Вести со дна: IT-гиганты начали активно строить собственные подводные магистральные сети

Мы уже давно привыкли, что крупные IT-компании занимаются не только выпуском продуктов и оказанием услуг, но и активно участвуют в развитии интернет-инфраструктуры. DNS от Google, облачные хранилища и хостинг Amazon, дата-центры Facebook по всему миру — пятнадцать лет назад это казалось слишком амбициозным, а сейчас является нормой, к которой все привыкли.

И вот, четверка крупнейших IT-компаний в лице Amazon, Google, Microsoft и Facebook дошли до того, что начали вкладываться не только в непосредственно дата-центры и серверы, но и в сами магистральные кабели — то есть зашли на территорию, которая традиционно являлась зоной ответственности совершенно иных структур. Причем, судя по выводам в блоге APNIC, упомянутый квартет технологических гигантов замахнулся не просто на наземные сети, а на магистральные трансконтинентальные линии связи, т.е. на всем нам знакомые подводные кабели.

bffe0zj_-5reiuhiwb5f6ftknwq.jpeg

Самое удивительное, что острой необходимости в новых сетях сейчас нет, но компании активно наращивают пропускную способность «про запас». К сожалению, найти внятную статистику о мировой генерации трафика почти невозможно благодаря многочисленным маркетологам, которые оперируют размерностями вида »65 миллионов постов в инстаграме ежедневно» или «N поисковых запросов в Google» вместо прозрачных и понятных техническим специалистам петабайт. Можно осторожно предположить, что ежедневный трафик составляет ≈2,5×10^18 байт или около 2500 петабайт данных.
Одной из причин, по которым современные магистральные сети должны расширяться, называется рост популярности стримингового сервиса Netflix и параллельный рост мобильного сегмента. При общем тренде на повышение визуальной составляющей видеоконтента в плане разрешения и битрейта, а также увеличение потребления мобильного трафика отдельным пользователем (на фоне общего замедления продаж мобильных устройств по всему миру), магистральные сети все еще нельзя назвать перегруженными.

Давайте обратимся к карте подводного интернета от Google:

1czb5ovrlocg3uk28ghlt739dea.png

Визуально сложно определить, как много новых трасс было проложено, а сам сервис обновляется чуть ли не ежедневно, не предоставляя при этом внятной истории изменений или каких-либо других сведенных воедино статистических данных. Поэтому обратимся к более старым источникам. Согласно информации уже на этой карте (50 Mb!!!), пропускная способность существующих межконтинентальных магистральных сетей в 2014 году составляла около 58 Тбит/с из которых реально использовалось только 24 Тбит/с:

hkqnjdhh0mtpnvlgq2ijvr50gy4.png

Для тех, кто гневно разминает пальцы и готовится написать: «Не верю! Слишком мало!», напомним, что речь идет о межконтинентальном трафике, то есть он априори намного ниже, чем внутри конкретно взятого региона, так как квантовую телепортацию мы еще не обуздали и от пинга в 300–400 мс не спрятаться, не скрыться.

В 2015 году был сделан прогноз, что с 2016 по 2020 годы по океанскому дну будет протянуто в общей сложности еще 400 000 км магистральных кабелей, что значительно увеличит пропускную способность всемирной сети.

Однако если обратиться к статистике, приведенной на карте выше, конкретно о 26 Тбит/c нагрузки при общем канале в 58 Тбит/с, возникают закономерные вопросы: зачем и почему?

Во-первых, IT-гиганты занялись прокладкой собственных магистральных сетей ради увеличения связности элементов внутренней инфраструктуры компаний на разных континентах. Именно по причине ранее упоминаемого пинга в почти полсекунды между двумя противолежащими точками земного шара, IT-компаниям приходится изощряться в вопросах обесепечения стабильности работы своего «хозяйства». Наиболее остро эти вопросы стоят перед Google и Amazon; первые начали прокладку собственных сетей еще в 2014 году, когда решили «прокинуть» кабель между восточным побережьем США и Японией для соединения своих дата-центров, о чем тогда писали на Хабре. Только для соединения двух отдельных дата-центров, поисковой гигант был готов потратить $300 млн и протянуть около 10 тыс. километров кабеля по дну тихого океана.

Если кто-то не знал или забыл, то подводная кабелеукладка — это квест повышенной сложности, начиная от погружения армированных конструкций диаметром до полуметра в прибрежных зонах и заканчивая бесконечной ландшафтной разведкой для укладки основной части магистрали на глубине от нескольких километров. Когда же речь идет о Тихом океане, то сложность лишь возрастает пропорционально глубине и количеству горных кряжей на океанском дне. Для подобных мероприятий нужны специализированные суда, специально обученная команда специалистов и, по сути, несколько лет напряженной работы, если рассматривать укладку от этапа проектирования и разведки, до, собственно, окончательного ввода участка сети в эксплуатацию. Плюс, сюда можно добавить согласование работ и постройку ретрансляционных станций на берегу с местными правительствами, работу с экологами, которые следят за сохранением наиболее обитаемой прибрежной линии (глубина <200 м) и так далее.

Возможно, за последние годы в эксплуатацию были введены новые суда, но еще пять лет назад на основные кабелеукладчики той же Huawei (да, китайская компания один из лидеров этого рынка), была солидная очередь на много месяцев вперед. На фоне всей этой информации активность технологических гигантов в этом сегменте выглядит все интереснее и интереснее.

Официальная позиция всех крупных IT-компаний: обеспечение связности (независимости от общих сетей) их дата-центров. А вот как выглядят подводные карты разных игроков рынка согласно данным telegeography.com:

hr_n8giywvb8ckp9qeh8txdb0zy.png

1-t7kipssqjjmbx4uwhorbhsrgq.png

fkl_3vsrwgv8fca6bpmrhcok_aq.png

qkqycv9_utjtc7luncwzdnwrvme.png

Как видно на картах, наиболее впечатляющие аппетиты не у Google или Amazon, а у Facebook, которая давно перестала быть «просто социальной сетью». Также прослеживается явный интерес всех крупных игроков к азиатско-тихоокеанскому региону, и только Microsoft еще тянется к Старому свету. Если банально посчитать отмеченные магистрали, то можно узнать, что только эта четверка компаний являются совладельцами либо полными собственниками 25-ти уже построенных или окончательно запланированных к прокладке магистральных линий, большинство из которых тянутся в сторону Японии, Китая и всей Юго-Восточной Азии. При этом мы приводим только статистику по упоминаемой ранее четверке IT-гигантов, а кроме них активно строят собственные сети еще Alcatel, NEC, Huawei и Subcom.

В целом, количество частных или с участием частного капитала трансконтинентальных магистралей значительно выросло с 2014 года — с момента, когда Google заявила о ранее упоминаемом соединении своего дата-центра в США с дата-центром в Японии:

ot2sr-bpkvtb2boqhkh6ezdqi78.png

Собственно, мотивация «мы хотим связать наши дата-центры» недостаточна: едва ли компаниям нужно связывание ради связывания. Скорее, они желают изолировать передаваемую информацию и обезопасить собственную внутреннюю инфраструктуру.

Если же достать из ящика стола шапочку из фольги, расправить ее и натянуть потуже, то можно сформулировать очень и очень осторожную гипотезу следующего плана: сейчас мы наблюдаем за зарождением интернета новой формации, по сути, мировой корпоративной сети. Если вспомнить, что на Amazon, Google, Facebook и Microsoft приходится минимум половина мирового потребления трафика (хостинг Amazon, поиск и сервисы Google, социальные сети Facebook и Instagram и десктопы под управлением Windows от Microsoft), то нужно доставать уже вторую шапочку. Потому что в теории, в очень смутной теории, если проекты вида Google Fiber (это тот, в котором Google попробовала себя в качестве провайдера для населения) будут появляться в регионах, то сейчас мы наблюдаем зарождение второго интернета, который пока сосуществует вместе с уже построенным. Насколько это антиутопично и бредово — решайте сами.

© Habrahabr.ru