Велоинфраструктура в Голландии — как это работает?
Привет Хабр.
В последние годы в разных городах России стали уделять больше внимания велосипедной инфраструктуре. Процесс конечно, идет медленно и слегка «со скрипом» — на велодорожках паркуют авто, часто велодорожки не выдерживают зимы с солью и стираются, да и не везде физически можно эти велодорожки разместить. В общем, проблемы есть, но радует что их хоть как-то пытаются решать.
Посмотрим, как работает велоинфраструктура в Голландии — стране с давной велосипедной историей, где число велосипедов больше чем число жителей.
Велосипед в Голландии — это не только транспортное средство, но и часть национальной культуры
Велодорожки
Велодорожки в Голландии везде, причем это не литературное преувеличение. Из практически любой точки страны можно попасть в любую другую, не слезая с велосипеда. Дорожки выделены другим цветом, так что перепутать их сложно, ну и ходить по ним пешеходом разумеется, не рекомендуется. Да и не получится, велотраффик часто довольно-таки оживленный.
По возможности, велодорожки физически отделены от тротуара, хотя такое получается не везде, и зависит от ширины улицы.
Разумеется, не всегда они настолько пусты, в час пик скорее бывает так:
(источник thecyclingdutchman.blogspot.com/2013/04/the-ultimate-amsterdam-bike-ride.html)
Кстати, продаются даже специальные модели GPS-приемников (например Garmin Edge) с прошитыми велодорожками, которые прокладывают маршут именно по ним.
Сами велодорожки в большинстве случаев отделены не только от тротуара, но и от проезжей части, и в целом весьма безопасны — есть четкая разметка, указатели, отдельные светофоры, каждая велодорожка зачастую дублируется с двух сторон дороги, так что на «встречку» физически не выехать. Поэтому большинство голландцев не носят шлемов, а велоаварии это практически исключение — упасть с велика конечно можно, но серьезно пострадать сложно.
Кстати, почему в Голландии велосипедов больше чем жителей — ответ прост. Многие используют 2 велика, на одном едут от дома до метро, и оставляют его около станции, на втором едут от конечной станции до работы. А еще некоторые могут иметь старый ржавый велик, который не жалко оставлять на улице, и другой хороший дома, для спорта или более дальних поездок выходного дня. Кстати, при средней цене трамвая или автобуса в 2Евро за поездку, старый б/у велик за 100–200Евро вполне окупится за сезон, даже если его просто потом выбросить (хотя голландцы похоже велики не выбрасывают почти никогда — таких антикварных моделей я в других местах давно нигде не видел).
Инфраструктура
Разумеется, чтобы люди пользовались велосипедами, надо чтобы это было удобно. И правительство вкладывает в это значительные средства. Практически у каждой станции или остановки есть велопарковки — их размер может колебаться от простой рамы до крытого навеса, или даже подземного паркинга на тысячи велосипедов. Причем, зачастую все это бесплатно.
Парковки могут варьироваться в размерах, от таких:
И до таких:
(источник bicycledutch.wordpress.com/2015/06/02/bicycle-parking-at-delft-central-station)
Строятся огромные подземные велопаркинги, пара картинок для понимания масштаба строительства и вложенных денег:
(источник — видео youtube)
Для примера, такая подземная велопарковка была открыта недавно в историческом центре Амстердама, в 500 м от Dam Square и музея Мадам Тюссо:
(источник — www.stedebouwarchitectuur.nl/nieuws/130718/ondergrondse-fietsenstalling-beursplein-amsterdam-geopend)
Разумеется, почти в каждом офисном центре есть не только велопарковка, но и душ для сотрудников.
Но все равно паркингов на всех не хватает, да и большинству влом до них идти, так что велик просто оставляется на улице и пристегивается к чему попало. В принципе, любое дерево или столб тоже является хорошей велопарковкой (если нет дождя, но и это владельцев не смущает — в таком случае на седло просто одевается пакет).
Еще важный момент — с велосипедом можно садиться в метро или поезд (вне часа пик, и количество ограничено несколькими штуками на вагон). Вагоны куда можно заходить с великом, отмечены специальным знаком:
(Источник: bikeshed.johnhoogstrate.nl/bicycle/trip/train_netherlands)
Велосипеды
Велики в Голландии можно разделить на несколько разных видов.
Антикварный хлам
Это велик 20–50 летней давности, скрипучий и ржавый, который не жалко оставить на улице и не жалко если сопрут.
Байк для перевозки детей
Не знаю, как он называется официально, но из картинки наверно понятно. Достаточно дорогой байк (цена может быть до 3000Евро за электромодели), рассчитанный на перевозку детей.
На таком байке мама или папа может завезти детей в школу или сад, затем дальше поехать на работу.
Есть даже специальные мега-байки, в которые помещается сразу небольшая группа детского сада:
(источник — jillkandel.com)
Всякие экзотические модели тоже попадаются, например такой «лежачий» байк называется ligfiets, в мире более популярно немецкое название liegerad (liegen — лежать).
(источник — nederlandersfietsen.nl/soorten-fietsen/ligfiets)
Может он и лучше в плане аэродинамики, только вот на дороге его нефига не видно — никто в жизни не догадается, что внизу в ногах что-то еще может ехать на большой скорости.
Электровелосипеды
Электровелосипеды имеют конструктивное ограничение скорости до 25 км/ч, и являются полностью автоматическими — стоит начать крутить педали, как «подхватывает» электромотор. Запас хода до 40 км, что достаточно удобно, хотя конечно такой байк тяжелее и дороже обычного.
Более мощные модели имеют скорость до 40 км/ч и вроде как требуют наличия номера и шлема, но тут я достоверно не в курсе.
Складные велосипеды
Такой байк складывается в 2 раза, и что самое удобное, его можно без ограничений провозить в метро или поезде.
В сложенном виде такой байк занимает реально мало места:
(источник — www.decathlon.nl/p/vouwfiets-tilt-100-zwart-folding-bike/_/R-p-X8500541)
Мотоколеса и прочая экзотика
Если не ошибаюсь, пока что они вне правового поля, и юридически не разрешены. Мотоколеса впрочем тут действительно экзотика, и встречаются очень-очень редко (хотя в прайсах они есть). Самокаты тоже встречаются очень редко.
Выводы
Как можно видеть, при желании и людей и правительства, можно сделать многое. Конечно, тут влияет еще и климат (средняя температура зимой в Голландии +3–5, а снег бывает 1 неделю в году). Но даже в российском климате, при наличии хорошей сети велодорожек уверен, многие бы пересели на велосипеды хотя бы на 5–6 месяцев в году. А это вложение еще и в экологию, в борьбу с глобальным потеплением, и прочее-прочее. Можно быть равнодушным к велосипедам, но нельзя не признать, что каждый пересевший на велосипед человек — это сокращение выбросов СО2 и более чистый воздух для окружающих.
PS: Вот эта картинка — уже совсем не Голландия, а Петербург:
(источник — pikabu.ru/story/v_sanktpeterburge_otkryili_yakhtennyiy_most_5082262)
Голландский опыт перенимается (вроде и специалистов приглашали для консультаций), и это радует.