В тюрьму за приложение
Разработчик приложений провёл полторы недели в тюрьме за то, что создал приложение для быстрого бронирования билетов. Его арестовали после жалобы железнодорожных властей. Делимся подробностями этой истории.
Днём 23 октября С. Ювараджа был в своем доме в Тирупуре и писал программное обеспечение, когда в его дверь постучали сотрудники полиции.
»Вы разработали это приложение? » — спросили полицейские, указывая на экран телефона с телефонным приложением Super Tatkal, которое позволяет заказывать железнодорожные билеты намного быстрее, чем через IRCTC, громоздкий веб-сайт Индийских железных дорог. Услышав в ответ »да», они арестовали 32-летнего разработчика в соответствии с Законом об Индийских железных дорогах 1989 года за «несанкционированный бизнес по приобретению и поставке железнодорожных билетов». Вскоре после его ареста чиновники также добились деактивации Super Tatkal и Super Tatkal Pro, которые до этого были доступны в магазине Google Play.
Вышедший под залог только через полторы недели и получивший большую финансовую нагрузку в виде судебных издержек Ювараджа до сих пор не понимает, за что с ним так обошлись. Ведь по сути, он упростил процесс заказа билетов, сделав удобный сервис для людей и обеспечив стабильный поток продаж для железнодорожной компании.
История с разработчиком стала наглядной демонстрацией того, как идея цифровизация технологий и прогресс вообще с треском врезаются в твердокаменную бюрократию Индии, олицетворением которой являются индийский железные дороги, которым исполнилось 167 лет.
Молодой программист, бросивший работу в авиационном секторе ради открытия собственного (полезного для общества) бизнеса — образцовый пример миссии индийского правительства по поддержке ИТ-предпринимателей, которых премьер-министр Нарендра Моди призывает »принять риски» и отправиться »навстречу приключениям». Вот только тюремных приключений почему-то никому не хочется.
По мнению людей из ИТ-сферы, самым большим препятствием для инноваций являются многочисленные департаменты его правительства. Ювараджа считал себя предпринимателем, но в пресс-релизе железных дорог, в котором сообщалось о его аресте, он был назван «спекулянтом».
Директор Центра инноваций и предпринимательства Индийской школы бизнеса прокомментировал этот инцидент так:»Нельзя обходить нормативные требования, будь то IRCTC или любое другое государственное учреждение. Но я думаю, что сначала разработчика следовало предупредить, чтобы достичь компромисса». Но IRCTC компромисса явно не желает. В своём твиттере компания заявила, что использование «незаконного программного обеспечения» запрещено Законом о железных дорогах.
Немного о разработчике и предмете спора
Ювараджа впервые начал программировать на BASIC в 11 лет. Вскоре он полюбил кодинг и начал рассматривать это направление как вариант карьеры, когда познакомился с Java. В 2007 году Ювараджа поступил на авиационного инженера в Технологический институт Мадраса, ведущую техническую школу Тамил Наду. Будучи весьма перспективным учащимся, он получал стипендию в размере 3000 рупий (3080 рублей) в месяц от Организации оборонных исследований и разработок правительства Индии (DRDO). В Массачусетском технологическом институте в Ченнаи Ювараджа встретил таких же, как он. Тех, кто любит программировать. Позднее он получил степень магистра в области авиационной техники и устроился в хорошую авиационную фирму в Бангалоре.
Работая в Бангалоре, Ювараджа часто заказывал билеты для поездки домой в Тирупур.»Именно тогда я понял, что приложение IRCTC ужасно медленное. Кроме того, я всегда хотел разрабатывать приложения, и мне показалось, что сейчас самое подходящее время », — рассказывает Ювараджа. «Так появился Super Tatkal».
Приложение, запущенное в 2016 году, позволяло пользователям быстро и просто указать детали поездки, чтобы вставить их на веб-сайт IRCTC. Это ускорило процесс примерно в пять раз по сравнению с временем, необходимым для бронирования билетов на сайте IRCTC.
