Amazon: от книжного интернет-магазина до глобальной корпорации
Сейчас детище Джеффа Безоса — техногигант с капитализацией 1,9 триллиона долларов, что превосходит даже бюджеты некоторых стран. А еще Amazon — часть FAANG, куда кроме нее входят Facebook (входит в корпорацию Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена), Apple, Netflix и Google. Это компании, которые за последние 10–20 лет изменили мир буквально на наших глазах. И сейчас их степень влияния на человечество может потягаться с любыми мировыми СМИ.
Однако изначально Amazon был всего лишь интернет-магазином книг, а не глобальной корпорацией. А Джеф Безос — скромным аналитиком в инвестиционном фонде, а не одним из самых богатых людей на планете и настоящим «королем e-commerce». Посмотрим на историю его успеха.
Джефф Безос до Amazon
Джеффри Престон Безос родился 12 января 1964 г в городе Альбукерке (многим город знаком по сериалу «Во все тяжкие»). Когда ребенку исполнилось четыре года, его мать развелась с биологическим отцом Джеффа — американским хоккеистом на одноколесном велосипеде Тедом Йоргенсеном — и вышла замуж за кубинского беженца Мигеля Безоса. После этого новая семья перебралась в Техас, где у семьи по материнской линии было ранчо площадью 25 000 акров в Котулле.
Дед Джеффри — Лоуренс Престон Гиз — был региональным директором Комиссии по атомной энергии в Альбукерке. Когда он вышел на пенсию, то поселился на семейном ранчо, где Джеффри и проводил все лето, работая со своим дедом над самыми разнообразными задачами: от стрижки газона до изучения того, как устроен окружающий нас мир. Именно дедушка, как позже вспоминал Безос, и привил будущему создателю Amazon любовь к науке и цифрам.
Какая-то хитринка уже была в глазах юного Джеффа Безоса. Справа он в возрасте пяти лет на семейном ранчо. На заднем плане — дедушка
Уроки деда не прошли даром. Когда Джеффри пошел в школу, он значительно опережал своих сверстников в умственном развитии. Например, развлечения ради юный Безос установил электрическую сигнализацию, чтобы не пускать младшего брата Марка (кстати, он тоже стал успешным предпринимателем и даже космическим туристом) в свою комнату. А гараж отчима вскоре превратился в настоящую лабораторию.
Неудивительно, что после школы в 1981 году Джефф Безос решился поступать в престижный Принстонский университет по специальностям электротехника и информатика. А спустя пять лет получил диплом с отличием.
Куда пойти работать молодому человеку с техническим складом ума и образцовым дипломом в кармане? Ну конечно же, аналитиком на Уолл-Стрит. Там можно и заработать, и использовать свои знания в области информатики — в 80-е компьютеры уже вовсю применялись для анализа торговых стратегий и отслеживания рыночных трендов.
Безос во время стажировки в компании Fitel. В тот же период он познакомился со своей будущей женой Маккензи Таттл (на фото)
Сначала Джефф пошел работать в Fitel: начинающую компанию, которая строила сеть для ведения международной торговли. Ему все понравилось, но хотелось большего. Поэтому Безос устроился в инвестиционную фирму D.E. Shaw & Co, продолжая работать аналитиком. К 1993 году он получил должность ни много ни мало вице-президента компании. В это же время он женился на своей одногруппнице Маккензи Таттл.
Одновременно с карьерными успехами Безоса случилось историческое для всего человечество событие. В 1991–1993 году компания AOL и другие провайдеры открыли доступ к всемирной сети интернет. Ажиотаж был огромным, даже несмотря на немалую поначалу стоимость доступа.
Многие крупные компании обратили внимание на этот факт, как и компания D.E. Shaw & Co. Точнее, ее вице-президент Джефф Безос.
