Ворота через китайский файервол

Наблюдения из Пекина: пригодятся ли российские IT-компании в Китае?

dbf1163720164e169c0022ac7a16d6e0.JPG

В конце апреля я ездил в Пекин с делегацией инновационного центра «Сколково» на российско-китайский форум «Большие возможности малого и среднего бизнеса». Мне было интересно, каким может быть сотрудничество между нашими странами и сможем ли мы извлечь какую-то конкретную пользу из хороших политических отношений. Возможно ли между нашими странами что-нибудь большее, чем экспорт нефти и газа с нашей стороны и оборудования и машин — с китайской. И сможет ли наша компания найти клиентов и партнеров в Китае.

Форум проходил на уровне вице-премьеров, и с нашей стороны был Аркадий Дворкович. Официальная часть впечатлила степенью официоза. Нас собрали в правительственной резиденции за два часа до открытия форума. Всем выдали по бейджу, на котором был написан номер. Китайцам было тяжело разобраться с европейскими именами, поэтому нас пересчитывали по номерам. Потом в зал вошли вице-премьеры — наш и китайский — и всего около десяти человек с обеих сторон. Мы им поаплодировали, каждый сказал речь, после чего они все быстро удалились.

4de460859c3f4a5ca1d2cd9066481daa.jpg

Мне пришлось много общаться с китайцами и удалось понаблюдать за деталями их жизни, которые хорошо показывают местный менталитет. Знакомство с аутентичным Китаем началось почти сразу по прилету в Пекин, когда выяснилось, что мне не хватает места в гостинице. Губернаторы, вице-губернаторы и менеджеры «Газпрома» и «Роснефти», которые входили в состав делегации, жили в отеле Hyatt в центре Пекина. Делегаты из «Сколково» поселились в гостинице Wenjin рядом с местным аналогом «Сколково» — технопраком Tuspark. Но за неделю до поездки выяснилось, что в этом отеле мест хватит не всем и мне предназначался номер в гостинице, где ночь стоила $50 и никто даже по-английски не говорил.

«Во всех делах трудное — начало» (китайская пословица)

Вид у гостиницы был довольно потертый. На полу паласы как в советских пансионатах, которым не один десяток лет. Номер был маленький, и окно в нем загораживал прикрученный с улицы ржавыми болтами рекламный плакат. Впрочем, мне в гостинице понравилось, чего нельзя было сказать про коллег из делегации «Сколково», которые заселились в пятизвездочный отель. У меня в номере был кондиционер, душ, кулер с горячей и холодной водой. Здесь можно было заварить лапшу типа «Доширак», которая продавалась в отеле по пять юаней и пришлась кстати после позднего прибытия в аэропорт. Еще в номере был стационарный компьютер и бесплатный Wi-Fi. А у коллег не было горячей воды, Wi-Fi тоже не было, а чтобы перекусить, им нужно было идти в ресторан, где стоимость каждого блюда начиналась от 100 юаней. В итоге некоторые коллеги из «Сколково» переехали в мой отель.

a963ea94795a44c2b3cf7ba9fe3c59cc.jpg

Это было очень поучительно: пожить в тех же условиях, что и обыкновенные китайцы, не связанные с международным бизнесом. Китайцы живут в таких же гостиницах, где жил я, едят «Доширак» и пьют чай. Конечно, там в обществе большое расслоение. Пекин вообще похож на Москву 2007 года: много модных магазинов, Bentley и Tesla на улицах. В то же время одна сотрудница Tuspark жаловалась нам, что в Пекине дорого снимать жилье и им периодически приходится занимать из пенсии родителей. Ну и понятно, что основная часть крестьянского населения живет довольно бедно. Однако Китай — это не Индия, где поголовная нищета и единицы богачей. В Китае социализм, и средний китаец живет, возможно, с ограниченным комфортом, но точно не помирает с голоду.

«Хорошие всходы — на чужом поле, красивые женщины — чужие женщины» (китайская пословица)

Китай настолько много экспортирует по всему миру, что стране некуда девать деньги, которые она получает. У Китая огромные золотовалютные резервы, и китайцам хотелось бы наращивать импорт, чтобы росло благосостояние людей внутри страны. На государственном уровне существует программа построения «общества средней зажиточности», и для этого нужно больше товаров для внутреннего рынка. На Россию китайцы смотрят прежде всего как на поставщика продовольствия (один из чиновников упомянула на форуме, что в этом году из-за изменения курса доллара китайцы скупили все мороженое на Дальнем Востоке). Но на форуме шла речь о том, что в России, к примеру, хорошие программисты и IT-продукты, а также материалы и комплектующие. Не очень понятно, что именно имелось в виду, но на словах там считают развитие отношений с Россией важной темой.

