Внедрение WMS-систем на примере SAP ERP

В процессе внедрения модуля WM (Warehouse Management — система управления складами) системы SAP ERP может возникнуть множество вопросов, особенно если имплементация подразумевает использование функциональности единиц обработки (HU, Handling unit) [1]. Рассмотрим лишь некоторые из них: создание организационной структуры, миграция остатков при переходе к SAP ERP, переэтикетирование, обучение пользователей, использование карманных ПК и печать этикеток.

Создание организационной структуры

При создании организационной структуры (рис. 1) часто возникает такая ситуация, когда ключевые пользователи постоянно меняют своё мнение по поводу того, как отразить реальную структуру в системе SAP ERP. Например, несколько помещений, комнат и даже зданий можно объединить в одну cтруктурную единицу в SAP или наоборот из одного помещения сделать несколько структурных единиц. В качестве одного из вариантов решения является применение карты склада/складов, где можно обрисовать текущую схему складов и наложить на неё сетку структурных складов системы SAP. Это позволит ключевым пользователям совместно с функциональными консультантами ещё раз оценить правильность создания организационной структуры в SAP ERP. 

Пример организационной структуры склада

Рис. 1. Пример организационной структуры склада

Для того, чтобы понять складскую структуру, функциональному консультанту очень поможет экскурсия по складским помещениям. Обычно одной экскурсии бывает недостаточно. Рекомендуется следующий подход: организовать посещение склада, получить карту склада от ключевых пользователей, далее наложить на неё сетку организационной структуры SAP ERP, затем ещё раз посетить склад и лишь потом финализировать структуру склада в SAP.

Дополнительно к этому может возникнуть вопрос определения складских мест. Чаще всего формат задания складских мест (название, расположение и др.) уже имеется, даже если нет никакой автоматизированной информационной системы. Важно проверить соотносится ли формат складских мест с системой SAP.

Миграция остатков при переходе от NSA систем к SAP ERP

При переходе от NSA систем (NSA, Non Sap Application — не SAP-системы) к SAP ERP могут возникнуть проблемы миграции складских остатков. Обычно на каждом прдеприятии есть как минимум система 1С для ведения учёта запасов и, возможно, дополнительная система складского учёта. Основными вопросы, на которые следует обратить внимание при переходе, являются:  

  • Несоответствие между системами, например, в 1С есть остаток материала, а в складской системе нет или наоборот. Подобное возникает в связи с тем, что какие-то операции забыли или ещё не успели отразить в системе. Важно изначально определить, какая из систем будет являться главной (мастер-система), именно в ней по умолчанию будут находиться верные остатки.

  • Приведение систем в соответствие с оргструктурой SAP ERP для последующего соотнесения (мэппинга) остатков. Например, в 1С материалы ведутся только на уровне партии и подразделения, при этом само подразделение может физически представлять собой огромное складское помещение. В данном случае одна строчка остатков из 1С может превратиться в тысячи позиций для загрузки остатков SAP ERP.

  • В случае наличия складской системы учёта необходимо провести соотнесение оргструктуры с SAP. Может возникнуть вопрос, как несколько зон или мест хранения будут объединены в одну зону или место хранения в SAP ERP?

  • Некорректный мэппинг данных в системах. В случае, если в системах ведётся разная кодификация продукции, то при загрузке остатков возникнет ошибка. Как было описано ранее, важно определить мастер систему.

  • И, наконец, конвертация единиц измерения из исторических систем в SAP ERP.

Переэтикетирование

Использование новых этикеток (рис. 2) для товаров и материалов на склад при переходе к SAP может превратиться в большую проблему. Изначально требуется оценить предполагаемый объём материалов, для которого нужно выполнить повторную наклейку этикеток (переэтикетирование). Важно чётко понимать новую организационную структуру и учёт материалов в SAP WM. Кроме того необходимо определиться, на каком уровне материалов будет клеиться этикетка. Например, одна этикетка будет наклеиваться на всю партию материала или, если внедрена функциональность HU, этикетки могут клеиться на паллеты/коробки/материалы. Принимая во внимание учёт единиц обработки, размеры склада и складские остатки, число этикеток может измеряться десятками тысяч. 

Пример этикетки

Рис. 2. Пример этикетки

Все это может стать непосильной задачей для складских сотрудников в случае, если стоит задача обклеить все материалы до промышленного старта SAP-системы. Ситуация может усугубляться в связи с тем, что на складе есть высокоуровневые стеллажи, поэтому для того, чтобы добраться до верхних уровней будут необходимы высотные фронтальные погрузчики. Даже если на обклейку этикеток выделить все силы предприятия, но на складе присутствует только один фронтальный погрузчик, скорость переклеивания будет весьма невысокой [2].

Не стоит забывать, что обклеенный материал потребуется положить обратно на первоначальное место хранения для целей SAP. Поэтому высока вероятность допущения ошибки, так как паллеты обычно этикетируются не рядом со стеллажом, а переносятся в специальную зону переупаковки. Если в процессе переупаковки участвует несколько человек и все они делают переупаковку по одному и тому же стеллажу, паллеты могут быть поставлены не на то место. Помочь предотвратить подобные ошибки может проведение тестовой переэтикетировки части запаса.

Обучение пользователей

Функциональность WM довольна сложна для понимания ключевых и конечных пользователей, особенно, если идёт внедрение данного функционала в комбинации с единицами обработки. Поэтому необходимо обратить особенное внимание на обучение ключевых пользователей, а функциональному консультанту по возможности принять участие в обучении конечных пользователей. При обучении пользователей стоит использовать ассоциативные примеры. Например, взять несколько пластиковых стаканов с водой и сказать, что каждый из них представляет собой паллету, а с точки зрения SAP — это HU. Далее наклеить бумажки для напоминания — это будут этикетки, потом перелить воду из одного стакана в другой, поясняя, что это есть процесс переупаковки …

Источник статьи:

Терентьев И.М. Сложности внедрения WMS-систем на примере SAP ERP // Корпоративные информационные системы. — 2018. — №1. — С. 40–45. — URL:  http://corpinfosys.ru/archive/issue-1/44–2018–1-odoo.

© Habrahabr.ru