Одновременно с карьерными успехами Безоса произошло историческое событие, которое изменило жизнь всего человечества. В 1991 году Тим Бернерс-Ли представил общественности интернет. К 1995 году компании, такие как AOL, CompuServe и Prodigy, начали предлагать коммерческий доступ к интернету. Ажиотаж был огромным, несмотря на первоначально высокую стоимость доступа.
Многие крупные компании обратили внимание на этот факт, включая D.E. Shaw & Co., где вице-президентом был Джефф Безос.
Идея на миллион долларов
Весной 1994 года, Безос заметил, что аудитория интернета увеличивается на 2300% каждый год. Он подумал: «Это же непаханое поле для бизнеса!». Представьте, что у вас есть обычный магазин, скажем, овощей. Обычно у вас покупает 20 человек, которые живут в соседних домах — понятная бизнес-модель с небольшим приростом в год. И так работают все магазины-конкуренты.
А теперь представьте, что внезапно про ваш магазин узнают жители всего города. Им нравится свежесть овощей и цена, и они начинают заказывать у вас продуктыс доставкой. А конкуренты пока про такой способ слыхом не слыхивали. Результат: ваша клиентская база и оборот увеличиваются кратно.
Безос понял, что именно 1994 год стал тем самым переломным моментом, когда продажи товаров можно было перевести в иную бизнес-плоскость. Оставалось только определиться, что именно продавать, и найти деньги на старт предприятия.
Безос проанализировал порядка 20 разных бизнес-сфер, в которых компании занимались доставкой товаров по почте, и задал себе вопрос: «А какие из них можно было бы эффективно продавать именно через интернет?». Ответ лежал на поверхности — книги. Это товар, для которого не существует всеобъемлющего каталога для заказа по почте, потому что по толщине он будет больше походить на Библию. А вот в интернете, используя большие базы данных, каталог можно легко организовать, сделав его намного удобнее для клиентов. Можно будет показывать сколько угодно книг неограниченному количеству людей ежедневно, без перерывов и выходных.
А еще книги легко упаковывать, они не портятся и в разных жанрах интересны всем — сплошные плюсы.
Когда Безос пришел с этой идеей к директору D.E. Shaw & Co, то получил в лицо порцию отборного смеха и рекомендацию заняться чем-то более полезным. Тогда Джеффри решил действовать сам, уже понимая, что его дни в этой компании сочтены и нужно полагаться только на себя.
На следующий день после неудачного визита к боссу, Джефф вместе с женой вылетели в Лос-Анджелес, чтобы посетить съезд американских книготорговцев и узнать все что можно о книжном бизнесе. На съезде Безос обнаружил, что крупные оптовые торговцы книгами уже составили на всякий случай электронные каталоги своей продукции. При этом никто из них не верил в перспективы онлайн-торговли и собирался дальше продавать книги по старинке.
Итак, все что оставалось — это создать сайт, с помощью которого покупатели книг могли бы отслеживать доступные запасы и напрямую размещать заказы на покупку. Примерно как в обычном маркетплейсе сейчас, только до этого ничего подобного не существовало.
Безос увольняется с работы, берет у родителей 300 000$ в долг и устремляется вместе с женой в Сиэтл. Там он собирает команду из нескольких талантливых программистов, которые соглашаются за сущие копейки (точнее, за центы) создать все, что нужно: сайт, систему обработки заказов и транзакций, базу для хранения данных пользователей и прочее. Там же арендуется дом с гаражом, в котором и закипела вся работа.
Экономить приходилось буквально на всем. Например, основатель книжного ритейлера установил бюджетные компьютеры от Sun Microsystems на столы, которые собрал сам буквально из подручных материалов.
5 июля 1994 года Безос официально регистрирует компанию с названием Cadabra, чтобы создать ассоциацию с чем-то волшебным. Но название никому не зашло, поэтому через время название поменялось на привычное нам Amazon — с отсылкой к самой полноводной реке в мире.