7122d12e1472435badf15fac07fb9a10.jpg

Что происходит на деле? На форуме было много компаний с Дальнего Востока, которые раньше импортировали из Китая стройматериалы, а сейчас, когда за юань дают не 4 руб., а 8, экспортируют туда продукты питания. Были «Роснефть» и «Газпром», хотя я не понял, зачем они там, если форум для малого бизнеса. Из тех IT-компаний, которые в Китае уже работают, были ABBYY и «Прогноз» — у них в стране есть офисы с сотрудниками-китайцами. Еще было несколько стартапов — резидентов «Сколково», которые пока не связаны с китайским рынком, но присматриваются, как и мы.

«Птичка Цзинвэй засыпает море» (китайская поговорка)

Теоретически мы сможем продавать местным компаниям услуги CDN за пределами Китая. Сотрудница Tuspark, та, что пожаловалась на дорогое жилье в Пекине, познакомила нас со своим молодым человеком, который оказался сотрудником Duomi Music, местной социальной сети с возможностью выкладывать музыку — смесь Mamba.ru и Zaycev.net. Еще мы пообщались с представителями крупного китайского онлайн-кинотеатра, который хочет выйти на мировой рынок, в том числе в Россию. Так мы познакомились по крайней мере с двумя компаниями, которым точно понадобится CDN. А наш сервис даже в Китае работает хорошо: я протестировал его — зашел на сайты нескольких наших клиентов, видео и картинки грузились довольно быстро.

На китайском рынке работают как минимум пять местных CDN-операторов, из которых мы пока изучили двоих: ChinaCache и ChinaNetCenter. Сотрудник Duomi (мы уже считаем эту компанию потенциальным клиентом) посоветовал предложить им одну из своих технологий и обсудить возможное партнерство. У нас ведь есть целый ряд услуг, связанных с видео: перекодировка, нарезка скриншотов и так далее.

«Один день минусовой температуры не создаст три фута льда» (китайская пословица)

Председатель КНР Си Цзиньпин еще пару лет назад озвучил концепцию «нового Шелкового пути» — единого пространства экономического взаимодействия, которое соединит Китай, Центральную Азию, Россию и Европу. В 2015 году, после введения санкций в отношении России и развороте российской внешней политики в сторону Китая, экономическое сотрудничество с ним особенно актуально, тем более что китайцы собираются устранять дисбалансы в своей экономике — наращивать внутреннее потребление и импорт. Но мне показалось, что на деле китайцы пока слишком самодостаточны и не много внимания уделяют внешнему миру.

dec2ca69827e464ba6b5a9237a277eb3.jpg

Все меняется, когда китайцу нужно что-нибудь продать. Когда я покупал чай в обычном супермаркете, ко мне сбежались шесть продавцов, один из которых общался со мной по-английски, а остальные обсуждали что-то между собой.

Договариваться с китайцами тяжело, хотя бы потому что по-английски в Китае говорят хуже, чем в России. В отеле, куда я заселился, мне пришлось пользоваться местным онлайн-переводчиком Baidu (Google и некоторые другие американские сайты там заблокированы). С пекинским таксистом у меня не получилось договориться даже после того, как он понял, чего от него хотят. Я не смог убедить его сменить маршрут, который был объявлен при вызове такси, и он привез меня в гостиницу к коллегам, которые уже выехали на открытие форума, а потом — вслед за ними, в правительственную резиденцию.

Мне показалось, что единственное, чем китайские предприниматели интересуются наверняка, — это российский медийный контент. В первую очередь речь идет о советских фильмах, на которых выросло старшее поколение китайцев (кстати, «Сталинград», схожий с ними по идеологии, обогнал в китайском прокате голливудских конкурентов — «Россомаху-2» и «Монстров на каникулах»). Помимо этого я слышал, что некоторые российские предприниматели подумывают вложиться в производство видеоконтента в Китае. Мне кажется, это пошло бы на пользу местной индустрии контента. Пусть я и не понимаю китайского, но местные сериалы, которые я видел по телевизору, несколько примитивны.

0ac70d78a30a46749869862a0f284e17.jpg

«Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше» (китайская пословица)

Быстрых побед поездка явно не дала, но она принесла контакты, которые нужно отработать, и понимание потенциала местного рынка. Мысль о том, чтобы попробовать развить бизнес в Китае, у меня зреет. В начале лета наш директор по развитию международного бизнеса получила задачу подумать над этим, а мы уже даже подключили на тест нескольких клиентов из Китая. Китайцы принимают решения быстро, когда видят хорошее предложение.

© Habrahabr.ru