Воспитание детей через игру

Меня зовут Александр Стрелов, на хабре присутствую как разработчик и предприниматель, но у меня есть куда более важная и ответственная роль — роль родителя трех детей школьников. В этой статье поделюсь своим личным опытом использования современных знаний и технологий для семейного счастья, конечно, не обойдется без разработки своего велосипеда решения. ;-)

Почти обычная семья

Почти обычная семья

Проблема родителя

Многие родители хотят хорошо воспитать детей, весь вопрос в том, что значит «хорошо». Каждая семья определяет это самостоятельно и выбирает соответствующие методы воспитания.  Для меня хорошее воспитание это прежде всего целостность личности, свобода и ответственность, надежный фундамент из принципов на основе проверенных временем ценностей, умение общаться и понимать свои и чужие эмоции, быть открытым и жизнерадостным, если коротко, то просто быть счастливым человеком в гармонии с собой, обществом и миром.

Как же воспитать ребенка, чтобы он стал счастливым и развитым человеком? Многие выбирают старый, но недобрый метод кнута и пряника как основу для воспитания, иногда про пряник совсем забывают, оставляя самый действенный метод — наказание. Нужно признать, что негативная мотивация весьма эффективный способ влияния на человека, именно влияния, но не воспитания. Станет ли ребенок целостной личностью в результате такого хардкорного подхода? Лично я сильно сомневаюсь, как и многие современные психологи и педагоги. 

За время моего родительства мне удалось познакомиться с разными трудами на эту тему и это дало теоретическую основу для понимания, что работает, а что нет. Конечно, до профессионального специалиста в этой области мне далеко, как и многим из нас, тому подтверждение моя история кризиса в семье.  

Кризис воспитания

Фактическая ситуация: послековидье, зима 2020 года, вечер, уставшая мама, уставший и рассерженный работой папа, три обычных ребенка школьника, недовольный рыжий кот без чистого туалета, грязная кухня, неубранный стол, разбросанные игрушки и прочие «прелести» неинстаграмной реальности. 

Требуется: навести порядок в зале, убраться на кухне, протереть столы, поменять туалет коту, почистить зубы, послушать сказку, лечь спать до 22:00. 

Решение в лоб: Папа (я) спускаюсь на первый этаж, наблюдаю этот эпический хаос и полное отсутствие какого-либо желания исправить ситуацию со стороны детей. На мой вопрос — «Почему ничего не сделано?», получаю весьма искренние ответы: «Не хочу!», «Почему я должен это делать?» и тому подобные. Ситуация воспринимается мной как критическая и неприемлемая со всех сторон, бросаюсь в «атаку» и в режиме директивно-авторитарного отца на повышенных тонах и с угрозами заставляю детей навести порядок в доме. 

Результаты: Кухня убрана, стол протерт, игрушки собраны, порядок наведен! Ура?! Увы, нет, есть еще один результат — сказки на ночь не было, все перессорились, кто-то получил по попе, кто-то поплакал, а кот забился под кровать, настроение у всех отвратительное, никто не хочет общаться с папой, хочется быстрее лечь спать и выключить этот неудачный день. 

Последствия кризиса 

На утро пришло осознание, что это было абсолютно неправильно, я попросту сорвался на своих близких и сильно потерял в доверии у детей и супруги. Первый шаг — попросил прощения у всех домочадцев, включая рыжего кота (использована вкусная еда). Второй шаг — серьезно задумался над вопросами: «Как можно иначе? Как не причиняя вреда отношениям и психике, воспитывать в детях самостоятельность и ответственность в домашних делах?». Ответ пришел сам собой, так как перед глазами в мониторе висела канбан доска по проекту, который я с командой тогда разрабатывал. 

Идея простая — использовать такую же канбан доску для домашних дел и обязанностей, но добавить игровую составляющую в виде накопления баллов, которые позже можно использовать для получения призов. Профессиональную онлайн доску я сразу отмёл, так как детям нужна простота, наглядность и тактильность, поэтому был взят кусок картона от упаковки моего рабочего кресла, написаны карточки с заданиями, именные «стикеры», придумана система баллов. С призами дело было еще проще, так как я хорошо знаю, что любят мои дети и чем их можно порадовать. На разработку бумажного прототипа у меня ушло два дня и один день на закупку призов. Презентация новой игры, а именно так я преподнес новшество, прошла на ура. 

Первая рабочая версия-прототип

Первая рабочая версия-прототип

И мы начали играть в нее каждый день, отмечая сделанные дела, подсчитывая баллы, устраивая по выходным ярмарки призов и совместных мероприятий. Сразу сформировалось основное правило игры — в нее играют и дети, и родители, просто у родителей свои задания и призы. 