16 июля того же года команда запускает сайт в тестовом режиме. Надо признать, что все работало максимально криво: например, пользователи легко могли сделать заказ с отрицательным количеством товаров на любой позиции. Но Безос настаивал, что времени на отладку нет: конкуренты дышат в затылок. Пара месяцев, и момент будет упущен.
Вот так выглядело рабочее место Джеффа Безоса. У остальных членов команды все было еще скромнее
Первыми 300 посетителями стали знакомые, бывшие коллеги, родственники и друзья команды. Под нагрузкой все работало как надо, хоть и криво. Спустя время сайт запускают уже в рабочем режиме и отправляют ссылки на него по почте всем, кому можно — проще говоря, спамят по полной программе.
Но на тот момент люди еще не знали, что такое спам, и восприняли письма с энтузиазмом. За первые 30 дней Amazon начала продавать книги во всех 50 штатах и 45 зарубежных странах. Команда Безоса больше занималась упаковкой товаров и общением с книжными магазинами, чем разработкой сайта. Тем не менее к сентябрю 1994 года доходы от продажи книг составляли уже около 20 000 долларов в неделю.
Компания продолжала совершенствовать сайт и внедрила передовые на тот момент функции, которые сейчас кажутся нам привычными: покупка в один клик, отзывы клиентов и отслеживание заказа по электронной почте.
Так выглядела ранняя версия сайта. А каталог содержал уже миллион позиций
Тем не менее предприятие продолжало оставаться убыточным. Приходилось держать низкие цены на продукцию, чтобы наработать клиентскую базу и опередить конкурентов. В 1995 году Amazon привлекает первые инвестиции — венчурная компания Kleiner Perkins Caufield & Byers вкладывает 8 млн долларов. На них обновляется оборудование и расширяется клиентская база.
Только в 1996 году, между третьим и четвертым отчетным кварталом, Amazon удалось выправить тренд и наконец-то уйти в плюс. К декабрю количество подтвержденных подписчиков достигает 180 тысяч, и компания решается на важный шаг — выйти на IPO. К тому моменту это уже не просто гараж на несколько человек, а отдельный офис в Сиэтле на 20+ сотрудников.
IPO состоялось 15 мая 1998: было размещено 3 млн обычных акций по цене 18 долларов за штуку. С того момента среднегодовая доходность для инвесторов составила порядка 34%. Другими словами, если вложить на IPO 10 000 долларов, то сейчас они превратились бы примерно в 16 миллионов долларов. При этом крупные конкуренты вроде книжных сетей Borders и Barnes & Noble безнадежно отстали — в этом плане Джефф Безос оказался по-настоящему прозорливым.
По этой истории даже сняли фильм «Безос. Человек, создавший Amazon». Правда, само кино кажется достаточно слабым, особенно в сравнении с той же «Социальной сетью» Дэвида Финчера.
Amazon уходит в отрыв
В 1998 году Безос наконец-то решается на свою давнюю задумку: расширить ассортимент и не ограничиваться только книгами. А что еще нравится всем? Ну, конечно же, кино. Поэтому 27 апреля 1998 года Amazon совершает первую крупную сделку в своей истории и приобретает ресурс IMDb за 55 млн долларов. Так компания получает огромную маркетинговую площадку, с помощью которой можно исследовать аудиторию или распространять рекламу.
В июне 1998 года Amazon начинает продавать CD-диски, а в ноябре доходит до продаж фильмов на DVD. Благодаря ежемесячной аудитории свыше миллиона пользователей на IMDb в Amazon точно знали, кому и как предлагать свою продукцию.
