Велокат — велосипед «последней мили»

В наше время »изобрести велосипед» дано не каждому. Кажется, всё что можно, уже придумано. Тем более с таким давним »другом человека» как велосипед. Но мне посчастливилось.

В 2010 я устроился на работу в Москве, где от метро Академическая до офиса нужно было идти 15 минут. Мне было лень так много идти и я начал обдумывать различные способы, как решить эту проблему «последней мили». Думал о роликовых коньках, о скейтборде, даже о кроссовках с роликом в пятках.

Почему-то тогда я не подумал о самокате, но зато мне пришла в голову мысль об удобном, компактном складном велосипеде. Не думаю, что этот велосипед решает проблему «последней мили», но это однозначно новое слово в велосипедах. Мало того, мне удалось реализовать его в металле. Делюсь с вами своим опытом 12-летней давности. И предоставить идею на суд публики.

Велокат

Велокат — это гибрид самоката и велосипеда для жителя города. Основные его преимущества — компактность в сложенном состоянии, быстрота сборки-разборки, возможность перемещаться с зачехленным агрегатом в метро, малый вес. Основное назначение — решение проблемы последней мили, чтобы добраться от работы до метро или от метро до дома.

На велокате ездят стоя, как на самокате, держась руками за руль и крутя педали. В сложенном состоянии велокат транспортируют, катя на колесах, как мы катим чемоданы на колесиках или складные прогулочные летние коляски.

Проект

Сначала я составил проект велоката, нарисовал его на бумаге.

Комплектующие:

  1. Вертикальная стальная труба с вилкой

  2. Горизонтальная стальная труба с вилкой

  3. Переднее колесо

  4. Заднее колесо

  5. Педали и передняя звездочка

  6. Руль

  7. Верхний фиксатор горизонтальной трубы

  8. Нижний фиксатор горизонтальной трубы

  9. Т-образный коннектор вертикальной и горизонтальной труб

  10. Ручка-фиксатор горизонтальной трубы верхняя

  11. Ручка-фиксатор горизонтальной трубы нижняя

  12. Задняя звездочка

  13. Цепь

  14. Отверстия для крепления руля

  15. Отверстия дл верхнего и нижнего фиксаторов горизонтальной трубы

  16. Отверстия для ручки-фиксатора горизонтальной трубы.

  17. Отверстие для крепления горизонтальной трубы к вертикальной в сложенном состоянии, верхнее.

  18. Отверстие для крепления горизонтальной трубы к вертикальной в сложенном состоянии, нижнее.

  19. Болт для крепления руля

  20. Гайка для крепления руля


Конструктивно велокат прост — он состоит из двух труб, вертикальной и горизонтальной, которые соединяются между собой с помощью Т-образного коннектора, состоящего из двух труб чуть большего диаметра, соединенных под необходимым углом.

Для складывания горизонтальная труба ручкой-фиксатором отсоединяется от коннектора, ставится в вертикальное положение и присоединяется к вертикальной трубе ручкой-фиксатором.

Учитывая своеобразный наклон горизонтальной трубы, заднее колесо должно быть или больше переднего, или оба колеса должны быть не очень высокими (примерно в 2/3 высоты колеса велосипеда BMX), смотрите схему, на которой изображен вариант построения велоката в пропорциях велосипеда BMX:

Красным нарисован вариант, когда используется большое заднее (1/1 BXM) и маленькое переднее колесо (½ BXM), желтым — когда используются два маленьких колеса одинакового размера (½ BXM) и синим — когда используются два средних колеса одинакового размера (2/3 BXM).

Ось передней звездочки не должна быть выше колена человека.

Для подстройки под рост ездока высоту крепления руля можно менять.

Сложенный велокат можно зачехлить двумя способами: 1. Целиком (до уровня пола) — в таком состоянии удобно ехать в метро даже в часы пик, колеса не будут никого пачкать. 2. До уровня колес — в таком состоянии велокат удобно катить на своих колесах. При этом можно легко откинуть чехол и зачехлить велокат целиком, если нужно зайти в вагон, например. Просто катить велокат можно и без чехла.

В настоящее время я собираю первый опытный образец велоката. Если он поедет, размещу здесь реальные фотографии и размеры прототипа под мой рост 176 см.

Для использования антиугонного троса в каждой трубе просверливаются отверстия, через которые пропускается антиугонный трос.

Велокат в собранном состоянии:

Велокат в разобранном состоянии:

Разработка

Затем я реализовал проект в железе.

Сначала я купил велосипедные запчасти для велоката — колеса, вилки, звездочку и цепь:

Хорошие люди с rastabike дали мне раму старого велосипеда, откуда я выпилил втулку для педалей:

Для перекладин я купил металлические трубы, которые продаются на любом строительном рынке:

В авторемонтной мастерской я нашел сварщика, который приварил мне педальную втулку к раме и колонку руля к горизонтальной перекладине.

Вилку к трубе я прикрепил болтами:

В конечном итоге велокат стал выглядеть так и его уже можно было опробовать на улице:

При первой поездке труба оказалась недостаточно прочной и преломилась в месте сварки.

Тогда я засунул ее внутрь другой трубы, покрепче. Полученное крепление хорошо держалось:

Практика поездок на велокате показала, что переднее колесо слишком маленькое и ездить очень неудобно. Я заменил колесо на большее по размеру, соответственно, купил другую вилку.

Результат

В результате получился вот такой агрегат:

Кататься на нем было не очень удобно. Он вилял, т.к. сборка была любительской и не качественной. Но в целом около километра я на нем проехал.

Потом попытался продать, но никто не купил, даже на запчасти. Так и лежал у меня в кладовке, пока моя жена в моё отсутствие не отдала его как хлам, дворнику.

© Habrahabr.ru