Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана

7ab20a3143f04a9db55b916da9a07f98.jpgВот уже более пяти лет Гарри Бринул (Harry Brignull), независимый дизайнер пользовательских интерфейсов из Лондона, собирает уникальную коллекцию DarkPatterns.org — так называемых тёмных паттернов — реальных примеров, как профессионалы используют специфические приёмы веб-дизайна для обмана интернет-пользователей и побуждения их к «нужным» действиям. Например, принуждения к покупке ненужного товара или переходу по рекламной ссылке.

Коллекция Dark Patterns — вовсе не ошибки дизайна, совсем наоборот. Это результат работы грамотных специалистов, которые сознательно применяют своё мастерство в нечистоплотных целях. Они могут назвать это «эффективным дизайном» или «продающим сайтом», но суть именно в манипуляциях с целью получения выгоды.

К сожалению, в последнее время некоторые сайты снова вернулись к этим грязным трюкам. Это видно на примере онлайн-газеты Boston Globe, которая из-за кризиса на рынке СМИ прибегла к обманным приёмам для увеличения количества платных подписчиков.
Предположим, вы открываете статью «Открытое письмо к Берни Сандерсу».

964e15eb3a6e4072970260dd57f4da1b.png

Появляется всплывающее окно с предложением оформить подписку. Здесь используется небольшой трюк: кнопка «Закрыть» отрисована очень слабо контрастным фоном, так что её трудно заметить. К тому же, она перенесена в нестандартный левый верхний угол. Разработчики рассчитывают, что некоторые пользователи не заметят кнопку и оформят подписку.

Если вы всё-таки нажали «Закрыть», манипуляции продолжаются.

e89f1e8e7ce14af9aacc2a64f8f2ad71.png

4a12e658bb9c4ec8903d582976f477b2.png

В нижней части страницы всплывает хорошо заметный неубираемый баннер, снова с предложением оформить платную подписку. Опять же, этот баннер сам по себе назойливый, но вполне приемлемый. Однако, в тексте сказано, что подписка стоит «всего 99 центов в неделю», а вот это уже неправда, как мы увидим ниже.

Перейдём по ссылке Subscribe Now.

7ead4f905b8f4ab5a6ec478a6b1371a0.png

66b09b98748146669c5e430521077968.jpg

Здесь становится ясно, что 99 центов в неделю — не настоящая цена. Коммерческие компании часто предоставляют скидку при подключении услуге или в начале подписки, это нормально. Проблема в том, что Boston Globe вообще не указывает настоящую цену, которую начнёт брать через четыре недели. Это вводит в заблуждение пользователя.

Если нажать Sign Up, то мы увидим ещё больше тёмных паттернов.

7009443416534741820ea177c3d736b1.png

00d94260d6fc4246b7afaff24cfea10d.png

98355ecf9e584ea2a1afb36737922914.png

На странице указана сумма, которую снимут за первый месяц ($3,96). Настоящая цена указана ниже, мелким шрифтом. Она подобрана таким образом ($3,99 в неделю), чтобы не сильно отличаться от заявленной красной цены, так что пользователю не сразу придёт в голову, что цена значительно возрастает: далее идёт отсчёт не по месяцам, а по неделям. Вдобавок, слева пользователя по умолчанию подписывают на три маркетинговые рассылки.

На следующих этапах оформления подписки реальная стоимость больше не показывается ни разу. Чтобы узнать её, нужно зайти в раздел FAQ по маленькой ссылке в правой части страницы.

bedc19c853dc4055b53ac506f4905612.png

23e237c3ad4f47fbb27e4aa596a48d95.png

Среди вопросов о кроссвордах, некрологах и гороскопах спрятан вопрос «Сколько стоит подписка на цифровую версию».

a2e90df1d61742acaf635e254fae7b40.png

cd1a93de479c45dbb285dc2cfe0a3511.png

Там указано, что настоящая цена вовсе не $0,99 в неделю, как было в рекламном объявлении, и даже не $3,99 в неделю, как сообщалось на странице оформления подписки, а… $6,93 в неделю! Почти в два раза дороже или в семь раз больше, чем на рекламном баннере. Эта цена вступает в силу только через год, так что обычному подписчику трудно будет заметить, что со счёта начали списывать больше денег, если только он не изучает детально банковские выписки. Очень грамотный приём!

И наконец, последний ход. Если пользователь всё-таки заметил неладное и попробует отказаться от подписки, то его ждёт небольшой сюрприз.

2eb3c37b8e894eaca29d7a9353e93f62.png

e363ea6ecd044516bfe1505eff33a582.png

По любым вопросам в редакцию можно обращаться по электронной почте или через онлайн-чат, но отказаться от подписки можно только по телефону (вероятно, после долгого ожидания на платной линии), при этом со счёта продолжат списываться деньги до конца текущего «четырёхнедельного периода».

К сожалению, эти и другие тёмные паттерны нередко встречаются на вполне респектабельных и приличных сайтах, в том числе российских. Так можно увеличить продажи в краткосрочный период, но в долгосрочной перспективе они наносят ущерб репутации бренда.

На сайте Dark Patterns все типы манипулятивных приёмов веб-дизайна разбиты по категориям.

Библиотека тёмных паттернов
  1. Приманка и переключение. Пользователь совершает одно действие, а вместо этого происходит нечто другое.
  2. Замаскированная реклама. Баннеры маскируются под контент или навигацию, чтобы поощрить пользователя нажать на рекламу.
  3. Скрытая детализация. Вместо доставки каждый месяц подробной детализации в почтовый ящик пользователя, сервисные компании пытаются заставить пользователя самого её проверять. Подразумевается, что он забудет это сделать.
  4. Принудительное продление. Пользователь подписывается на бесплатную пробную услугу, но ему принудительно продлевают платную подписку.
  5. Принудительное раскрытие информации. Чтобы предоставить пользователю бесплатную или дешёвую услугу, его заставляют раскрыть некую персональную информацию, которая на самом деле необязательна для совершения транзакции.
  6. Спам френдов. Приложение просит авторизации, а потом публикует сообщения в социальной сети от имени пользователя, направляя спам на его френдов.
  7. Скрытая стоимость. На последнем этапе оплаты за товар пользователю вдруг предлагают оплатить ещё небольшую сумму (комиссия, страховка, налог и т.д.).
  8. Смена фокуса. Внимание пользователя специально привлекают к постороннему объекту, чтобы отвлечь внимание от главного.
  9. Предотвращение сравнения цен. Практика обфускации ценовой информации разными способами: изменение количества товаров в упаковке, изменение размера упаковки и т.д.
  10. «Цукеринг приватности». Практика использования приёмов веб-дизайна и фразеологизмов, чтобы склонить пользователей к нужному выбору. Термин «цукеринг» (zuckering) для подобных действий предложил использовать Фонд электронных рубежей.
  11. Ловушки предполагают создание ситуации, когда пользователю будет максимально сложно отказаться от сделанного выбора, отменить своё действие (например, отменить платную подписку на журнал).
  12. Блокировка. Интерфейс затрудняет для пользователя желаемое действие, помещая перед ним на экране посторонний объект. Например, появление рекламы на кнопке паузы в видеоплеере.
  13. Сюрприз в корзине. Добавление лишнего товара в корзину покупателя.
  14. Вопросы с подвохом. Обращение к пользователю сделать выбор, когда при беглом прочтении текста создаётся одно впечатление, а при внимательном — совсем другое. Эта уловка основана на том, что пользователи склонны невнимательно читать тексты в интернете («сканировать» их по диагонали).

© Habrahabr.ru