Велогонщики получают нечестное преимущество от мотоцикла сзади
Физики из технологического университета Эйндховена (Нидерланды) с коллегами из Лёвенского католического университета (Бельгия) и университета Льежа (Бельгия) обнаружили ещё один способ, который используют профессиональные велогонщики, чтобы получить преимущество перед соперниками, кроме электромоторов в велосипедной каретке и неодимовых магнитов в заднем колесе.
Учёные провели эксперименты в аэродинамической трубе и установили, что мотоцикл непосредственно позади гонщика уменьшает силу лобового сопротивления воздуха на несколько процентов. В гонках на время, где спортсменов разделяют сотые доли секунды, это может сыграть ключевую роль.
В профессиональных велогонках рядом с велосипедистами всегда присутствует множество мотоциклов, зачастую очень близко к спортсменам. Это репортёры, фотографы и другие. Из-за них происходят неприятные инциденты и аварии, как в недавнем происшествии с 25-летним бельгийским гонщиком Антуаном Демуатье (Antoine Demoitié), погибшем месяц назад в завале на шоссейной велогонке Гент-Вевелгем после того, как на него наехал мотоцикл сопровождения.
Теперь выяснилось, что мотоциклы не только представляют угрозу жизни и здоровью спортсменам, но также заметно влияют на аэродинамические характеристики велосипеда.
Специалисты провели ряд экспериментов в программе компьютерной симуляции и в аэродинамической трубе. Выяснилось, что снижение лобового сопротивления воздуха для спортсмена регистрируется даже если мотоцикл находится в 10 метрах позади. При сокращении расстояния эффект проявляется значительно сильнее: например, при расстоянии между велосипедом и мотоциклом 25 сантиметров сила лобового сопротивления воздуха уменьшается почти на 9%. На дистанции 10 км в гонке с раздельным стартом это даёт выигрыш в десятки секунд. На дистанции 60 км — более двух минут.
Если позади велосипедиста не один, а три мотоцикла, то сила лобового сопротивления может уменьшится почти до 14%.
Фотографии с велогонок доказывают, что мотоциклы нередко едут на таком маленьком расстоянии от велогонщика. Но даже если расстояние увеличивается до десятка метров, гонщик всё равно может сэкономить секунду-другую в гонке с раздельным стартом даже на небольшое расстояние.
В прошлом году исследователи из технологического университета Эйндховена рассчитали, какое преимущество гонщику даёт автомобиль, который едет впереди. Сейчас в модель аэродинамического сопротивления включили мотоцикл позади спортсмена.
Учёные направили в Международный союз велосипедистов рекомендацию увеличить минимально разрешённую дистанцию между велогонщиком и мотоциклом во время гонки до 20–30 метров, что имеет смысл также ради безопасности.