В США предлагают оснастить алкотестерами все произведённые с 2027 года автомобили
В проекте инфраструктурного закона США, содержащем более 2700 страниц, есть предложение обязать автопроизводителей встраивать во все выпущенные после 2027 года автомобили функцию алкотестера. Если этот закон будет принят, будет чётко прописана дата завершения исследовательской программы, которую федеральное правительство и автопроизводители совместно разрабатывают уже более 10 лет.
С 2008 года огромное количество разных организаций работают над изобретением технологии, способной предотвратить пьяную езду. Шутка ли — в одних только США ежегодно из-за этого гибнет порядка 10 000 человек [в России в 2020 году в таких ДТП погибло 4515 человек — четверть от всех смертельных случаев на дороге].
«Национальная администрация безопасности на шоссе» (NHTSA) объединилась с группой, представляющей всех крупнейших автопроизводителей, «Автомобильной коалицией за безопасность дорожного движения» (ACTS) для формирования «программы по разработке системы обнаружения алкоголя у водителей в целях безопасности» с не очень приятным акронимом DADSS.
По этой программе разрабатывается две отдельных системы обнаружения алкоголя. Одна из них определяет наличие алкоголя в крови, анализируя воздух в салоне автомобиля — она каким-то образом должна отличать дыхание водителя от дыхания остальных пассажиров. Вторая использует датчик касания с инфракрасной подсветкой, встраиваемый в кнопку запуска автомобиля, обнаруживающий наличие алкоголя в крови прямо через кожу.
Обе системы должны работать автономно, без каких бы то ни было действий со тороны водителя. Предполагается, что при обнаружении алкоголя машина никуда не поедет, однако её можно будет завести, чтобы включить климат-контроль или зарядить телефон. Технологию предполагается лицензировать на открытой основе, чтобы все производители автомобилей и запчастей были «в равных условиях» — хотя бесплатной она не будет.
Хотя в проекте закона DADSS напрямую не упоминается, в нём предлагается обязать всех производителей встраивать в автомобили, выпущенные после 2027 года, пассивные технологии предотвращающие вождение автомобиля «под веществами».
Конечно, это хорошо только в теории. Даже простые анализаторы дыхания, подключаемые к зажиганию, периодические отказывают. Наверняка недовольных людей будет очень много, если распространить эту технологию на все машины — при её использовании по сотне миллионов раз в день даже 0,01% ложных срабатываний выльется в миллионы ошибок.
В данный момент в рамках проекта DADSS тестируется датчик дыхания «версии 3.3», который устанавливают в автомобили в тех случаях, когда даже минимальное содержание алкоголя в крови недопустимо. Судя по всему, датчик пока не умеет надёжно различать точный уровень алкоголя в крови [в США допустимым для вождения является содержание алкоголя в крови до 0,08% (0,8 промилле); в России — до 0,3 промилле / прим. пер.].
Также руководство программы предсказывает, что «версия 4.0» датчика должна стать достаточно небольшой и надёжной, чтобы её можно было разместить в обычных автомобилях уже к 2024 году. Датчик касания планируется закончить на год позже.
Отвечая на вопрос касательно сохранения тайны личной жизни автолюбителей, представитель программы сообщил, что в соответствии с законами и соглашением о сотрудничестве, по которому действуют NHTSA и автопроизводители, при внедрении данной системы необходимо будет ввести рабочие процедуры и принять все меры безопасности для защиты данных от непреднамеренного разглашения.
Однако современные автомобили так плотно интегрируются с различными технологиями и платформами, что иногда автопроизводители не могут повлиять на уровень безопасности своих автомобилей. Буквально в этом году хакеры продавали данные владельцев автомобилей Audi и Volkswagen, хранившиеся на небезопасном облачном сервере Microsoft Azure. Брелоки автосигнализаций постоянно взламывают. В 2019 году хакеры удалённо отключали двигатели автомобилей, заходя в учётные записи тысяч различных сторонних платформ для управления автопарком, используя пароль по умолчанию »123456».