Ярмарка призов и впечатлений

Ярмарка призов и впечатлений

По мере использования игры, поле упростилось и мы отказались от разделения на колонки, осталось одно поле с заданиями, на которые можно лепить цветные стикеры, у каждого свой цвет. Мы поменяли частоту ярмарки с одного раза в неделю до одного раз в две недели, мы обсуждали какие еще дела можно добавить на доску, почему именно такие или сколько баллов будет начисляться за выполнение дела, завели журнал желаний, где можно было написать какой приз или мероприятие хочется добавить. Игра стала причиной для активного общения, дети увидели как много дел делает мама по дому, какие важные дела делает папа, родители увидели какие дела предпочитают брать дети. Это было реальным открытием для нас. 

Обновленная версия

Обновленная версия

При помощи этой игры удалось мотивировать всю семью на выполнение дел без директивного подхода, ссор и препирательств. Мы успешно играли весь 2021 год, летом я устроил отдельный спортивный челендж для детей, чтобы развить их физические способности, конечно, и я активно принимал участие в этом мероприятии, в конце уже мог подтянуться на турнике 16 раз, а моя дочка с 0 дошла до 5 раз, вот как это было:

Мы быстро научились распределять домашние дела, а по баллам было понятно на сколько это сбалансировано и у кого какие предпочтения в делах и призах. Концепт оказался очень полезным и полностью рабочим для моей семьи, дети привыкли делать ежедневные дела без напоминаний, начали проявлять инициативу, перестали ссориться на эту тему.

Но здесь нужно сказать, что все это работало на операционной системе под названием «Папа», мне приходилось делать новые карточки, убирать устаревшие, обновлять стикеры, подсчитывать баллы, закупаться призами и организовывать ярмарки. Поэтому где-то через год, моя мотивация начала заметно падать, не смотря на то, что были отдельные задания на эту тему, больше всего меня утомлял подсчет баллов ежедневно, который плавно перешел в еженедельные упражнения по математике. Честно скажу, мне это порядком поднадоело, плюс сильно утомлял тот факт, что стикеры постоянно отклеивались, что приводило к спорам и огорчениям, так как терялся прогресс.

Другая ярмарка с призами и для папы

Другая ярмарка с призами и для папы

Поэтому когда в начале 2022 года я пришел к ситуации, что мне нужен новый проект в сфере IT, мне не пришлось долго думать, я решил реализовать нашу семейную игру в мобильной версии для себя и для других семей с детьми школьниками. Активная разработка началась в феврале, были набраны новые сотрудники, было страшное перерождение екоммерсников в геймдеверы, мы много спорили и придумывали, что это будет за игра, сначала пришли к концепции карточной RPG, потом идея трансформировалась в приключения с элементами квеста.

Рабочее название проекта было выбрано мной как HappyFamily, но ближе к запуску поняли, что оно сильно избитое и продвигаться нужно под своим уникальным брендом. Пришлось устроить несколько мозговых штурмов, чтобы на свет появилось простое, но уникальное название — FamiLami.

С самого начала проекта я привлек в команду двух профессиональных психологов-педагогов, так как многие вопросы из геймдев противоречили целям приложения, нужно было все это синхронизировать, да и опыта у нас в этой сфере было откровенно мало. Из сегодняшнего дня могу сказать, что это было очень верное решение для развития продукта как системы для построения семейных отношений на основе домашних дел и общих обязанностей.

Команда разработки под моим управлением усердно трудилась над концептом, артом, сценарием, бекендом, фронтендом и т.п. Кому интересно, бек проекта реализуется на основе REST API, под капотом PHP + Symfony, фронт на React Native. Дабы предотвратить любые холивары на эту тему, должен сказать, что выбор стека в большей степени определялся стеком сработанной за долгие годы команды из екоммерс, конечно, пришлось и многому учиться в процессе, не обошлось без «танцев с бубнами», эпичных facepalm’ов.

Мы твердо решили новый проект разрабатывать на качественно новом уровне, с максимальным покрытием тестами, проработкой документации, внедрением CI, короче, все по взрослому без тяп-ляп методологии. Основная задача была выпустить MVP версию и получить фидбек от первых преданных пользователей. Да, такой подход привел к переносу выпуска MVP аж 2 раза, но команда смогла получить необходимый опыт и знания в новой для себя области.

