Volatile, Lock-free, Immutable, Atomic в Java. Как понять и начать использовать

4d99400c79f6c06b6e7c43a9788c063d.png

Вступление

Привет, меня зовут Денис Агапитов, я руководитель группы Platform Core компании Bercut.

Сегодня хочу поговорить об одном из вариантов lock-free алгоритмов в Java. Разберём как с ним связано ключевое слово volatile и паттерн immutable.

Volatile

Думаю, что многие встречали разные определения ключевого слова volatile. Приведём некоторые.

Определение ключевого слова «своими словами»:

Ключевое слово volatile используется для обозначения
переменных, которые могут быть изменены несколькими потоками. Оно
гарантирует, что изменения переменной видны другим потокам.

Если копнуть глубже в JMM, найдём такое определение:

Запись в volatile переменную happens-before каждое последующее чтение той же самой переменной (A write to a volatile variable v happens-before all subsequent reads of v by any thread).

Исходя из определения volatile, чтение примитива или ссылки всегда будут соответствовать последнему записанному значению без использования каких-либо блокировок, как по монитору объекта и т.п.

Lock-free

Так причём тут lock-free спросите вы? А при том, что если пометить переменную как volatile, то не нужно осуществлять никаких блокировок для чтения и записи примитива или ссылки.

Рассмотрим пример кода, использующий lock-free и volatile:

public class Configuration {
     
    private volatile boolean tracingEnabled = false;
     
    public void enableTracing() {
        tracingEnabled = true;
    }
     
    public void disableTracing() {
        tracingEnabled = false;
    }
     
    public boolean isTracingEnabled() {
        return tracingEnabled;
    }
     
}

В этом случае каждое обращение кода для запроса необходимости трассировки через метод isTracingEnabled не требует никакой синхронизации и блокировки. Всегда будет возвращено последнее установленное значение.

При этом, если из панели администрирования нашего приложения будут вызваны методы enableTracing или disableTracing, то сразу после установки нового значения переменной tracingEnabled, весь работающий код станет писать трассировку, либо прекратит этот делать.

А если конфигурация нашего приложения более сложная? Например, мы хотим управлять уровнем логирования «на лету». Это легко сделать, расширив наш класс Configuration:

public class Configuration {
     
    private volatile boolean tracingEnabled = false;
    private volatile Logger.Level logLevel = Logger.Level.OFF;
     
    public void enableTracing() {
        tracingEnabled = true;
    }
     
    public void disableTracing() {
        tracingEnabled = false;
    }
     
    public boolean isTracingEnabled() {
        return tracingEnabled;
    }
     
    public void setLogLevel(Logger.Level level) {
        logLevel = level;
    }
     
    public boolean isLoggable(Logger.Level level) {
        return logLevel.getSeverity() <= level.getSeverity();
    }
     
}

Immutable

Так причём тут immutable спросите вы.

Давайте рассмотрим другой подход к хранению данных нашего класса конфигурации. Сделаем именованные настройки вида key-value.

Оставим для совместимости уже реализованные методы по работе с трассировкой и уровнем логирования:

public class Configuration {
     
    public static final String KEY_TRACING = "tracing";
    public static final String KEY_LOG_LEVEL = "logLevel";
     
    private volatile Map parameters = new HashMap<>();
 
    public void setValue(String key, String value) {
        parameters.put(key, value);
    }
     
    public String getValue(String key) {
        return parameters.get(key);
    }
 
    public void enableTracing() {
        setValue(KEY_TRACING, Boolean.TRUE.toString());
    }
     
    public void disableTracing() {
        setValue(KEY_TRACING, Boolean.FALSE.toString());
    }
     
    public boolean isTracingEnabled() {
        String value = getValue(KEY_TRACING);
        return value != null && Boolean.parseBoolean(value);
    }
     
    public void setLogLevel(Logger.Level level) {
        setValue(KEY_LOG_LEVEL, level.getName());
    }
     
    public boolean isLoggable(Logger.Level level) {
        String currentLevel = getValue(KEY_LOG_LEVEL);
        return Logger.Level.valueOf(currentLevel).getSeverity() <= level.getSeverity();
    }
     
}

Здесь мы видим два новых метода setValue и getValue. Но данный код небезопасен, потому, что ключевым словом volatile помечен сложный объект и happens-beforeне распространяется на сам объект, а только на ссылку на него.

Для решения данной проблемы на помощь приходит паттерн Immutable. Давайте перепишем код с помощью данного паттерна, чтобы он стал безопасен для использования:

public class Configuration {
 
    ...
     
    private volatile Map parameters = Collections.unmodifiableMap(new HashMap<>());
 
    public void setValue(String key, String value) {
        Map map = new HashMap<>(parameters);
        map.put(key, value);
        map = Collections.unmodifiableMap(map);
        parameters = map;
    }
     
    public String getValue(String key) {
        return parameters.get(key);
    }
 
    ...
     
}

Здесь мы изменили метод setValue. Теперь happens-before для корректной установки нового именованного значения в нашу коллекцию настроек обеспечен. Метод Collections.unmodifiableMap() не обязателен — если вызов метода удалить, код тоже будет работать, но он даёт чётко понять, что данная коллекция не подлежит изменению.

Это полезно для дальнейшего возможного расширения кода. Или можно оставить комментарий о том, что данная коллекция должна изменяться только путём присвоения в переменную parameters нового объекта, который никогда не будет меняться.

Блокировки

И всё-таки они нужны в определённых ситуациях. Если у нас панель администрирования обслуживается одним потоком (только один поток осуществляет изменение в классе Configuration), то код класса потокобезопасен и работает как lock-free алгоритм.

Но что делать, если пишущих потоков больше? В этом случае в момент пересборки immutable объекта мы можем потерять данные от части потоков. Например, к нам в метод setValue пришли два потока, оба создали себе копию коллекции parameters, добавили каждый свой параметр и по очереди заменили ссылку. При этом данные первого потока, который изменил ссылку на коллекцию parameters будут утеряны.

Что делать, чтобы обезопасить изменения с двух и более потоков? Один из вариантов — защитить пересборку immutable объекта блокировкой. Давайте изменим метод setValue, чтобы изменение данных нашей конфигурации было безопасно из 2 и более потоков:

public class Configuration {
 
    ...       
     
    private volatile Map parameters = Collections.unmodifiableMap(new HashMap<>());
 
    public synchronized void setValue(String key, String value) {
        Map map = new HashMap<>(parameters);
        map.put(key, value);
        map = Collections.unmodifiableMap(map);
        parameters = map;
    }
     
    public String getValue(String key) {
        return parameters.get(key);
    }
 
    ...
     
}

В приведённом коде мы добавили синхронизацию по монитору объекта Configuration на время пересборки нашего immutable объекта и присвоения новой ссылки в нашу volatile переменную.

Такой код абсолютно безопасен для использования множеством потоков.

Atomic

А можно ли написать такой же класс полностью lock-free? Можно. Но для этого нам понадобится уже не просто volatile, а атомарные операции, построенные на CAS (Compare and swap). Они реализованы в пакете java.util.concurrent.atomic.

Давайте перепишем метод на использование AtomicReference вместо volatile:

public class Configuration {
 
    ...
 
    private final AtomicReference> parameters = new AtomicReference<>(Collections.unmodifiableMap(new HashMap<>()));
 
    public void setValue(String key, String value) {
        for (;;) {
            Map currentMap = parameters.get();
            Map newMap = new HashMap<>(currentMap);
            newMap.put(key, value);
            newMap = Collections.unmodifiableMap(newMap);
            if (parameters.compareAndSet(currentMap, newMap)) {
                break;
            }
        }
    }
 
    public String getValue(String key) {
        return parameters.get().get(key);
    }
 
    ...
 
}

В этом коде полностью отсутствую блокировки и он безопасен для использования из любого количества потоков. Однако, стоит иметь в виду, что если пишущих потоков будет много, а наш immutable объект большой, то может наблюдаться повышенное CPU и снижение latency пишущего метода из-за того, что они будут одновременно пересобирать объект и мешать друг другу выполнить compareAndSet.

Заключение

Lock-free алгоритмы используются в Bercut в нашей ESB-шине и в ряде сервисов, где необходимо добиться минимального времени отклика.

Основные подводные камни, которые надо учесть при работе с volatile + immutable это:

  • Данный подход даёт лучшие показатели при профиле нагрузки от 90% до 99.9(9)% на чтение. Если операций записи больше, то лучше перейти на стандартные блокировки или read/write блокировки.

  • При пересборке объекта, особенно большого, используется много дополнительной памяти. При этом, необходимо учесть, что высвобождаемый по ссылке volatile старый объект скорее всего уже находится в old-памяти.

  • Если пересборка объекта — длительный процесс, а пишущих потоков много, то возникает риск долгой парковки части потоков при возникновении блокировки. В случае с AtomicReference придётся активнее использовать CPU и злоупотреблять потреблением памяти через создание множества новых объектов.

Однако, при использовании подхода в правильном месте, можно получить прирост производительности работы вашего многопоточного приложения.

© Habrahabr.ru