Успех продаж музыки и фильмов в интернете показал, что нужно продолжать расширяться. Так 1 октября 1999 года появляется сервис zShops. Суть заключалась в следующем: любой человек или компания может зарегистрироваться на сайте Amazon.com и разместить до 3000 товаров. С продавцов взимается плата в размере 9,99 долларов в месяц, а Amazon получает процент от каждой продажи. По сути, что-то вроде системы ebay. Сервис не взлетел, но на его основе появился Amazon Marketplace, который принес компании миллиарды долларов выручки.
zShops работал на неоптимизированной базе, сильно глючил и не был удобным — пользователю приходилось пройти слишком много шагов. По этой причине проект не получился
Заодно Amazon внедряет новую концепцию оплаты 1-Click, которая запоминает данные пользователя и при повторном посещении упрощает процесс оплаты. А еще значительно уменьшает задержки в транзакциях между продавцом и покупателем и упрощает процедуру выдачу чеков. На базе этой концепции в 2007 году появился Amazon Pay.
Кстати, из-за 1-Click в 2001 году состоялось резонансное судебное разбирательство между Amazon и Barnes&Noble. Amazon заявил, что обладает исключительными правами на технологию, которую использовали их прямые конкуренты. Поначалу суд встал на сторону Amazon, но позже отменил решение — мол, технология слишком распространена и удобна. Это приведет к монополизации интернет-торговли, чего допускать нельзя.
В 1999 году успехи Безоса привели к тому, что журнал Time признал его человеком года
2000 год стал для Amazon, как и для многих других интернет-компаний настоящим вызовом из-за лопнувшего 10 марта пузыря доткомов. Многие вообще перестали существовать (например, Pets.com, инвестором для которых выступал как раз Amazon) или оказались в тяжелом финансовом положении.
Но некоторые уцелели, чтобы потом стать лидерами отрасли. Среди них были Google, eBay и Amazon. Причина — в более устойчивых бизнес-моделях, а также в том, что потребности людей никуда не делись. Хотелось по-прежнему искать информацию в интернете или заказывать товары онлайн.
В 2002 году Джефф Безос не останавливается на достигнутом и запускает Amazon Web Services (AWS). Первоначально сервис предназначался для внутренних нужд Amazon: например, отслеживания статистики в интернете. Но в 2006 году предлагают облачное хранение данных для компаний. Спустя год объем хранимых файлов составил более 9 млрд, а также появилась первая облачная СУБД — SimpleDB и Amazon S3. В 2012 году там суммарно хранилось уже свыше 900 млрд файлов. Для понимания: почти 1% всего трафика глобальной сети приходилось на серверы Amazon.
2003 год знаменуется появлением поисковой системы A9.com. В основе поиска лежал алгоритм Google и протокол OpenSearch, который обращался высокоранжируемым ресурсам, входящих в экосистему Amazon: IMDb, интернет-магазины на Amazom.com и так далее.
Параллельно Безос, который с детства увлекался наукой, решается на невероятное предприятие: создать собственную аэрокосмическую компанию Blue Origin. Дочерняя компания появилась в 2000 году, а в 2006 году приобрела землю под космодром Launch Site One (LS1) в Техасе. В ноябре 2006 года запустили первый испытательный аппарат — ракету Годдард. В 2011 году испытала корабль New Shepard, предназначенный для перевозки туристов. Сейчас Blue Origin — важный подрядчик НАСА в рамках проекта Артемида.
Запуск космического корабля компании Blue Origin. В 2021 New Shepard провел суборбитальный полет с Джеффом Безосом, его братом Марком и еще несколько туристами на борту
Сам же Amazon продолжает расширяться:
2005 год — появляется сервис Amazon Prime. Клиенты компании получают разные бонусы и привилегии вроде бесплатной доставки «всего» за 79 долларов в год.
2006 год — Amazon покупает интернет-магазин одежды Shopbop.com (второй приобретенный магазин после покупки китайского Joyo.com в 2004 году), а в 2009 году — обувную сеть Zappos за 850 млн долларов.
2007 год — запускается стриминговый сервис Amazon Music — даже раньше Spotify. Дополнительно компания запускает в 2006 году сервис Amazon Unbox, в 2015 году переименованный в Amazon Prime Video. Сейчас количество его пользователей — свыше 175 млн человек.
