«Винтажная» метавселенная Second Life с NASA, IBM и Dell: внезапное возрождение
Если вы думаете, что метавселенные — это исключительно современная история, начавшаяся с Цукерберга, то вы сильно ошибаетесь. В этом году одна из самых старых метавселенных Second Life (SL) отметит свой 21-й день рождения. Да-да, %USERNAME% — эта метавселенная была запущена аж в 2003 году бывшим техническим директором RealNetworks. С тех пор »вторая жизнь» стала для многих людей тем местом, которое позволяло сильно расширить привычные рамки общения и попробовать для себя то, что мы сейчас называем метавселенной.
Технически SL интересен не только простым пользователям, но и людям, связанным с разработкой программного обеспечения, ведь там есть даже собственный язык программирования LSL. Ну, а ещё этот виртуальный мир интересен с точки зрения изучения эволюции метавселенных и того, что от них остаётся, спустя 21 год онлайна.
Что это за проект?
Метавселенная Second Life представляет собой кластер серверов, обслуживающих разные регионы, поделённые на куски. Клиенты подключаются к ним с помощью приложения SL Viewer, выполняющего примерно такую же роль, как веб-браузер. Проводя эту же аналогию, допускается работа кастомных вьюверов, но совместимость с ними не гарантируется. Самый популярных среди них — Firestorm Viewer, созданный Джессикой Лайон (Jessica Lyon).
Примечательно то, что SL Viewer является программным обеспечением с открытым исходным кодом с 2007 года. Это решение стало катализатором развития альтернативных клиентов, а также сыграло свою роль в плане повышения лояльности к проекту. В официальном репозитории есть всё необходимое для сборки клиента под все три семейства операционных систем: Windows, Linux и macOS.
Экономика SL
Linden Lab не стали тратить время и ресурсы на наполнение своего мира разнообразными предметами, текстурами и анимациями. Вместо этого они решили дать пользователям возможность самостоятельно окружать пространство тем, что каждому из них близко по духу. А чтобы это не превратилось в бесконтрольный трэш, размещать предметы можно только на арендованных участках земли, а каждая загрузка текстуры или предмета стоит небольшое количество виртуальной валюты L$ (Линден-доллар).
Экономика в SL шикарна тем, что она двусторонняя. То есть вы можете потратить какое-то количество реальных денег и обзавестись виртуальными предметами. Или наоборот, заработав некое количество L$, вывести их в фиат. Это породило огромное количество бизнес-схем, которые с переменным успехом могли приносить вполне реальный доход. Самая известная история успеха рассказывает об одной китайской (а по другим источникам, немецкой) учительнице Айлин Греф, которая заработала $1 млн, занимаясь перепродажей виртуальных участков земли.
Совсем скоро из-за этой особенности экономики в SL возникли огромные локации с разнообразным бизнесом на азартных играх. Целые острова покупались под постройку казино, а тотализаторы стали настоящим бедствием виртуального мира. Это, в свою очередь, привлекло к метавселенной пристальное внимание ФБР, которые понимали, что у них под носом настоящий рассадник преступности, удачно замаскировавшийся под виртуальный мир.
Руководству Linden Lab пришлось принять непростое решение, и в 2007 году все азартные игры попали под запрет. Фактически целый сектор виртуальной экономики был мгновенно уничтожен, но это помогло SL дожить до наших дней.
В потенциал виртуального мира поверили очень многие. В какой-то момент крупные корпорации и образовательные учреждения стали скупать участки и заполнять свободное пространство собственным контентом. Одной из таких интересных локаций был остров-музей NASA. Там можно было полюбоваться моделями всех космических аппаратов »в натуральную величину». Сейчас же доступ в основную локацию NASA ограничен, но из соседней локации JPL видно, что музей остался в целости и сохранности (модели ракет на заднем плане как раз принадлежат музею).