Одна из первых версий игры

Одна из первых версий игры

Это был захватывающий и креативный челендж, который позволил нам в сентябре 2022 выпустить первую страшную тестовую, но все же рабочую версию. Сама игровая составляющая была упрощена максимально, так как важна была прежде всего основная механика. Я просто мечтал прекратить считать баллы и закупаться новыми стикерами для бумажной игры! В октябре мне удалось торжественно снять со стены, работавший почти 2 года, бумажный прототип игры и заменить его на мобильное приложение.

Да, как инвестор проекта, могу сказать, что это просто ни в какие ворота, делать MVP 6 месяцев! Но как основатель и главный заказчик продукта, я всячески посылал подальше свою инвестиционную сущность и мы продолжали медленно, но терпеливо создавать полезный продукт для семей.

На закрытое тестирование ушло добрых два месяца, прежде чем удалось выйти в сторы и опубликоваться в конце ноября 2022. В итоге мы сделали релиз и приступили к его доработкам и переработкам, которые активно продолжаются и по сей день.

Сама суть игры проста, вся семья попадает в сказочный мир где обитают антропоморфные симпатичные зверята, каждый игрок выбирает для себя питомца, который путешествует по миру и собирает основной ресурс — лазурные кристаллы, но чтобы питомец это делал требуется заботиться о нем — кормить особым печеньем, которое можно получить за выполнение дел в реальном мире. Накапливая лазурные кристаллы, игрок может посетить ярмарку и выбрать для себя призы или впечатления.

386f8671e839ea4c04de9155d763c295.png

Важно отметить, что для полноценной игры требуется потратить определенной время на добавление семейных дел, призов и впечатлений в настройках игры. Это очень важный этап для запуска, мы рекомендуем делать его родителям совместно с детьми, вовлекая их в процесс. Воспитание — это как инвестиции в лонг, требует кропотливости и терпения.

Часто нас спрашивают: «Как вы решаете вопрос с читерством в игре?», ответ прост — «Никак!», это часть нашей механики и абсолютная ответственность родителей. Да, ребенок может отметить сколько угодно дел, которые он делал или не делал, но это отличная возможность для родителей, тема для хорошего разговора и донесения ценностей семьи. В начале игры я сам несколько раз обнаруживал попытки обмана со стороны детей, некоторые были не специальными, но некоторые вполне умышленные. Конечно, моя первая реакция была резко негативная, но так как приложение дает возможность увидеть ситуацию и подумать, а потом уже действовать, я смог превратить эти инциденты в хороший способ укрепить доверие и донести ценности семьи до ребенка.

Мы сломали не один микрофон, обсуждая проблему с «монетизацией» отношений детей и родителей, так как самые близкие наши конкуренты прямо называют основной ресурс деньгами, что в корне расходится с нашим видением системы поощрения для детей. Поэтому в игре появились питомцы и печеньки — эквивалент заботы, а не очередные коины или монетки. Это позволило реализовать механику отложенной награды, так как получив печенье за выполнение дел, нужно отправить питомца на поиски кристаллов и только после посетить ярмарку.

Также из множества интервью с родителями мы получили очень полезное знание — если родитель ищет волшебное кнопку приложение, которое сделает ему «хорошего и послушного ребенка», то наше приложение тут бесполезно, так как проблема находится на уровень выше — в убеждениях самого родителя, воспитание на аутсорс вообще плохо себя показало в 19–20 веках, но все еще широко распространено. С другой стороны, если у родителя есть запрос на то, чтобы разобраться с этим и начать развиваться, то ему нужен удобный и привлекательный для детей инструмент и наше приложение отлично здесь подходит.

Но не буду сильно спойлирить, кому интересно, приложение доступно в сторах, а мы будем очень рады новым семьям и обратной связи.

Сейчас проект продолжает развиваться, мы получили своих первых пользователей, которые активно участвуют в улучшении игры. Как предприниматель, я понимаю, что не всё полезное может иметь коммерческий успех, так же как и не всё коммерчески успешное полезно, но одно я точно могу сказать — проект будет жить и развиваться в любом случае.

В конце хочу добавить, что вне зависимости от коммерческого успеха этого продукта, моя семья продолжит им пользоваться, так как именно эта игра помогла нам выстроить доверительные и здоровые отношения в семье, конечно, основным двигателем изменений были мы — родители. Как забавное доказательство, прилагаю фото нашего довольного и умиротворенного кота — Василия Ивановича, ведь спокойный кот — признак мира и гармонии в доме.

Персик Василий Иванович, подпольная кличка

Персик Василий Иванович, подпольная кличка «Полтинник»

P.S.: Я буду очень рад контакту с родителями, которые разделяют наши ценности и понимают важность их роли в формировании будущего поколения. Как обычно вы можете найти меня в телеграм @ivelon

© Habrahabr.ru