Сначала в приложении были баги, но постоянная группа пользователей давала обратную связь, указывая на недочёты. Устраняя их, Ювараджа понял, что приложение набирает популярность. Первый год оно было бесплатным. Позже, когда стоимость обслуживания облачных серверов увеличилась до 10 000 рупий в месяц, разработчик попросил у пользователей финансовой поддержки. Это не помогло, и тогда он решил ввести систему покупок внутри приложения, когда пользователь мог купить стопку из 10 виртуальных монет за 20 рупий (около 20 рублей). После первых трёх бесплатных бронирований приложение просило пять монет за транзакцию, то есть пользователь должен был заплатить 10 рупий (10 рублей) за бронирование.
Железнодорожники утверждают, что Ювараджа заработал 20 миллионов рупий через Super Tatkal в период с 2016 по 2020 год. Это может показаться большим числом, но получается около 40 000 рупий в месяц. При этом все пользователи знали о модели оплаты и что разработчик никого не обманывал, заставляя платить.
«Мы не разрешали»
Super Tatkal Pro
Так как Super Tatkal набирал обороты, Ювараджа решил погрузиться в мир стартапов. Он уволился с работы в 2017 году и вместе с двумя своими друзьями создал приложение-агрегатор грузовиков Speedbird trucks. Это было похоже на Ola или Uber для грузовиков. Но у компании быстро появились проблемы. Было сложно убедить людей использовать грузовики, доступные в приложении, потому что существующие контракты с известными сервисами казались пользователям проще. Компания была основана на сбережениях трех молодых людей, и ей не хватало бизнес-модели. История закончилась убытками.
Между тем у Super Tatkal дела шли относительно хорошо. Количество пользователей продолжало расти, и было запущено второе приложение, Super Tatkal Pro. Оно позволило бронировать билеты через приложение IRCTC для железнодорожного сообщения в 2019 году. Чтобы поддерживать свой стартап и поддерживать свою семью, Ювараджа также работал программистом-фрилансером. Доход был небольшой, но стабильный. Однако Ювараджа и не подозревал, что его приложение внимательно изучалось сотрудниками железнодорожной полиции.
»Сотрудники штаб-квартиры Южной железной дороги в Ченнаи сыграли ключевую роль в анализе данных и идентификации местонахождения разработчика поддельного приложения, а также собрали доказательства, например исходный код сервера, исходный код приложения, список конечных пользователей и банковские выписки преступника» — горделиво указано в отчёте железнодорожной полиции.
Ошибка Ювараджа, по мнению одного из представителей железнодорожной компании, заключалась в том, что «он не получил необходимое разрешение от IRCTC и работал как билетный агент». Согласно Закону о железных дорогах, все, кто помогает пассажирам оформлять билеты, должны зарегистрироваться в IRCTC в качестве агента. Относится ли это правило к разработчикам приложений? Компания не стала отвечать на этот вопрос.
Ювараджа по-прежнему считает, что он пытался создать что-то ценное для людей и даже не догадывался о том, что нарушает какие-то законы. IRCTC мог бы послать ему предупреждение или приказ о прекращении работы приложения, прежде чем арестовывать. Однако никто не стал думать, как решить проблему. Проще было арестовать — и разработчика арестовали.
Когда Ювараджа вернулся домой, журналисты спросили его, планирует ли он возродить своё приложение и наладить сотрудничество с IRCTC, если ему выдадут официальное разрешение.»Мне бы этого очень хотелось», услышали они.
Что ещё интересного есть в блоге Cloud4Y
→ Найдено давно утерянное руководство к самому старому компьютеру в мире
→ Детям о Кубернете, или приключения Фиппи в космосе
→ Определённо не Windows 95: какие операционные системы поддерживают работу в космосе?
→ Рассказываем про государственные защищенные сервисы и сети
→ Внутри центра обработки данных Bell Labs, 1960-е
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью. Пишем не чаще двух раз в неделю и только по делу.