Локация Лаборатории реактивного движения NASA
Корпорации IBM и Dell, видя хайп вокруг SL, покупали целые острова, объясняя это необходимостью иметь площадку для экспериментов с виртуальным миром. Вот только тренд завершился столь же стремительно, как и начался. От былого »величия» реальных брендов сейчас здесь не осталось и следа. Многие локации крупных компаний стали недоступны для посещения или вовсе удалены. Зато есть много других необычных мест:
У входа в кафе »МАССОЛИТ»
Технические проблемы
Концепция веб-браузера для трёхмерной метавселенной решает большинство вопросов с размером клиента, но создаёт иные проблемы. Всё, что вы видите на экране, скачивается в реальном времени с серверов Linden Lab в США — и это основная причина постоянных «тормозов». Даже имея отличный скоростной канал в Европе, вы постоянно будете видеть незагруженные текстуры в локации или светящиеся облачка вместо персонажей:
Придётся подождать минут 5, прежде чем облачка прогрузятся
RealNetworks были пионерами стриминга, и именно это обстоятельство побудило применить этот способ доставки контента до потребителей. В реальных условиях это работает скверно, для загрузки сложной локации приходится долго ждать, а порой и ограничивать видимость обзора персонажа.
Та же локация спустя 5–10 минут, когда всё загрузилось
Штатный клиент Second Life — это крайне неудобная штука. Представьте себе гибрид из чата, веб-браузера, IDE и редактора трёхмерной графики. Если вы любите 3D-графику, то для вас подобный интерфейс не покажется чем-то сложным и страшным. Но вот для обычного пользователя — это overkill. Понятное дело, что всё можно настроить под себя, но чтобы дойти до этой стадии, нужно хотя бы разобраться с тем, как взаимодействовать с метавселенной.
Пальцы из-под текстур не вылезают, значит тапочка на месте
Самый простой пример — полный экран. Когда вы запускаете SL Viewer, то он запустится в оконном режиме. Размеры окна можно свободно перемещать, но вот когда вы задумаетесь о том, чтобы развернуть его на полный экран, вас будет ждать диссонанс. Сочетание клавиш Alt + Enter, к которому мы привыкли ещё со времён Windows 98, не сработает. Думаете, что найдёте нужный пункт в настройках? Попробуйте:
Окно основных настроек графики
Есть расширенные настройки, но там тоже нет возможности включить полноэкранное отображение:
Окно дополнительных настроек графики
Полноэкранный режим в штатном клиенте SL включается в таких дебрях, что ни один пользователь не догадается. Вначале надо включить скрытое расширенное меню в настройках (Настройки → Дополнительно → Показывать расширенное меню). В верхней строке появится ещё одно меню Дополнительно. Заходим туда, кликаем Отладочные настройки. Вводим в строке поиска FullScreen и выставляем его значение в ИСТИНА. Закрываем клиент, и при следующем открытии он будет запущен в полноэкранном режиме.
Включение полноэкранного режима
Зачем так издеваться над пользователями, решительно непонятно. Вынести эту настройку в основные не составило бы никакого труда. Но уже 21 год этот забавный »квест» ждёт всех новичков в SL.
Аватары
До 2012 года SL предлагала на выбор всего лишь несколько стандартных аватаров крайне убогого вида с примитивными анимациями. Чтобы хотя бы минимально сделать его привлекательным, нужно было потратить множество часов на подбор каждого элемента — от причёски до альфа-слоёв для обуви. Я уж не говорю о десятках скриптов анимаций, позволяющих аватару красиво взаимодействовать с окружающим миром и другими персонажами. Собрать всё это воедино потребует десятков часов и весьма значительной суммы в L$ (а де-факто реальных денег).
После 2012 года, помимо стандартных тел, появилась возможность загрузки mesh-объектов, что позволяло запилить сразу красивого персонажа в стороннем редакторе (Maya, ZBrush, Blender etc.) и сохранить его в формате COLLADA (.dae). Но чтобы это работало, всего остального персонажа нужно было скрыть при помощи специального альфа-слоя. Вместе с этим сразу переставала отображаться стандартная одежда и обувь. Несколько виртуальных компаний увидели в этом потенциал и разработали собственные варианты тел и голов. Самые известные из них — это Lelutka, Genus, Catwa, Maitreya и Legacy.
