромобилей — Tesla Model X и Kia Soul EV:
Время — 10 мин.
Зарядил — 9 кВт*ч.
Заплатил — $0.
Кроме электромобилей на парковке стоял этот милый пикап:
Hyundai Kona Electric:
Kia Soul EV. Интересно, что у неё два разных формата розетки — CCS слева для Level-2 зарядки и CHAdeMO справа для быстрой:
Чтобы иметь возможность заряжать свою Model 3 не на Tesla Supercharger друзьям пришлось купить переходники (мне они не нужны, но и на Tesla Supercharger заряжаться я не могу ни при каких условиях). Один для CCS (очень простой и дешёвый) и второй для CHAdeMO (очень сложный и дорогой). На фотографии как раз он:
Кемпинг
В 5 вечера мы были уже на месте:
Наше место. Несмотря на то, что вещей и продуктов у нашей семьи и семьи наших друзей было почти одинаково (у них больше, так как у них палатка занимает больше места и ещё есть небольшой тент для детей) мне мою машину пришлось набить «под завязку» плюс почти целиком завалить заднее сиденье, а в Tesla Model 3 заднее сиденье осталось пустым, потому что задний багажник у неё значительно больше (плюс есть большой передний):
Тут и далее под спойлерами будет информация про кемпинги, автомобили, магазины и Канаду вообще — т.е. всё то, что не относится напрямую к теме статьи и может быть совершенно безболезненно пропущено. Собственно, поэтому всё это и скрыто под спойлерами.
Есть туалеты, душевые, детская площадка:
Костёр. Котелок. Всё по настоящему :)
Ужин:
В кемпинге кроме наших электромобилей я заметил ещё одну Tesla Model 3 и Hyundai Kona Electric:
Вечером пошли на океан — кемпинг расположен на берегу. Прилив:
Сын меня пародирует :)
Чей-то дом на берегу:
Костёр возле палаток:
Душ с горячей водой перед сном:
Утро субботы
Я рано встаю. Около 7 я принял душ и потом, чтобы никому не мешать не вернулся в палатку, а просто пару часов сидел в машине, листал интернет и читал книгу. Чтобы было комфортнее сидеть там в одни шортах я включил подогрев сидения. Удобно то, что на моём электромобиле можно не волноваться о разряде 12V батареи — она подзаряжается от основной. Мои показатели эффективности в тот момент:
Время открывать багажник и завтракать:
Можно пойти на берег океана и поискать там крабов:
Или поискать там Sand Dollar. Интересное животное:
Можно просто бродить по воде во время отлива:
И изучать флору и фауну океана:
Или просто посидеть в тишине на берегу:
В кемпинге есть несколько таких «умывальников», где можно помыть ноги или набрать воды:
Туалеты есть не только большие, но и маленькие:
Вдоль дорог стоят пожарные гидранты:
Для домов на колёсах есть специальная «заправка» где можно пополнить запасы питьевой и технической воды:
Ещё можно пойти в Natural House:
Или посмотреть кино под открытым небом. В общем, есть чем заняться.
Поездка на винодельню
После обеда поехали на винодельню. Из хорошего — на винодельне встретили такую же как у друзей чёрную Tesla Model 3:
Из весёлого — навигатор от Google предложил мне вот такой альтернативный маршрут, всего на 4 минуты медленнее основного:
Из грустного — винодельня была закрыта, так как сезон закончился.
Вечер субботы
Вечером вернулись на кемпинг:
Везде множество контейнеров для мусора — носить далеко не нужно:
Так как друзья иммигрировали в Канаду из Беларуси мы испекли картошки в фольге:
Ну, а потом настольные игры. Очень рекомендую Dixit:
Утро воскресенья
Палатка друзей:
После душа и завтрака поехали на другой берег. Зачем я рассказываю что поехали туда, поехали сюда? Чтобы было понятно, что мы не стояли всё время на месте и запаса батареи было достаточно чтобы кататься по округе и не думать о зарядке:
Cabins — домики для рента отдыхающими:
С другой стороны дома на колёсах:
Удобства на улице:)
Эти водоросли интересны во всех смыслах. С одной стороны напоминают верёвку. С другой шланг. С третьей — в них заворачивают суши:
Медуза:
Канадцы:
Магазин местного «арта» по пути
Вернулись в кемпинг
По мнению моего сына это основной плюс Tesla. Шутки шутками, но это, действительно, очень неплохое развлечение:
Поездка в городок Campbell River
Интересный городок, тем более, что мы попали на небольшое местное Auto Show (на его закрытие, но всё таки). По пути зарядились на быстрой бесплатной зарядке:
Время — 36 мин.