2007 год — старт продаж электронных книг Kindle первого поколения. При цене 399 долларов за штуку вся партия в интернет-магазине Amazon была продана всего за 5,5 часов. До сих пор Amazon Kindle считаются стандартом для электронных книг на основе E-Ink в плане удобства и надежности.
2008 год — приобретение крупнейшего в мире поставщика аудиокниг Audible за 300 млн долларов. Разумеется, все это гармонично вписывается в Amazon Prime и Amazon Music, расширяя экосистему еще больше.
2011 году — появляется издательская компания Amazon Publishing, а также запускаются продажи планшетного компьютера Kindle Fire.
2012 год — Amazon активно инвестирует средства в свои склады: не только строит новые, но и оптимизирует существующие. Например, покупает компанию Kiva Systems (сейчас называется Amazon Robotics), которая производит складских роботов. Сумма сделки — 775 млн долларов.
2013 год — покупка сервиса каталогизации книг Goodreads с аудиторией более 20 млн человек в месяц, а также запускает сервис производства контента Amazon Studios.
2013 год — приобретение сервиса синтезирования речи IVONA Software. На основе их разработок спустя год появляется виртуальный помощник Alexa.
2014 год — покупка Twitch за 970 млн долларов.
2015 год — Amazon впервые обогнал Walmart как ритейлер с самой большой рыночной капитализацией в мире. К этому моменту суммарное количество сотрудников в Amazon — более 180 тысяч человек (в 2011 году работало не более 30 тысяч). Выручка превысила 107 млрд долларов, а чистая прибыль — 596 млн долларов.
2016 год — Amazon впервые осуществляет доставку товара при помощи беспилотника. Сейчас сервис сверхбыстрой доставки Amazon Prime Air работает в США, а также запускается в Великобритании и Италии.
2017 год — покупка сети супермаркетов здорового питания Whole Foods Market за 13,7 млрд долларов.
2018 год — запуск первого автоматизированного магазина Amazon Go в Сиэтле. Сейчас в Америке их насчитывается 23. Заодно во 2-м квартале компания отчиталась о рекордной прибыли 2 млрд долларов — это в 13 раз больше, чем за аналогичный период 2017 года. В сентябре того же года Amazon стал второй компанией после Apple, чья капитализация превысила 1 трлн долларов.
Первая модель Kindle — настоящий шедевр для любителей электронных книг
Ну и так далее. Сейчас Amazon занимает 5 строчку в списке компаний с самой большой капитализацией в мире. Выше находятся Apple, Microsoft, Saudi Arabian Oil Company и Alphabet Inc. Как ритейлер Amazon занимает 2 строчку сразу за Walmart по объему выручки и имеет долю 37,6% в сфере онлайн-продаж в США — 1-е место.
Конечно, с деятельностью Amazon связан целый ряд скандалов, в основном касающихся работы сотрудников на складах. Например, в плане безопасности на рабочем месте (что повлекло целое расследование комиссией Министерства труда США), обмане работников при расчете заработной платы и даже использования принудительного труда.
Да и в целом стиль управления компанией даже после ухода Джеффа Безоса с поста генерального директора в 2021 году вызывал много вопросов. Однако такие крупные компании, как Amazon, Apple, Microsoft и Google, часто подвергаются критике и расследованиям антимонопольных органов и министерств труда. Это не оправдывает их действия, но подчеркивает, что подобные проблемы характерны для всех крупных техногигантов, а не только для Amazon.
Что имеем в итоге. Джефф Безос — один из самых богатых людей планеты. Его компания Amazon расширила своё влияние на множество сфер бизнеса, а её годовой доход в 575 миллиардов долларов сравним с ВВП таких стран, как Швеция и Бельгия. Впереди у компании только новые горизонты и, возможно, даже космос. Посмотрим, что будет дальше.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS