Volatile, Lock-free, Immutable, Atomic в Java. Как понять и начать использовать
Вступление
Привет, меня зовут Денис Агапитов, я руководитель группы Platform Core компании Bercut.
Сегодня хочу поговорить об одном из вариантов lock-free
алгоритмов в Java. Разберём как с ним связано ключевое слово volatile
и паттерн immutable
.
Volatile
Думаю, что многие встречали разные определения ключевого слова volatile
. Приведём некоторые.
Определение ключевого слова «своими словами»:
Ключевое слово
volatile
используется для обозначения
переменных, которые могут быть изменены несколькими потоками. Оно
гарантирует, что изменения переменной видны другим потокам.
Если копнуть глубже в JMM, найдём такое определение:
Запись в
volatile
переменнуюhappens-before
каждое последующее чтение той же самой переменной (A write to a volatile variablev
happens-before all subsequent reads ofv
by any thread).
Исходя из определения volatile
, чтение примитива или ссылки всегда будут соответствовать последнему записанному значению без использования каких-либо блокировок, как по монитору объекта и т.п.
Lock-free
Так причём тут lock-free
спросите вы? А при том, что если пометить переменную как volatile
, то не нужно осуществлять никаких блокировок для чтения и записи примитива или ссылки.
Рассмотрим пример кода, использующий lock-free
и volatile
:
public class Configuration {
private volatile boolean tracingEnabled = false;
public void enableTracing() {
tracingEnabled = true;
}
public void disableTracing() {
tracingEnabled = false;
}
public boolean isTracingEnabled() {
return tracingEnabled;
}
}
В этом случае каждое обращение кода для запроса необходимости трассировки через метод isTracingEnabled
не требует никакой синхронизации и блокировки. Всегда будет возвращено последнее установленное значение.
При этом, если из панели администрирования нашего приложения будут вызваны методы enableTracing
или disableTracing
, то сразу после установки нового значения переменной tracingEnabled
, весь работающий код станет писать трассировку, либо прекратит этот делать.
А если конфигурация нашего приложения более сложная? Например, мы хотим управлять уровнем логирования «на лету». Это легко сделать, расширив наш класс Configuration:
public class Configuration {
private volatile boolean tracingEnabled = false;
private volatile Logger.Level logLevel = Logger.Level.OFF;
public void enableTracing() {
tracingEnabled = true;
}
public void disableTracing() {
tracingEnabled = false;
}
public boolean isTracingEnabled() {
return tracingEnabled;
}
public void setLogLevel(Logger.Level level) {
logLevel = level;
}
public boolean isLoggable(Logger.Level level) {
return logLevel.getSeverity() <= level.getSeverity();
}
}
Immutable
Так причём тут immutable
спросите вы.
Давайте рассмотрим другой подход к хранению данных нашего класса конфигурации. Сделаем именованные настройки вида key-value
.
Оставим для совместимости уже реализованные методы по работе с трассировкой и уровнем логирования:
public class Configuration {
public static final String KEY_TRACING = "tracing";
public static final String KEY_LOG_LEVEL = "logLevel";
private volatile Map parameters = new HashMap<>();
public void setValue(String key, String value) {
parameters.put(key, value);
}
public String getValue(String key) {
return parameters.get(key);
}
public void enableTracing() {
setValue(KEY_TRACING, Boolean.TRUE.toString());
}
public void disableTracing() {
setValue(KEY_TRACING, Boolean.FALSE.toString());
}
public boolean isTracingEnabled() {
String value = getValue(KEY_TRACING);
return value != null && Boolean.parseBoolean(value);
}
public void setLogLevel(Logger.Level level) {
setValue(KEY_LOG_LEVEL, level.getName());
}
public boolean isLoggable(Logger.Level level) {
String currentLevel = getValue(KEY_LOG_LEVEL);
return Logger.Level.valueOf(currentLevel).getSeverity() <= level.getSeverity();
}
}
Здесь мы видим два новых метода setValue
и getValue
. Но данный код небезопасен, потому, что ключевым словом volatile
помечен сложный объект и happens-before
не распространяется на сам объект, а только на ссылку на него.
Для решения данной проблемы на помощь приходит паттерн Immutable
. Давайте перепишем код с помощью данного паттерна, чтобы он стал безопасен для использования:
public class Configuration {
...
private volatile Map parameters = Collections.unmodifiableMap(new HashMap<>());
public void setValue(String key, String value) {
Map map = new HashMap<>(parameters);
map.put(key, value);
map = Collections.unmodifiableMap(map);
parameters = map;
}
public String getValue(String key) {
return parameters.get(key);
}
...
}
Здесь мы изменили метод setValue
. Теперь happens-before
для корректной установки нового именованного значения в нашу коллекцию настроек обеспечен. Метод Collections.unmodifiableMap()
не обязателен — если вызов метода удалить, код тоже будет работать, но он даёт чётко понять, что данная коллекция не подлежит изменению.
Это полезно для дальнейшего возможного расширения кода. Или можно оставить комментарий о том, что данная коллекция должна изменяться только путём присвоения в переменную parameters
нового объекта, который никогда не будет меняться.
Блокировки
И всё-таки они нужны в определённых ситуациях. Если у нас панель администрирования обслуживается одним потоком (только один поток осуществляет изменение в классе Configuration
), то код класса потокобезопасен и работает как lock-free
алгоритм.
Но что делать, если пишущих потоков больше? В этом случае в момент пересборки immutable
объекта мы можем потерять данные от части потоков. Например, к нам в метод setValue
пришли два потока, оба создали себе копию коллекции parameters
, добавили каждый свой параметр и по очереди заменили ссылку. При этом данные первого потока, который изменил ссылку на коллекцию parameters
будут утеряны.
Что делать, чтобы обезопасить изменения с двух и более потоков? Один из вариантов — защитить пересборку immutable
объекта блокировкой. Давайте изменим метод setValue
, чтобы изменение данных нашей конфигурации было безопасно из 2 и более потоков:
public class Configuration {
...
private volatile Map parameters = Collections.unmodifiableMap(new HashMap<>());
public synchronized void setValue(String key, String value) {
Map map = new HashMap<>(parameters);
map.put(key, value);
map = Collections.unmodifiableMap(map);
parameters = map;
}
public String getValue(String key) {
return parameters.get(key);
}
...
}
В приведённом коде мы добавили синхронизацию по монитору объекта Configuration
на время пересборки нашего immutable
объекта и присвоения новой ссылки в нашу volatile
переменную.
Такой код абсолютно безопасен для использования множеством потоков.
Atomic
А можно ли написать такой же класс полностью lock-free
? Можно. Но для этого нам понадобится уже не просто volatile
, а атомарные операции, построенные на CAS
(Compare and swap). Они реализованы в пакете java.util.concurrent.atomic
.
Давайте перепишем метод на использование AtomicReference
вместо volatile
:
public class Configuration {
...
private final AtomicReference
В этом коде полностью отсутствую блокировки и он безопасен для использования из любого количества потоков. Однако, стоит иметь в виду, что если пишущих потоков будет много, а наш immutable
объект большой, то может наблюдаться повышенное CPU и снижение latency пишущего метода из-за того, что они будут одновременно пересобирать объект и мешать друг другу выполнить compareAndSet
.
Заключение
Lock-free
алгоритмы используются в Bercut в нашей ESB-шине и в ряде сервисов, где необходимо добиться минимального времени отклика.
Основные подводные камни, которые надо учесть при работе с volatile
+ immutable
это:
Данный подход даёт лучшие показатели при профиле нагрузки от 90% до 99.9(9)% на чтение. Если операций записи больше, то лучше перейти на стандартные блокировки или read/write блокировки.
При пересборке объекта, особенно большого, используется много дополнительной памяти. При этом, необходимо учесть, что высвобождаемый по ссылке
volatile
старый объект скорее всего уже находится в old-памяти.Если пересборка объекта — длительный процесс, а пишущих потоков много, то возникает риск долгой парковки части потоков при возникновении блокировки. В случае с
AtomicReference
придётся активнее использовать CPU и злоупотреблять потреблением памяти через создание множества новых объектов.
Однако, при использовании подхода в правильном месте, можно получить прирост производительности работы вашего многопоточного приложения.