В США стартовали испытания крупнейшего в мире беспилотного корабля «Морской охотник»
Полное водоизмещение «Морского охотника» составляет около 140 тонн при перевозке 40 тонн дизельного топлива. Корабль оснащен двумя дизельными двигателями, которые могут достигать максимальной скорости 27 узлов (49,8 км в час) и рассчитан на условную 70-дневную миссию. В случае успеха испытаний ВМС США планируют построить целую флотилию беспилотных кораблей этого типа.
«Морской охотник» был разработан Агентством по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США (DARPA) и оборонной фирмой Leidos. В течение двух лет судно будет проходить испытания у берегов Калифорнии. По словам представителя DARPA Джареда Адамса, беспилотные суда позволят подвергать людей меньшей опасности в ходе военных операций.
Руководитель программы Скотт Литтлфилд рассказал, что в ходе испытаний на «Морском охотнике» будет находиться персонал, способный взять на себя управление в случае опасности (отчасти потому, что судно не может распознать колокол, свисток или гонг от других кораблей). Эсминец пока не оснащен вооружением, но в Пентагоне отмечают, что прототип имеет не только военное назначение — впоследствии беспилотные корабли планируется использовать в коммерческих целях, сообщает phys.org.
Военные изначально построили малый боевой корабль, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок, но разработчики говорят, что есть возможность выйти за эти рамки, например, использовать «Морского охотника» в связке с минным тралом.
Существует вероятность того, что полноразмерный прототип сможет открыть путь разработке грузовых судов без экипажа для коммерческой судоходной отрасли. Страны Европы и Азии заинтересованы в развитии флотилии беспилотных кораблей, так как это поможет сократить эксплуатационные расходы, однако идея вызвала дебаты о том, можно ли сделать роботизированные корабли достаточно безопасными для автономной работы далеко от земли.
В Международной федерации работников транспорта, представляющей интересы более миллиона моряков заявили, что не верят в то, что такая технология сможет заменить способность человека предвидеть и реагировать на различные опасности в море.
«Морской охотник» был построен у побережья штата Орегон и переехал на барже к береговой линии Сан-Диего, чтобы начать тестирование. «Прототип оснащен различными датчиками и усовершенствованной оптической системой для обнаружения других кораблей», сказал Литтлфилд.
Разработка такого корабля обошлась в 120 млн, хотя Литтлфилд сказал, что теперь на производство может понадобиться лишь 20 млн долларов.
Во время испытаний, корабль будет следовать международным правилам дорожного движения для судов такого размера. И хотя пока нет стандартов для беспилотных кораблей, Литтлфилд считает, что это может измениться после окончания экспериментальной стадии.
Военно-морской флот на протяжении многих лет экспериментировал с целым рядом беспилотных систем: от беспилотных вертолетов до малых, дистанционно управляемых лодок, запущенных с кораблей. Бюджет Пентагона в течение следующих пяти лет предусматривает инвестиции для более мощных военно-морских судов, в том числе 600 млн долларов, которые будут вложены в разработку беспилотных подводных транспортных средств.