В России создали тяжёлый летающий грузовой дрон
Уменьшенный прототип / «Аэрокосмическая экосистема»
Российские инженеры создали воздушный беспилотный грузовик «Аладдин» для перевозки людей и грузов. Он способен переносить до 250 кг полезной нагрузки на расстояние до 150 км. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя АНО «Платформа НТИ» и генконструктора проекта Алексея Алтухов.
Разработку вели в основном за счёт личных средств Алтухова. По его словам, на этот момент в дрон инвестировали около 22 млн рублей. Соинвесторами были компания «НВ-АСУпроект» и «Совкомфлот».
«Сейчас мы ищем инвесторов для следующего раунда финансирования, — добавил конструктор. — На этап активного тестирования полётов требуется около 50 млн руб. А для серийного производства нужно несколько сотен миллионов рублей». Речь, по его словам, идёт о тестировании пяти прототипов, которые компания разрабатывает в военном и гражданском направлениях.
По словам Алтухова, «Аладдин» можно использовать для транспортировки как грузов, так и личного состава, эвакуации раненых, поиска мин, прикрытия с воздуха, атаки вражеских дронов. «Почте России» он позволит доставлять посылки дёшево и быстро в труднодоступные районы и регионы», — добавил он. Интерес к разработке проявляют Минобороны, «Почта России», «Сбер» и производитель детского питания «Фрутоняня», заявил Алтухов.
Представитель «Почты России» подтвердил, что в компании знают о разработке «Аладдина». «Когда появятся готовые аппараты, сможем рассмотреть возможность их применения для решения наших логистических задач», — сообщил представитель компании. Представитель «Сбера» не смог подтвердить информацию о переговорах. В Минобороны, «Совкомфлоте» и АО «Прогресс» (производитель «Фрутоняни») не ответили на запросы.
По словам Алтухова, преимущество «Аладдина» в том, что он использует как бензиновый двигатель, так и электромотор. На последнем аппарат может пролететь до 30 км, а с использованием бензинового двигателя — более 100 км. «Поскольку Россия сейчас под санкциями, […] мы взяли двигатель с Lada Priora», — рассказал Алтухов. Разработчикам пришлось его модернизировать: с помощью турбин мощность увеличили с 100 л. с. до 260 л. с.
Двигатели, которые проектировали для Lada, ещё не использовали для крупных беспилотников, которые могли бы перевозить грузы массой до 250 кг. «Основные риски в данном случае касаются не безопасности, а экономической стороны вопроса», — отметил директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Основное значение в экономической эффективности будет иметь стоимость доставки, добавил он. По его оценке, стоимость 35 рублей за доставку 1 кг на 1 км, которую обещают разработчики «Аладдина», звучит привлекательно.
Попытки делать гражданские грузовые дроны были во многих странах, но сейчас их использование незаконно во всём мире, говорит основатель и генеральный директор стартапа Hover Александр Атаманов. Это связано с тем, что тяжёлый беспилотник может принести большой вред при потере управления или перехвате контроля за ним. В рамках экспериментально-правовых режимов разрешается использование легких беспилотников массой до 30 кг.
В России сейчас действует система проектов-маяков и регуляторных песочниц для отработки правовых механизмов в отношении БПЛА, но пока их использование не разрешено. Есть тяжёлые военные беспилотники — турецкий Bayraktar, российские «Орион» и «Охотник», но их не используют для гражданских целей.