Возвращение китайского космического корабля

image

Китайский корабль официально вернулся на Землю. Это занимательное событие произошло 8 мая в 13:49 по Пекинскому времени (5:49 UTC).

В этой же статье немного разберу его полет. В частности, оценю энергетику корабля. При полетах к Луне это будет важно. Для анализа привлекались ТЛЕшки с сайта www.space-track.org Объект 2020–027A
Носитель отправил корабль на орбиту с параметрами: перигей- 169 км, апогей — 384 км, наклонением 41.08 градуса. По крайней мере эти параметры НОРАД выдал на него на втором витке.

Сброс головного обтекателя:

Your browser does not support HTML5 video.


Собственно вскоре после выведения корабль начал корректировать свою орбиту. Если на пятом витке корабль был на орбите 234 км/621 км, а на девятом — 306 /726 км.

Чтобы так поднять орбиту корабль должен был изменить скорость на 85 м/с и 49 м/с.

Параллельно было выпущено официальное сообщение Китайской аэрокосмической и технологической корпорации (CASC/China Aerospace Science and Technology Corporation), в котором говорилось:

5-я Академия аэрокосмической науки и техники ведёт управление экспериментальным пилотируемым кораблём нового поколения после его выведения на орбиту 5 мая на ракете-носителе CZ-5B. Корабль развернул панели солнечных батарей, сориентировав их на Солнце, и ретрансляционные антенны в соответствии с планом полёта.

В настоящее время, экспериментальный КК имеет стабильную ориентацию, нормальное энергоснабжение, действующие измерительные и контрольные линии и т.п. Состояние систем КК штатное, корабль продолжает полёт по высокоэллиптической орбите.

По плану полёта будут реализованы ещё три подъёма орбиты с заключительным торможением в апогее перед возвращением в предполагаемую зону посадки.

image

Дальше в данных НОРАД небольшой перерыв и следующая информация о девятнадцатом витке.
На нем корабль уже был на орбите с параметрами 327 / 4987 км. Очень приличная орбита. Чтобы на нее попасть, необходимо было отработать импульс в 832 м/с.

При такой орбите корабль уже очень серьезно «забирается» в радиационные пояса Земли. Там уже опасные дозы, люди на такой высоте обычно не летают. Для эксперимента на корабль поместили семена для изучения воздействия радиации.

image

Также во это время на корабле был проведен эксперимент по 3Д печати в невесомости:

image

image

Еще был снимок с наружной камеры:

image

На двадцать третьем витке корабль оказался на орбите с параметрами 529/ 6285 км. Для перехода на эту орбиту достаточно импульса в 216 м/с, а орбита выглядит заметно ниже обещанной в 8000 км, но не все так просто. Дело в том, что последним импульсом корабль не только поднял орбиту, но и изменил наклонение. Было 41,08 градуса, стало 42,85. Разница выглядит небольшой, но на подобную смену наклонения необходимо изменить скорость на 141 м/с.

Причем, если бы он не изменял наклонение, а потратил эту энергию на высоту, то корабль оказался бы на орбите с апогеем в 7600 км., что достаточно близко к обещанному. Причина смены наклонения не ясна. Очень может быть, что корабль почему-то нарушил ориентацию во время коррекции.

0awidikgb11kerpqljd5pyquevu.jpeg

Собственно это был последняя операция по изменению орбиты. Корабль отработал тормозной импульс и пошел на посадку. Поисковые службы поймали корабль вскоре после раскрытия трехкупольного парашюта, и было опубликовано официальное сообщение о успешном возвращении корабля на Землю.

Спуск на парашютах:

image

По ТЛЕшкам это оценить сложно, но для спуска с финальной орбиты кораблю нужно отработать порядка 120 м/с. Так что теперь можно точнее оценить общую скорость на которую способен данный корабль. У меня получилось 1450 м/с. Запас должен быть, так что, думаю, на 1500 м/с рассчитывать можно. Весьма приличный запас. При отправке корабля к Луне (при наличии нужного носителя) этого будет достаточно и для коррекций по пути к Луне, выхода на орбиту спутника Луны и сход с нее для возвращения на Землю.

Видео посадки:

Your browser does not support HTML5 video.


Несколько необычно выглядел спускаемый аппарат после посадки.

image

Такой вид, как будто на нем применена не многоразовая, а абляционная уносимая теплозащита. Если это правда, то достаточно интересный факт. Это означает, что Китай в первую очередь создавал корабль для полетав к Луне, без сложных дополнительных требований, не влияющих на этот результат. В этом случае их корабль может быть даже надежнее, хотя под каждый пуск его придется создавать с нуля.

© Habrahabr.ru