Вакцина от малярии стала кандидатом в лекарства от рака
Датские биологи из Копенгагенского университета и Университета Британской Колумбии,
изучая действие, оказываемое вакциной от малярии на организм беременных женщин, случайно обнаружили многообещающее свойство этой вакцины, которое может помочь в борьбе с раком.
Учёные, тестируя вакцину от малярии на людях, по их словам, наткнулись на интересный факт – паразитические малярийные одноклеточные организмы (протисты) цепляются к плаценте точно такими же белками, какие можно встретить в раковых клетках.
«Десятилетиями учёные искали общие признаки у процессов роста плаценты и опухоли. Плацента за несколько месяцев вырастает из нескольких клеток до органа весом в 600-700 гр., функционируя при этом относительно автономно. В каком-то смысле опухоли ведут себя схожим образом»,- утверждает Али Саланти [Ali Salanti] из Департамента иммунологии и микробиологии Копенгагенского университета.
Саланти пояснил, что команде биологов удалось выяснить: и в плаценте, и в опухоли означенный белок отвечает за быстрый рост. В одном из экспериментов малярийный паразит повёл себя с клетками опухоли точно так же, как с плацентой, то есть присоединился к ним.
Затем в лаборатории учёные воспроизвели используемый малярийными паразитами белок и добавили к нему токсин. Эта парочка способна выискивать в организме раковые клетки. Клетка поглощает белок, после чего токсин выделяется уже внутри клетки и убивает её. Этот чудесный процесс уже был зарегистрирован как в искусственно выращенных клетках, так и у живых мышей. Об этом рассказал биолог Мэдс Даугаард [Mads Daugaard], один из бывших учеников Саланти, с которым они теперь вместе работают над этой задачей.
Учёные уверяют, что проверили тысячи экземпляров совершенно разных раковых клеток, и 90% из них активно взаимодействуют с белком. На мышах были проведены эксперименты с тремя видами опухолей, которые были имплантированы в их организмы. В результате было зарегистрировано либо значительное уменьшение размеров опухолей, либо их исчезновение у большого процента подопытных, либо выживание мышей, в отличие от тех, кто не получил экспериментального лекарства.
«Похоже, что малярийный белок присоединяется к опухолям и не обращает внимания на другие ткани. Процентное соотношение выживших мышей, получивших дозы из протеина и токсина, к погибшим, было значительно выше, чем у тех, которые не получали этих доз. Три дозы могут остановить рост опухоли и даже заставить её уменьшиться»,- рассказал кандидат наук Томас Мандел Клаусен [Thomas Mandel Clausen], уже два года, работающий в группе исследования.
Учёные поясняют, что тесты на людях можно будет проводить не ранее, чем через четыре года. Самый главный вопрос – будет ли этот метод работать в человеческом теле, и справиться ли тело с теми дозами, которые необходимы для достижения результатов. Если вдруг этот метод сработает, тогда проблемой будет лишь то, что подобное лекарство нельзя будет применять беременным женщинам.