Верховный суд РФ разъяснил, что такое «спецсредства для негласного получения информации»
Верховный суд России подготовил разъяснение о применении пресловутой статьи 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»), по которой в России осуждено более 1000 человек. Например, громкий резонанс получило уголовное дела против курганского фермера, который купил китайский GPS-трекер для коровы (его задержали сотрудники ФСБ около почты с посылкой в руках).
В широком смысле определение «технических средств, предназначенных для негласного получения информации» включает в себя многочисленные невинные на первый взгляд приборы, в том числе видеорегистраторы, трекеры, диктофоны и даже смартфоны, так что перед правоохранительными органами открывается широкое поле для злоупотреблений.
Благодаря разъяснению Верховного суда, в будущем этих злоупотреблений будет меньше. По крайней мере, именно за приобретение GPS-трекеров для животных теперь официально нельзя привлекать к ответственности по статье 138.1. А вот за установку специальной программы на смартфон — можно.
Разъяснения по статье 138.1 УК РФ призваны «исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности», пояснил судья Верховного суда РФ Петр Кондратов, представляя проект постановления, сообщает ТАСС.
Пояснение пленума ВС:
«Сам по себе факт незаконного оборота специальных технических средств не может свидетельствовать о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких технических средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, и добросовестно заблуждалось относительно его фактического предназначения)»…
Не могут быть квалифицированы по этой статье «действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство для использования, например, в целях личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными, и не предполагало использовать его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан (включая вмешательство в чужую личную жизнь)».
Однако специальными техсредствами могут быть признаны и обычные смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и другие бытовые приборы «при условии, если им преднамеренно, путём специальной технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию». В таких случаях суд должен получить заключение эксперта.
Постановление Верховного суда будет принято после внесения ряда редакционных правок. Затем его опубликуют в полном виде на официальном сайте.