Врать нехорошо: Как обман разрушил репутацию Volkswagen и карьеру CEO компании
В наших блогах на Хабре и Мегамозге мы рассказываем о том, какие действия предпринимаем для создания лучшего облачного сервиса в Рунете и том, какие подходы к управлению кажутся нам эффективными. Сегодня мы снова поговорим об ошибках в менеджменте.
Совсем недавно мы рассказывали историю сервиса для организации супружеских измен Ashley Madison — ресурс был атакован хакерами, которые опубликовали не только личную информацию пользователей, но и данные о том, что руководство проекта обманывало клиентов. В частности, выяснилось, что функция платного удаления информации о пользователях не работала, а вместо девушек с мужчинами общались специально созданные боты (мужчины должны были платить за отправку сообщений «дамам»). Скандал, вызванный в том числе и обманом пользователей, вынудил сооснователя Ashley Madison покинуть компанию. Клиенты, в свою очередь, готовят коллективные иски (один на $578 млн), вопросы могут появиться и у властей разных стран.
На прошедшей неделе тезис о том, что обман оказывает самое пагубное влияние на бизнес, получил еще одно подтверждение. Активисты выяснили, что немецкий автопроизводитель Vokswagen годами намеренно занижал показатели выбросов вредных веществ у своих машин. Информация попала в прессу, и разразился масштабный скандал, который может нанести бизнесу удар, отправиться от которого будет очень нелегко.
Случайность, изменившая все
Обман заключался в том, что компания Volkswagen использовала специальный софт, который понижал вредные выбросы точно в тот момент, когда машина находилась на тестовом стенде. В остальное же время показатель выбросов мог в несколько десятков раз превышать норму — это при том, что дизельные двигатели продвигаются, как более экологичные.
Проблему совершенно случайно обнаружили американские активисты из организации Международный совет по чистому транспорту (International Council on Clean Transport, ICCT). Представители организации решили провести собственные тесты нового поколения дизельных двигателей TDI с целью доказать, что они гораздо меньше вредят окружающей среде, чем бензиновые.
Однако результаты оказались противоположны ожиданиям. Машины для европейского и американского рынков оказались гораздо более «грязными», чем предполагалось. При этом, тесты проводились в два этапа — на специальном стенде и на реальных дорогах. В первом случае результаты оказывались в рамках нормы, во втором обнаруживалось значительное превышение вредных выбросов.
Volkswagen в ответ на обращение других организаций EPA и CARB провел собственные тесты по модели ICCT и отозвал около 500 автомобилей для «обновления программного обеспечения». Агентство по охране окружающей среды США (EPA) отказалось сертифицировать автомобили 2016 года без получения доказательств решения проблемы выбросов. После этого Volkswagen пришлось признать факт установки на автомобили устройств, которые автоматически снижали выделение вредных веществ при тестировании.
Теперь эта информация стала достоянием общественности и разразился грандиозный скандал.
Минус €25 миллиардов
Представители автоконцерна заявили о том, что обнаруженная «проблема» может касаться 11 млн дизельных машин, проданных во всем мире (Audi (A3 TDI), Volkswagen Jetta TDI, Passat TDI, Golf TDI, Jetta Sportwagen TDI и Beetle TDI).
У компании есть два варианта решения проблемы с этими машинами: перепрограммирование двигателей со снижением их показателей в худшую сторону или установка на каждый автомобиль дополнительной системы очистки воздуха. Оба вариант будут дорогими — система очистки для одной машины обойдется в $5000-$8000 — и принесут неудобства покупателям.
Кроме того, владельцы «неправильных» машин теперь оказались в патовой ситуации — им нужно либо продолжать ими пользоваться, загрязняя воздух (при том, что одним из плюсов авто называлась экологичность) или перестать ездить на них. Кроме того, купить такие машины теперь нельзя на новыми, ни подержанными. В США, например, при продаже с рук новому владельцу машины откажут в ее регистрации.
В компании заявили о готовности потратить на решение проблем $7,3 млрд, но так дешево немецкому автопроизводителю отделаться вряд ли удастся. По данным СМИ штрафы только в США могут составить $18 млрд — в эту сумму не входят возможные судебные издержки, которое могут повлечь за собой коллективные иски обманутых клиентов.
Проверки в отношении Volkswagen уже инициировали власти ряда стран (например, Южной Кореи, Великобритании и Германии). За несколько дней акции компании обвалились на более чем на 40%, а капитализация компании снизилась на €25: €77 млрд до менее чем €52 млрд.
Под давлением общественности и акционеров Volkswagen CEO компании Мартин Винтеркорн был вынужден подать в отставку. Сначала он выпустил видеообращение, в котором рассказал о ситуации со скандалом, но не упоминал о своем намерении уйти с должности. Однако уже спустя несколько часов на сайте автоконцерна появилось письменное заявление об отставке (несмотря на то, что совет директоров и заявил о том, что Винтеркорн не знал о «манипуляциях с данными о выбросах»).
К счастью для Винтеркорна такая поддержка со стороны совета директоров может позволить ему даже сохранить полагающуюся ему «пенсию» в размере $32 млн, однако на его карьере, тем не менее, поставлен крест.
Вывод: обман и бизнес несовместимы
Потеря €25 миллиардов капитализации за несколько дней, предполагаемый штраф только в одной стране в размере $18 млрд, проверки на других рынках и перспектива масштабных судебных исков. Все это уже разрушило карьеру CEO Volkswagen, а последствия для самой компании могут стать еще в разы хуже.
И всего этого можно было бы избежать, если бы руководство автоконцерна тратило средства не на разработку инновационных приборов, обманывающих тестовые установки, а на улучшение своей продукции.
Обман очень дорого обходится бизнесу и восстановить репутации компании теперь будет крайне сложно. Это доказал опыт Ashley Madison, это очевидно и теперь.
© Megamozg