В России разработали кодекс этики использования больших данных

Институт развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных (входят «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, «МегаФон», «Ростелеком» и другие) разработали проект кодекса этики использования больших данных. Предполагается, что документ станет основой саморегулирования этого направления на рынке.

image

Проект кодекса подразумевает, что одним из его основных принципов станет требование к компаниям проверять возможность использования данных. При этом согласие на обработку персональных данных может быть получено в любой форме, в том числе дистанционно, пишет «Коммерсант».

Кодекс также одобряет использование данных для таргетированного маркетинга, в том случае, если потенциальному клиенту он предоставляет «оптимальный выбор товаров» и не является необоснованно навязчивым.

«Дальнейшее накопление данных, где за 60% появления новых будет отвечать бизнес, требует профессиональной регламентации. Необходимо учитывать не только законы рынка, но и права потребителей. Однако разработка единого закона на данном этапе может не оправдать ожиданий. У каждого вида данных своя специфика, которую трудно прописать языком юриспруденции», — сказал генеральный директор ИРИ Сергей Петров.


Сообщается, что для экспертного и общественного обсуждения текст кодекса будет представлен осенью.

По мнению представителей Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), одна из главных задач кодекса — преодоление законодательной коллизии относительно возможности свободно использовать общедоступные данные.

«С одной стороны, установлено право владельца сайта определять порядок его использования, с другой стороны, право разрешить или ограничить доступ к информации закреплено за ее владельцем», — говорит директор департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит.


Регулирование больших данных обсуждается в правительстве и Госдуме России. Также свои концепции регулирования предлагали центр компетенций АНО «Цифровая экономика» и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), уточняет «Коммерсант».

Вопрос регулирования в этой сфере стал актуальным после конфликта «ВКонтакте» и стартапа Double Data (резидент «Сколково»), пишет издание.

«ВКонтакте» в январе 2017 года подала иск к Double Data и Национальному бюро кредитных историй (НБКИ), за использование открытых данных пользователей соцсети для продажи услуг. НБКИ предлагало банкам сервисы для оценки кредитоспособности заемщиков на основе технологий Double Data.

По оценке АБД, российский рынок больших данных на данный момент составляет 10–30 млрд рублей в год, а к 2024 году он достигнет 300 млрд рублей.

© Habrahabr.ru