Вёрстка писем почти без боли
Каждый раз, когда в спринте появляется задача на верстку писем, один из фронтендеров подумывает об увольнении…
Верстка писем всегда являлась проблемной задачей, ведь каждая компания хочет чего-то эдакого, а фронтам приходится отбиваться от очередной интересной идеи, объясняя почему ту или иную затею реализовать не получится.
В этой статье хочу поделиться несколькими лайфхаками по верстке писем. Расскажу что стоит учитывать при верстке писем и как обходить ограничения при создании адаптивного письма.
1. Плохая поддержка CSS3 и HTML5
Когда речь заходит о письмах, наверное, почти каждый фронтендер слышал о том, что письма нужно верстать с помощью таблиц. И он прав. Во многих email-сервисах до сих пор или не поддерживаются новые фичи css и html, или поддерживаются частично.
Например, если ты не знаешь что такое flex, то, поздравляю, эти знания тебе и не понадобятся)
Существует достаточно много сайтов, которые наглядно показывают что поддерживается в том или ином почтовом сервисе.
Вот один из них: https://www.campaignmonitor.com/css/
Самые популярные ограничения, на которые я натыкалась во время верстки:
Ограничения | Решение | Примечание |
margin: 12 px 8 px 24 px; | margin-top: 12 px; | Лучше использовать максимально описательный способ при использовании с |
z-index:10; | opacity: 0.999; |
|
position: absolute; | Решение сильно зависит от задачи. — Блок-оповещение — синяя прямая полоса по краю блока — решение использовать |
position: absolute
border-left
border-radius |
| |
background-image |
| |
media | Первое, не все сервисы поддерживают медиа запросы Второе, некоторые просто вырезают контент письма, удаляя тег style, например Яндекс Использовать с умом. Учитывать что не везде верстка будет с медиа запросами. |
2. Табличная верстка
Таблицы далеко не самый удобный способ для создания верстки, но когда речь заходит о письмах без таблиц не обойтись.
Если посмотреть как выглядят письма, например от маркетплейсов, то там мы увидим таблицы, вложенные в таблицы, таблицы для обозначения отступов между блоками, таблицы для показа разделителей. Мысль о реализации подобной структуру руками звучит пугающее.
Чтобы не писать всю эту «красоту» вручную стоит прибегнуть к помощи библоиотек, например:
Foundation emails, например, предлагает ряд готовых компонентов:
Button— кнопка с помощью таблицContainer— центрирует элементы по центру страницыSpacer— добавляет отступы между блокамиWrapper— создает блок, которому можно добавить фон и отступыRow— разметка строкаColumn— разметка колонка
Больше примеров можно посмотреть на сайте
Используя библиотеки код писем становится не таким громоздким и простым для расширения.
3. Инлайновые стили
Как я упоминала выше, не все сервисы поддерживаю тег style в письмах, поэтому необходимо прибегать к инлайновым стилям.
Прописывать все стили в тегах это не удобно. Мы привыкли использовать препроцессоры и писать стили в отдельных файликах.
Для сборки проекта с инлайновыми стилями можно воспользоваться пакетом inline-css.
Пример использования
На вход принимает html файл и возвращает строку с обновленными html с инлайновыми стилями.
inlineCSS(html, {
url: env._host,
applyStyleTags: true,
removeStyleTags: true,
preserveMediaQueries: true,
removeLinkTags: true
})
Использование такого инструмента в совокупности с препроцессором sass дает возможность поддерживать чистый читаемый код.
4. Шаблонизаторы
Так как письма это не только картинки со статическим текстом, нужна возможность обрабатывать получаемые данные и отдавать готовый html с разными данными.
Для реализации писем с наполнением нуженшаблонизатор. В своем проекте я использую handlebar.
Handlebar предоставляет множество удобных фич:
Темплейты для вставки строк из json
Условные конструкции
Циклы
Хелперы (эквиваленты javascript операторам &&, ||, >, < etc.)
Partials (возможность разделения html на компоненты)
Больше информации тут
Пример использования в совокупе с Foundation emails:
{{#eq block "head"}}
{{> "head" }}
{{/eq}}
{{#eq block "body"}}
{{> "body" }}
{{/eq}}
{{#eq block "footer"}}
{{> "footer" }}
{{/eq}}
{{#if user.comment }}
Комментарий
{{ user.comment }}
{{/if}}
5. Темная тема
Не так давно столкнулась с тем, что некоторые элементы письма в темной теме смотрятся плохо. Особенно страшно то, что логотипа компании не было видно из-за того, что картинка черная.
Как работает темная тема в почтовых сервисах?
Почтовые сервисы используют инверсию цветов.
Варианты инверсии:
Полная инверсия — смена белого цвета на черный и наоборот.
Частичная инверсия — некоторые цвета меняются (итоговые результат зависит от конкретной реализации почтового сервиса)
Существует много статей на тему адаптации писем под темные темы. Вот одна из тех, что мне были полезны, когда я искала решение проблемы. Ссылка тут
Скажу честно мне не помогло применение специальных тегов в стилях, чтобы адаптировать письма под темную тему. Поэтому я сосредоточилась на основных проблемах, которые у меня возникли.
Логотип
С логотипом решили достаточно просто — добавили белый шум (тень) вокруг черных букв, чтобы в темной теме логотип выделялся.

Измененные цвета ярких элементов
Основные проблемы у меня были с кнопками, яркие желтые кнопки становились цвета детской неожиданности в темной теме. Не приятно. Я заменила кнопки на картинки.
Когда нужно обновить какие-то маленькие элементы — замена их на картинки наверное самый простой способ. В случае с более сложными кейсами советую воспользоваться решениями из статей, и поиграться со стилями для темной темы.
6. Тестирование
Тестировать письма это больно. Сверстай, собери, скопируй в сервис и проверь все возможные варианты. И так по кругу, пока не решишь, что письма сделаны идеально (PS: такое скорее всего не случится)
Что можно использовать для тестирования:
Расскажу об опыте работы с Email on Acid
Данный сервис предоставляет возможность проверить свои имейлы во всех возможных почтовых сервисах: от старых версий outlook до самых современных, а также проверить на мобильных версиях. Помогло выявить ряд проблем в имейлах, в особенности с outlook.
В Email on Acid есть настройка вариантов отображения:
— С картиками и без
— В темной и светлой темах
Кроме того можно сохранить свою выборку сервисов, которые необходимо проверить и всегда прогонять html через заранее заготовленный пакет настроек.
Больше полезных инструментов для верстки писем тут.
7. Outlook
Я решила выделить тему outlook, так как он особенный. В Outlook дольше всего принимаются нововведения css и html, поэтому для поддержки писем для него необходимо учитывать следующие факторы:
Не поддерживаются
background-imageНе поддерживается
border-radiusНе поддерживается
float
Чтобы поддерживать Outlook необходимо прибегнуть к специальной условной конструкции. Внутри следующей конструкции можно добавить блоки, которые будут работать только для outlook.
Конструкция, для всего кроме outlook
Письма в outlook не будут выглядеть так хорошо как того хотелось бы, но привести письма к более менее качественному виду можно. Необходимо использовать более простые стили, больше текста и картинок. Рекомендую убирать border совсем, так как смотрятся они плохо. Лучше использовать блоки-разделители, для зонирования информации.
8. Дизайн
Пару заметок по дизайну, чтобы еще при обсуждении макетов можно было рассказать дизайнеру как сделать не получится, а как получится.
Придерживаться принципа двух колонок — это как Bootstrap сетки в 12 колонок, но только всего в 2 колонки, принцип тот же.
Размеры отступов, высоты блоков не должны отличаться на декстопе и мобилки (повторюсь, медиа запросы и теги style поддерживаются не везде).
Все блоки, которые отображаются на десктопной версии должны быть и на мобильной, скрыть блоки в адаптиве получится не для всех сервисов (проблема медиа запросов и тега style).
Расположение элементов на десктопной и на мобильной версиях должны быть одинаковые, порядок элементов меняться не может.
Баннера можно сделать с помощью background-image + img поверх
для outlook баннер будет одной картинкой.
Для темной темы все черный картинки или обрамлять белой тенью или стараться не использовать картинки с черным или белыми текстами.
В заключении
Верстку писем можно и нужно упрощать. Невозможно же каждый раз плакать, когда фронтов просят сверстать письмо).
Для писем я использую проект, собранный с помощью:
— nodejs + Express
— express-handlebars
— handlebars-helpers
— inline-css
— foundation emails
— scss
По итогу получается 2 роута:
GET запрос для просмотра локальной сборки (использую моковые данные)
POST запрос для интеграции через бек — бек делает запрос, где в теле передают json с данным и в результате получают html