Зарядил — 23 кВт*ч.
Заплатил — $0.
Пока я разглядывал машины мой Ioniq зарядился и мы поехали дальше, на пристань. В это же время на зарядку приехали наши друзья:
Хотели купить крабов, но вместо этого купили мороженное:
Дети играли на этой площадке, пока у друзей заряжалась их Tesla:
Прикольный краник с водой:
Поездка на водопад
Вечер воскресенья
Вечером вернулись в кемпинг:
Перед тем как вернуться в кемпинг заехал в Best Buy (магазин по продаже электроники), чтобы купить там Bluetooth «колонку» — давно мечтал послушать The Dark Side of the Moon ночью возле костра. Была нужная мне модель (JBL Flip 5), но не оказалось нужно мне цвета — я хотел чёрную, а были только красные и синие (на самом деле цвета морской волны) — чёрные быстро разобрали. Чтобы не остаться без музыки я купил синюю, послушал её, а потом, когда мы вернулись в Викторию, через несколько дней пришёл в местный Best Buy, сдал синюю (когда поинтересовались, почему сдаю, я просто сказал, что не подошёл цвет) и тут же купил чёрную, которая в этом магазине в Виктории была в наличии.
Утро понедельника
Утром мы последний раз прогулялись по берегу на кемпинге:
Собрались и поехали домой.
Зарядка по пути домой
По пути заехали за кофе в Tim Hortons и поставили машину на быструю бесплатную зарядку возле него.
Можно было бы и не заряжать, но если по пути и бесплатно, то почему бы и нет? Кроме того, в очереди за кофе мы стояли дольше, чем заряжалась машина:
Время — 11 мин.
Зарядил — 9 кВт*ч.
Заплатил — $0.
Ещё одна зарядка. Ну, почти
Все хотели домой, а жена хотела заехать на берег по пути. Поэтому поехали на берег. На парковке возле воды была обычная Level-2 бесплатная зарядка. Я опять мог не заряжать, но всё равно подключился. Каюсь, виноват. Вообще, я стараюсь не занимать место, если мне не очень нужно. Тем более эта медленная зарядка особой «погоды» мне не сделала.
Последняя зарядка
На этот раз мне нужно было зарядиться. Т.е. можно было бы доехать на том, что есть, но тогда осталось бы совсем мало. Мы заехали на быструю бесплатную зарядку возле другого Real Canadian Superstore. Пришли в магазин, жена пошла искать там утку, а я вернулся в машину. В магазине она была значительно дольше, чем заряжалась машина.
На самом деле в этот раз это приблизительные данные, потому, что у меня почему-то не осталось лога с этой зарядки в приложении:
Время — 15 мин.
Зарядил — 12 кВт*ч.
Заплатил — $0.
Пока я заряжался подъехала Hyundai Kona Electric. У моих друзей такой автомобиль — дальность хода Kona около 500 км:
Пробка
Относительно недалеко от дома попали в большую пробку — на дороге перевернулся «дом на колёсах» и все ждали пока его уберут. Хорошо, что я мог использовать кондиционер и при этом не портить воздух вокруг себя. Кстати, обратите внимание, как машины разъехались в стороны уступив дорогу полиции и службе спасения — получился очень длинный коридор от начала пробки до места самого происшествия:
В пробке простояли около часа.
Что? Ещё одна зарядка?
На самом деле того, что осталось в батарее мне хватило ещё почти на неделю поездок по Виктории. В следующий раз я приехал на зарядку только в пятницу (оставалось около 15%):
Подводим итоги
Если говорить про современную Канаду, США, то:
- Зарядки позволяют безболезненно путешествовать даже с таким относительно небольшим запасом хода как у меня (220 км).
- Чтобы зарядить батарею, мне не нужно менять свой маршрут — обычно, зарядка есть по пути или почти по пути.
- Во время путешествий мы останавливаемся чаще, чем нужно для зарядки.
- Строится множество новых зарядок, при этом всё чаще быстрых.
- В моей провинции даже быстрые зарядки зачастую бесплатные.
- За всю поездку (около 600 км) на топливо я потратил $4
- Времени на зарядки потрачено 97 минут из них все 97 минут мы были заняты чем-то полезным или интересным помимо зарядки.
Конечно, это наша далеко не первая поездка на электромобиле на расстояние в несколько раз превышающее дальность хода. До этого мы несколько раз ездили на нём в Vancouver, BC, CA, Seattle, WA, US и так далее. Этим летом или осенью планировали поехать в San Francisco, CA, US — дорога туда обратно будет около 3,000 км. Если поедем, то, возможно, будет новая статья.