Вендоры одежды и обуви стали ориентироваться на эти mesh-тела и разрабатывать модели, идеально подходящие под конкретного вендора. Простая, но неочевидная истина: если берёте тело от Genus, то и голову нужно приобретать от того же вендора, иначе будет видно место стыка. Разумеется, можно закрыть это каким-либо украшением (например, шарфом или чокером), но если потребуется украшение убрать, то всем сразу станет понятно, что у вас разные поставщики тела и головы. Вот такой своеобразный вендор-лок.
С другой стороны, вас никто не ограничивает в творчестве. Можно самостоятельно разработать и залить свою 3D-модель, после чего потратить время на её доработку и обвязку анимациями/скриптами. И вот примерно на этом моменте становится понятно, что простому пользователю в SL будет очень непросто. У него будет не только стоять выбор, на что потратить очередную тысячу L$, но и при этом он не будет иметь никаких гарантий, что всё заработает без проблем. Отчасти эту проблему решают Demo-модели, которые выдаются бесплатно (обычно минут на 5), но это ничуть не сокращает время подбора совместимой комбинации.
Получается, что для новичка (newbie) в этой метавселенной есть ровно два варианта: либо сидеть часами и вникать в то, как всё устроено, либо довольствоваться стандартными убогими аватарами и жутковатыми анимациями. Наличие денег проблему тоже не решает, ведь даже с купленными mesh-телами приходится повозиться, чтобы персонаж выглядел адекватно.
Пустые миры
Когда автор этой статьи заглядывал в SL в начале 2020 года, большинство локаций были откровенно пустыми. Причём это касалось даже тех локаций, которые были детально »вылизаны» с точки зрения графики и наполнены разнообразными развлечениями для гостей. Вот только встретить там кого-либо было сложно. Изредка в таких пустых мирах вы видели единственного аватара, владельца земельного участка, который искренне удивлялся и радовался вашему появлению.
Огромный круизный корабль без единого посетителя
Лишь в некоторых локациях можно круглосуточно повстречаться с другими аватарами — это стартовая локация и моллы с бесплатными шмотками (freebies), а также локации из категории Adult-развлечений. Там действительно всегда есть посетители, но не всегда с ними хочется взаимодействовать.
Музыка играет, сигара в пепельнице тлеет, а никого нет
Пустые клубы тут встречаются очень часто. Причина этому примерно та же, что и в реальной жизни. Чтобы привлечь посетителей, необходимо вкладывать средства в рекламу и маркетинг, скупая билборды в ходовых локациях и организовывая разные ивенты. Без этого любое пространство, несмотря на его красоту и продуманность, останется пустым.Пандемия коронавируса примерно на год вернула в SL тысячи пользователей, которые смогли заменить реальные встречи виртуальными. Но как только ограничения стали сниматься, большинство локаций вновь стали заброшенными и пустыми.
Вместо заключения
Без сомнений, Second Life — явление уникальное. Эта метавселенная может быть прекрасным объектом для исследования теми, кто сейчас занимается разработкой схожих проектов. За 21 год тут набиты уже все шишки, которые можно было набить, и приняты решения, которые сделали SL такой, какой мы её знаем сейчас.
Язык LSL позволяет в любой момент развлечься, добавляя трёхмерным объектам свойства, анимации или разрабатывая какой-нибудь собственный проект. Это отличная »песочница» для проверки идей. Для разработчиков предусмотрено отдельное тестовое пространство Preview Grid (или Aditi), где нет никакой платы за загрузку текстур и где можно спокойно заняться кодингом и экспериментами.
Как думаете, пойдут ли новые метавселенные по пути Second Life или смогут эволюционировать иначе? Ждём вас в комментариях.